В Нью-Йорке начала работу 73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, председателем которой впервые стала ее превосходительство Мария Эспиноса, министр иностранных дел Эквадора, четвертая женщина и первая латиноамериканка на этом посту.
На первом пленарном заседании было решено, что первые кресла в зале на этой сессии займет делегация Мали, а остальные делегации 193 стран-членов ООН, среди которых 84 главы государств и 44 главы правительства, разместятся в алфавитном порядке. Основными темами 73-й сессии станут вопросы дальнейшей реформы ООН, предотвращение конфликтов, обеспечение прав человека, гендерное равенство и преодоление несправедливости в мире, то есть обычный набор проблем, которые требуют, но не дают решений.
Сессия начала работу 18 сентября, а общие прения — 25 сентября и продлятся до 1 октября. В первый день прений на утреннем заседании Ассамблеи выступили генсек ООН Антонио Гутьеррес, а за ним — президент Ассамблеи Мария Эспиноза. Третьим должен был выступать президент США, но он опоздал, и Трампа заменили президентом Бразилии Мишелом Темером, после которого выступил эквадорский президент — Ленин Вольтер Морено, 65-летний социалист, которого отец назвал в честь российского баламута и французского философа. Дональд Трамп стал пятым и меньше чем за полчаса своей речи фигурально надавал членам ООН по щекам, заявив, что Америка сильнее и богаче всех, а, стало быть, обращаться с ней нужно с должным почтением и не лезть в ее дела. Россию Трамп при этом не упомянул, а свой гнев сосредоточил на Иране, глобализм осудил, а национализм, в котором его обвиняют, назвал патриотизмом. Зал отомстил президенту США смешками в ответ на слова, что его администрация достигла большего, чем практически любая другая администрация в истории Соединенных Штатов. «Это так, — с улыбкой отреагировал Трамп. — Не ожидал такой реакции, ну, ничего». До перерыва на обед в прениях приняли участие 17 ораторов и после перерыва еще 19.
Как уже было отмечено, прения, в которых примут участие лидеры стран-членов ООН, продлятся до 1 октября, и на это время манхэттенский Ист-сайд станет сущим адом для водителей. В связи с этим политизированные остряки переиначили значение аббревиатуры девиза Дональда Трампа MAGA (Make America Great Again — Сделаем Америку Снова Великой) в Make America Gridlock Again — Сделаем Америку Снова Затором). На время работы Ассамблеи службы безопасности Нью-Йорка находятся в состоянии повышенной готовности до 1 октября. В эти службы входят несколько тысяч полицейских города и штата, а также подразделения охраны ООН, Секретной службы и ФБР, которым поручено, помимо охраны порядка, быть готовыми к угрозе применения химического, биологического и других видов оружия.
Городской отдел коммунального хозяйства выделил для этого 48 многотонных грузовиков с песком, которые добавлены к 230 бетонным надолбам, 96 бетонным барьерам и 7 укрепленным в земле механическим барьерам в особо опасных местах. С 24 сентября по 1 октября прилегающие к штаб-квартире ООН улицы закрыты для движения, и гражданам настоятельно рекомендовано пользоваться общественным транспортом и велосипедами, а свои машины парковать за пределами Манхэттена. «С конца работы прошлогодней Генеральной Ассамблеи ООН мы готовились к тому, как в этом году лучше охранять важные объекты и людей в них, — сообщил комиссар городской полиции Джеймс О’Нил, — и в то же время свести до минимума неудобства ньюйоркцев и движение пешеходов и транспорта. В связи с работой ООН мы сталкиваемся с подобным каждый год.»
О работе нашей полиции в таких ситуациях известно достаточно, и ньюйоркцы давно привыкли к спецназовцам с автоматами наперевес и грузовикам с балластом у въездов в тоннели или на мосты. О работе спецслужб известно меньше, хотя в одном многоэтажном манхэттенском отеле целый этаж отведен службе координации работы подразделений федеральных агентов вдоль набережной Ист-ривер, штаб-квартиры ООН и прилегающих улиц. Это оперативный центр защиты Генеральной Ассамблеи, которым командует Артур Балек, начальник отдела безопасности Госдепартамента. В интервью репортеру газеты New York Post Тине Мур, которую туда пустили, Балек пояснил, что его отдел занимается охраной прибывающих в ООН иностранных дипломатов, а также охраной иностранных миссий, посольств и консульств на территории США. И охрану нынешней Сессии Генеральной Ассамблеи ООН там готовили несколько месяцев.
«Не думаю, что нам грозит нападение типа террористов ИГИЛа, — сказал Артур Балек. — Тут ведь не Багдад, где приходится искать минометы… Но какой-нибудь распсиховавшийся одиночка, если угодно вооруженный одиночка, за которым не уследишь. На это и есть наш план, куда входят все элементы наблюдения, чтобы такой тип не проскользнул». Начальник Балека, замдиректора управления внутренних операций службы охраны дипломатов Госдепартамента Рик Колон добавил, что подготовка к охране работы 73-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке заняла 9 месяцев и сейчас этим занимаются примерно 50 подразделений, в которых около 800 человек — специальных агентов и службы поддержки. Почти все они вооружены, и самые опытные входят в группу спецназа Mobil Security Deployment, которая обучена борьбе с террористами. Рик Колон сказал, что тщательная подготовка и тесное сотрудничество с коллегами облегчают задачу его службы.
А я вспомнил, как много лет назад, в сентябре месяце, попал в ДТП на Третьей авеню, рядом с Ист 67 стрит, где находится постоянное представительство России в ООН. Вызванные мной по мобильнику полицейские не приезжали, а я, вспомнил, что рядом с миссией находится 19 участок, и пошел туда. Рядом с участком стоял бело-синий патрульный «крузер», а в нем сидели двое патрульных, которых я попросил подъехать к моей машине и составить рапорт о ДТП. Сначала они не реагировали, а потом один вежливо сказал, чтобы я шел своей дорогой, так как они не совсем полицейские. Вернее, совсем не полицейские. Дело было, повторяю, в сентябре, во время работы очередной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Как пел Марк Бернес в еще довоенном советском фильме, «любимый город может спать спокойно», но в данном случае это касается сна иностранных дипломатов в Нью-Йорке, а для ньюйоркцев в эти дни это город заторов.