Заключительный раздел Пятикнижия «Ве зот ха-браха» будет прочитан в ближайший понедельник — в праздник Шмини-Ацерет. Это единственный не субботний, а праздничный раздел. А в ближайший шаббат, в шестой день Суккота, вместо очередного недельного раздела, прочтут специальные праздничные отрывки из Торы, а также книгу «Коэлет» («Экклезиаст»), содержащую мудрые мысли царя Шломо.
Эти глупые римляне
Во время Суккота в Храме приносили в общей сложности семьдесят быков в виде добавочной жертвы «мусаф» за народы мира: в первый день — тринадцать, во второй день — двенадцать, и так по убывающей до семи быков в седьмой день. Но когда наступал восьмой день, праздник Шмини-Ацерет, к жертвеннику приводили только одного быка — в честь еврейского народа.
Такой необычный порядок жертвоприношений можно объяснить с помощью аллегории. В одном царстве были устроены торжества по случаю дня рождения монарха. Семь дней шли массовые пиры с участием тысяч людей. А на восьмой день, когда всеобщее веселье улеглось, царь попросил собрать за праздничным столом только самых близких ему людей.
По поводу семидесяти жертвенных быков рабби Йоханан говорил: «До чего глупы народы мира. Они сами не понимают, что они потеряли. Пока стоял Храм, само его существование и приносимые в нем жертвы искупали их грехи и преступления. Но они варварски разрушили его, и теперь ничто не может защитить их от справедливого гнева Творца». Ход истории, превратившийся в сплошную череду войн и катастроф, подтверждает эту оценку почти двухтысячелетней давности.
Радость на троих
Итак, в отличие от семидневного Суккота праздник Шмини-Ацерет посвящен только евреям. В этот день для жертвенника брали только одного быка, потому что еврейский народ, как и сам Б-г, един и неповторим. Но ведь в триумвират, о котором мы говорили, входят не два партнера, а три. Можем ли мы веселиться только с одним партнером, пренебрегая другим? Поэтому мы пригласили на «семейную вечеринку» третьего участника, Тору, добавив к Шмини-Ацерет еще один праздник в ее честь — Симхат-Тора. Ведь делить радость на троих всегда приятно.
Не жарко и не холодно
Суккот отличается от других еврейских праздников и памятных дат исторической неопределенностью. Песах отмечают 15 нисана, потому что в этот день мы вышли из Египта. В Шавуот мы получили Тору. Рош ХаШана соответствует шестому дню Творения, когда на свет появился первый человек Адам. В Йом-Кипур Моше вернулся с горы Синай, неся вторую пару Скрижалей Завета, символ того, что Б-г простил евреям грех поклонения Золотому тельцу. Ханука и Пурим отмечаются в память о наших победах над врагами. Четыре поста, включая Тиша бе-ав, связаны с годовщинами осады Иерусалима и разрушения Храма. Но почему мы отмечаем Суккот 15 тишрея, на пятый день после Судного Дня? Что произошло в этот день?
Вначале определим суть праздника. Тора заповедует нам покидать свои дома в пятнадцатый день седьмого месяца (тишрей) и жить семь дней в хрупких шалашах, «сукках», в память о том, как Всевышний защищал наших предков в пустыне «облаком Славы» после их выхода из египетского рабства.
Тогда почему мы не празднуем Суккот в нисане, месяце Исхода? Комментаторы дают разные объяснения, делая упор не столько на дату, сколько на время года. Рабби Яаков (автор кодекса еврейских законов «Арба турим», XIII — XIV в.в.) писал, что если бы мицва сукки была заповедана на время Песаха, она не имела бы убедительной основы. Некоторые подумали бы, что с приближением лета мы просто переезжаем на «дачу», ближе к природе. Но мы покидаем свои дома накануне осенних холодов и дождей, когда другие люди, наоборот, возвращаются с дачи в город. Значит, речь идет не об удобстве, а выполнении заповеди Торы.
Противоположное мнение высказал РАМБАМ (Маймонид). Мы живем в сукке, говорил он, в самое благоприятное время года: еще не холодно, но уже и не жарко; дожди еще не начались. Речь идет, конечно, об Эрец-Исраэль, самом подходящем месте для выполнения заповедей Торы. Собственно, на Страну Израиля они и были рассчитаны.
По словам РАМБАНа (Нахманида), Суккот нарочно удален от Песаха на другой полюс годичного цикла, чтобы мы в любое время года могли выразить благодарность Б-гу за освобождение из египетской неволи и сверхъестественную защиту в пустыне.
Напомним, что Песах и Суккот — это семидневные праздники, установленные в память об Исходе, и каждый из них начинается 15 числа «первого» месяца: нисан — первый месяц по еврейскому национальному календарю, а тишрей — первый по летоисчислению, которое ведется от Сотворения мира.
В отличие от других комментаторов, Гаон из Вильно (XVIII век) обратил внимание не на время года, а на саму дату Суккота. Облако Славы покинуло евреев из-за греха Золотого тельца. Оно вернулось лишь после того как Моше принес с Синая вторые скрижали (первые скрижали он разбил при виде оргии поклонения тельцу). Б-г простил тогда сынов Израиля, и по Его указанию был сооружен передвижной Храм, Мишкан. Строительство Мишкана началось, по расчетам Гаона, 15 тишрея. Это число и стало первым днем Суккота.
Кроме того, время празднования Суккот дает важный урок еврейским фермерам. Осень, собран урожай. Можно беззаботно и с комфортом провести зиму. В это время труженики полей и виноградников, как сказали бы советские пропагандисты, «испытывают законную гордость за свои достижения». Но заповедь сукки выводит их из состояния самодовольства и напоминает, Кому в действительности они обязаны своим благосостоянием.
Налегке по коридору времени
Хотя нам заповедано «жить в сукке, как в своем доме», и обставлять ее по возможности с комфортом, каждому ясно, что хрупкий шалаш с такой жидкой кровлей, что сквозь нее видны звезды, не может дать ощущение прочности и надежности. Когда гостиная, столовая и спальня умещаются на площади 4-5 квадратных метров, а комплект мебели ограничен столом, парой табуреток и раскладушкой, каждому ясно, что здесь долго не проживешь.
Впрочем, есть и другое мнение. К известному мудрецу Хафец-Хаиму, жившему в польском городе Радине, приехал однажды богатый еврей-коммерсант. Он оглядел полупустую, скудно обставленную каморку Хафец-Хаима и с удивлением спросил: «Где ваша мебель?» — «А где ваша?» — переспросил мудрец.
«Зачем мне мебель? Ведь я здесь проездом», — удивился коммерсант.
«Я тоже проездом в этом мире, — сказал Хафец-Хаим. — Вся наша жизнь — это подготовка к настоящей жизни в Мире грядущем. Пройти через коридор времени можно и налегке».
Стремясь к комфорту и удобствам, современный человек ведет себя так, будто он навечно прописан в этой жизни. Недельное пребывание в сукке, временном жилище, где хватает места только для самого необходимого, напоминает нам истину, образно высказанную Хафец-Хаимом: наша земная жизнь — это лишь коридор, ведущий к другой, вечной жизни в том Мире, который остается пока за пределами нашего восприятия.
Мицва, в которую входишь с ботинками
Один хасидский ребе сказал: «Заповедь сукки — это единственная мицва, в которую погружаешься целиком, с ботинками». Нам даны 248 повелительных заповедей, для выполнения которых требуется использовать лишь часть наших физических ресурсов: тфилин (филактерии) мы накладываем на лоб и руку; в молитве и изучении Торы участвуют наш речевой аппарат и мозг; субботние и праздничные свечи мы зажигаем руками. И только заповеди сукки мы отдаемся целиком, ибо в сукке мы живем, а не просто выполняем отдельные действия.
Кроме сукки есть еще одна всеохватывающая мицва — «ишув ха-арец», обязанность жить в Эрец-Исраэль. Но эта заповедь имеет географические ограничения, а сукку мы строим в любой точке земного шара. Для выполнения этой мицвы достаточно только войти в сукку. Что бы мы в ней ни делали: спим, едим, играем с детьми, читаем газету, — на счет наших заслуг в «Международном банке Мира грядущего» непрерывно идут поступления.
Впрочем, если польет дождь, мицва пребывания в сукке отменяется. Более того, традиция называет «глупцом» того, кто остается в мокром и неуютном шалаше.
Но почему? Ведь при выполнении других заповедей от нас требуются непреклонность и самоотверженность. Ответ заключен в самом определении этой мицвы. Если бы нам полагалось только есть в сукке, мы бы делали это при любой погоде. Если бы требовалось лишь сидеть в сукке, никакие бури и грозы не освобождали бы нас от этой обязанности. Но мы живем, проживаем в сукке; нам заповедано именно «жить» в ней. Если у вас дома протекает потолок, вы принимаете самые решительные меры, чтобы течь прекратилась. Потому что с течью в доме — это не жизнь. В сукке тоже невозможно жить, если ее заливает дождь.
На крыльях орла
Заповедь сукки дает нам еще один, ныне актуальный урок. Миру угрожает тотальная катастрофа: то ли ядерная, то ли экологическая. Люди боятся террористов с атомными боеголовками и биологическими зарядами, агрессивных инопланетян, столкновения Земли с астероидом, и ни одно укрытие, даже самое совершенное, не может обеспечить защиту.
Сукка противостоит этим апокалипсическим комплексам. Она напоминает о тех давних временах, когда еврейский народ странствовал в знойной, безводной, кишащей змеями и скорпионами Синайской пустыне. Казалось, что там нельзя выжить. Но Б-г раскрыл над ними облако Славы: «как орел… парит над птенцами своими, расправляет крылья, берет каждого, носит на крыле своем».
Сукка и есть такое крыло. Когда мы живем в ней, выполняя волю Творца, у нас каким-то мистическим образом возникает чувство спокойной уверенности и безопасности. Ее хрупкие стены, фанерные или матерчатые, и худая «крыша» из ветвей надежно защищают нас от всех земных бед: от воров и террористов, от ураганов и ракет.
***
Праздником Шмини-Ацерет, он же Симхат-Тора, завершается период осенних праздников и грозных дней, начавшийся с Рош ХаШана. Шмини-Ацерет (дословно — «восьмой день торжественного собрания») отмечен специальной литургией, включая поминовение умерших «Изкор» и молитву о дожде. Мудрецы постановили также заканчивать в этот день годовой цикл чтения Пятикнижия и сразу начинать новый цикл. Поэтому в Израиле Шмини-Ацерет совпадает с праздником Симхат-Тора («радость Торы»). В диаспоре их празднуют поочередно — в течение двух дней.
Заключительный раздел «Ве-зот ха-браха» отличается не только тем, что он единственный в «Хумаше» не субботний, а праздничный, но и порядком чтения. К нему вызывают не семь человек, как в субботу, а всех присутствующих в синагоге, чтобы каждый еврей, взрослый и ребенок, мог лично отметить завершение годичного цикла. Затем над «бимой» разворачивают «свадебный балдахин», состоящий из одного или нескольких талитов, под которым встают совсем маленькие дети и отцы с младенцами. Эта «алия» называется «коль ха-неарим», «все юноши». Вслед за ними к Торе восходит «хатан Тора», «жених» Торы. Его выход, которым завершается чтение «Ве-зот ха-браха», обставлен особенно торжественно. И, «Берешит», с которого начинается новый цикл.
Содержание раздела «Ве-зот ха-браха»
Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут с ней и еврейским народом в будущем. Перед Моше открывается вся историческая перспектива вплоть до мессианской эпохи. Моше умирает легко — от «Б-жественного поцелуя», в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают своего вождя и учителя тридцать дней.
***
Замкнутый круг
«И вот («ве-зот») благословение, которым благословил Моше, человек Г-спода, сынов Израиля перед смертью своею» (33:1).
Перед смертью Моше-рабейну подобно праотцу Яакову благословил еврейский народ и каждое колено в отдельности, дополнив свои добрые пожелания пророческими наставлениями. РАМБАН и рабейну Бахья отмечают глубокую кабалистическую символику в слове «ве-зот», «и эти», с которого начинаются благословения Моше. Наш праотец Яаков завершил тем же словом свое
предсмертное обращение к сыновьям: «И вот все двенадцать колен Израиля, и это («ве-зот») сказал им отец и благословил их…» (Берешит, 49:28). Эти два «ве-зот», одно в первой книге Торы, второе — в последней «Дварим», как будто смыкаются во времени, образуя замкнутый круг, без начала и конца, что соответствует духу праздника Симхат-Тора, когда евреи водят хороводы («акафот») вокруг Торы.