Предлагаем вашему вниманию фрагменты из новой главы работы Соломона Динкевича «ЕВРЕИ, ИУДАИЗМ, ИЗРАИЛЬ».
Глава называется «МИР ТОРЫ». В тексте при указании года того или иного события используется индекс «АМ» — от «Сотворения Адама».
Первый свиток Торы Моше писал под прямую диктовку Б-га на протяжении 40 лет общения с Тв-рцом. Незадолго до своей смерти, 7 адара 2488АМ, Моше записал ещё 12 свитков Торы, согласно Мидрашу, для каждого колена сынов Израиля. Первый свиток — Сефер Тора — был помещён в Святая святых Мишкана. «Повелел Моше левитам, носящим Ковчег Союза Б-га, сказав: «Возьмите эту книгу учения и положите её у стенки Ковчега Союза Б-га, Всесильного вашего, и пусть будет она там у вас свидетельством» (Дварим, 31:26).
Все дошедшие до нас свитки Торы абсолютно идентичны. Сойферы (переписчики) Торы добились этого потому, что знали: «Вся Тора — это Имена Всевышнего, и всякий, кто учит её, как будто учит Имена Всевышнего, — говорится в книге Зоар (124 — а), -… и тот, кто пропускает хотя бы одну букву в ней, как будто порочит Имя Всевышнего.
Рамбам во «Введении к Мишнэ Тора» развивает это положение: «В наших руках находится достоверная традиция, утверждающая, что вся Тора является набором имён Всевышнего, т. е. если разделить её на слова иначе, чем принято, вся она станет последовательностью Святых Имён… Именно поэтому ошибка в одной букве делает Тору негодной… Именно поэтому мудрецы составили специальные книги, как записывать Сефер Тору (свиток Торы). Эта работа продолжалась вплоть до времени пророка и писца Эзры, который уделил вопросу о записи Сефер Торы особенно много внимания… Дело в том, что Тора в своём первоначальном виде (в таком виде Творец продемонстрировал её Моше на горе Синай) была дана как непрерывная последовательность букв, записанных «чёрным огнём по белому огню» и не разделённых на слова. Поэтому её можно было прочитать по-разному (разделив на слова) — как последовательность Святых Имён или так, как мы её теперь читаем — как рассказ о событиях, заповедях и так далее, т. е. последовательность обычных слов. Моше получил от Всевышнего правила разделения Торы на слова и чтения её, равно как и правила разделения Торы на Святые Имена».
Итак, все свитки Торы совершенно идентичны. Исключение составляют свитки Торы йеменских евреев. В них имеется девять (!) «неправильных» букв. Это чисто орфографические ошибки, никак не меняющие смысла слов, подобно тому, как, например, слово «цвет» в американском английском пишется «color», а в английском английском — «colour». (Для сравнения: в сохранившихся манускриптах Нового Завета, а они на 1300 лет моложе Торы, и их никто не преследовал и не уничтожал, обнаружено 200 тысяч вариантов различного написания букв, слов и целых выражений, породивших 400 разночтений, 50 из которых принципиальные.)
«Текст Торы, которым мы располагаем сегодня, — писал живший в XV веке в Испании философ рабби Йосеф Альбо, — это тот самый текст, который был продиктован Моше… Доказательством этому может служить то, что у всех евреев, рассеянных по свету,… текст свитков Торы одинаков, без каких бы то ни было разночтений».
В Торе 304805 букв. В печатной Торе более 200 тысяч «некудот» (огласовок) и более 100 тысяч «таамим» (знаков кантилляции, т. е. озвучивания текста). «Б-г передал Моше все правила и законы, связанные с Торой, в том числе правила мелодического чтения, являющегося основой непосредственной интерпретации», — пишет Элиягу Китов («Книга нашего наследия», т. 3).
В книге пророка Нехамии (8:8) находим: «И читали они книгу Торы Б-га внятно и внимательно, и понимали читаемое». В течение двух тысяч лет правила чтения Торы вслух передавались устной традицией, подобно Устной Торе, пока в IX — X веках н. э. не были записаны учёными в Тверии. В свитках Торы они не используются, чтобы «не ограничивать свободу интерпретации текста» (рав Э. Китов).
Рав Йедидия Шломо Рафаэль Норци (XVI век, Италия) проверил все «некудот» и «таамим» в десятках манускриптов и предложил «наиболее вероятную версию» — «Минхат Шай». Его работу позднее проверили один из крупнейших каббалистов рабби Ицхак Лурия (Ари: Ицхак Лурия Ашкенази, XVI в., Эрец Исраэль), выдающийся талмудист, признанный глава литовского еврейства рабби Элиягу бен Шломо (Виленский Гаон; 1720 — 1797, Вильно), рабби Шнеур Залман из Ляд (первый Любавичский Ребе, XIX век), рабби Йосеф Хаим (XIX век, Багдад). Только после того как они и ряд других авторитетов выразили своё согласие (иногда по умолчанию) «Минхат Шай», стал общепризнанным.
При написании свитка Торы соблюдается множество правил. Вот некоторые:
1) переписчик — образованный религиозный еврей, прошедший специальную подготовку; 2) материал свитка — специально обработанная телячья кожа — клаф (ивр.), перья и чернила должны удовлетворять специальным требованиям; 3) перед переписчиком должен находиться раскрытый в нужном месте «кошерный» свиток Торы; 4) переписчик должен произнести вслух каждое слово перед тем как его написать; 5) между буквами, словами, строчками и столбцами должны быть определённые промежутки (их 6 видов); 6) длины строк фиксированы, количество строк в столбце — 42…
Свиток признаётся «некошерным», если в нём добавлена или отсутствует всего одна буква. Обнаруженная ошибка должна быть исправлена в течение 30 дней. В это время свитком нельзя пользоваться для публичного чтения. Неисправленные свитки подлежат захоронению в земле. «Сын мой, будь чрезвычайно внимателен в своей работе, — наставлял рабби Ишмаэль рабби Меира, который был переписчиком Торы. — Если ты пропустишь или прибавишь только одну букву, ты можешь разрушить целый мир!»
Эта тщательность переписывания отличает не только Тору, но и другие книги ТАНАХа. Вот один пример. Мегилат (свиток) Эстер был записан мудрецами Великого Собрания, учрежденного Эзрой, выдающимся пророком и переписчиком ТАНАХа, вскоре после его прихода в Иерусалим из Персии в 3412АМ (см. 1.16.4.2). В Свитке Эстер рассказывается, как потомок Амалека Аман, первый министр персидского царя Ахашвероша, вознамерился уничтожить всех евреев персидского царства. Несколько раз бросал он жребий (пур), определяя дату «окончательного решения». Однако Творец спас евреев, и Аман был повешен на той самой виселице в «50 локтей в высоту», которую он приготовил для Мордехая, дяди Эстер. В память о чудесном спасении евреев празднуем мы Пурим вот уже почти 24 века.
Так вот, во всем Свитке Эстер имеются 4 буквы, размеры которых отличаются от всех остальных. Они находятся среди имен 10 сыновей Амана, казненных вместе с отцом. Три буквы мельче остальных («тав», «шин» и «заин») и одна крупнее («вав»). Каждая буква, как мы знаем, имеет числовое значение: тав — 400, шин — 300, заин — 7 и вав — 6. Три малые буквы образуют в совокупности число 707. Заметим, что именно тремя буквами традиционно обозначаются годы в еврейском календаре, а тысячелетия определяются по смыслу текста. Поэтому 3 малые буквы обозначают годы: 707АМ, 1707АМ, …, 5707АМ. Увеличенных размеров буква вав указывает, что это шестое тысячелетие, т. е. что это год 5707АМ. По григорианскому календарю ему соответствуют два года н. э. — 1946 и 1947, поскольку еврейский новый год — Рош а-шана — не совпадает с григорианским.
Очевидно, наши предки понятия не имели, что бы мог означать год 5707АМ; скорее всего, они вообще не связывали эти четыре буквы с годами. Однако они скрупулезно копировали первоисточник — сначала в течение 19 веков переписывая текст от руки, а затем еще 5 веков переписывая и перепечатывая первоисточник. И ни один переписчик, и ни один печатник и помыслить не могли, чтобы привести эти буквы к общему формату.
Разгадка пришла в 1946 году, когда 26 октября (1-го хешвана 5707АМ — ровно через месяц после наступления 5707АМ) в Нюрнберге по решению международного трибунала были казнены 10 главных нацистских преступников. (Одиннадцатый — Геринг — накануне ночью отравился в своей камере). Так вот, один из десяти — Юлиус Штрайхер, издатель злобного антисемитского еженедельника «Штюрмер» — стоя с петлей на шее, неожиданно завопил: «Пурим 1946 года! Не устраивайте из нас Пурим!». Надо полагать, что он знал Мегилат Эстер и вспомнил, что вместе с Аманом были казнены 10 его сыновей. С кем из них он ассоциировал себя, мы уже никогда не узнаем.
Итак, не иначе как по предписанию Неба закодировали Мудрецы Великого Собрания в Свитке Эстер год 5707АМ. Нам остается восхищаться, что за последующие 24 века эта информация не была утеряна и дошла до нас.