В предыдущей статье, коснувшись сообщения о предстоявшем официальном визите Ангелы Меркель в Грузию, Армению и Азербайджан, я предположил с ее стороны некоторую благотворную инициативу. По окончании этого визита придерживаюсь той же позиции.
Начнем с того, что в Тбилиси Меркель подтвердила приверженность Германии территориальной целостности Грузии. «Абхазия и Южная Осетия, — заявила она, — неотъемлемые части Грузии, 20 процентов страны оккупированы, и это остается огромной и вопиющей несправедливостью». Упомянув еще и границы Украины, она посетовала: «Наладить отношения с Россией очень сложно». Понимая, сколь непроста ее ситуация, сложившаяся в последнее время, нельзя ей не посочувствовать. Вместе с представителями наблюдательной миссии ЕС Меркель посетила Цхинвальский регион, у разделительной линии на границе с оккупированной Северной Осетией она через бинокль осмотрела расположенную там российскую военную базу. «Германия, — сказала она, — поддерживает процесс интеграции Грузии в НАТО, но… хотя на данном этапе ФРГ не может говорить о скором вступлении Грузии в альянс, ваша страна постепенно приближается к Евросоюзу и НАТО — таково мое видение».
На совместной пресс-конференции с премьер-министром Мамукой Бахтадзе Меркель вспомнила, как в 2008-м посетила Тбилиси вскоре после войны и «твердо потребовала» вывести российские войска. Она уточнила, что сохранила эту позицию и по сей день, причем президенту России, сказала она, «известна моя позиция».
Естественно, ее радушно встретили в Тбилиси. На ТВ рассказали, как она «покаталась на трамвайчике тбилисского фуникулера, осмотрела грузинскую столицу с высоты священной горы Мтацминда, дегустировала грузинское вино и даже спела а капелла вместе с грузинским ансамблем». Затем состоялся торжественный прием.
После переговоров канцлера Германии с премьер-министром и президентом Грузии состоялась ее встреча с представителями грузинской оппозиции, на которой, как сообщается, превалировали бывшие соратники Михаила Саакашвили из «Единого национального движения». Теперь они в преддверии президентских выборов, назначенных на 28 октября, объединились в оппозиционный блок «Сила в единстве» и рассчитывают провести в президенты своего кандидата. С началом регистрации кандидатов 8 сентября узнаем новые имена претендентов. А пока вместе с Ангелой Меркель перенесемся в Армению.
Визит Меркель в Армению прежде всего можно считать выражением поддержки новой власти, пришедшей в результате апрельской «бархатной революции», когда на волне недовольства прежней властью, коррупцией и преступностью народные массы, вышедшие на улицы, привели на пост премьер-министра оппозиционного парламентария Никола Пашиняна. Прошедшие с тех пор перемены — борьба с коррупцией, обеспечение независимости судебной системы, развитие прав и свобод человека, упразднение монополий и т.д. — не оставляют сомнений в стабильности новой власти и необратимости предпринятых правительством Пашиняна решений. Показательно, что Всемирный банк прогнозирует рост ВВП Армении в 2018 году на феноменальные 4,1 процента, а по прогнозам Евразийского банка экономический рост может составить 5,6%.
«Мы рады подписанию соглашения об ассоциации Армении с ЕС и готовы внести свой вклад в его реализацию», — заявила Меркель в Ереване. В ответ она ощутила необычную для официального визита теплоту — как со стороны Пашиняна и его окружения, так и со стороны простых граждан Армении. Этому было немало причин: во-первых, благодарность за очень чувствительное для армянского общества признание Германией исторического факта геноцида армян в Османской империи, во-вторых, за поддержку в вопросе разрешения карабахского конфликта исключительно мирным путем, в-третьих, за явно выраженную поддержку новых сил Армении в период их властного становления.
Вечером, когда спала жара, Никол Пашинян предложил Ангеле Меркель прогуляться с ним по пешеходному кварталу Еревана, иначе говоря, выйти к людям. В ходе несравненного общения, когда эти люди, наперебой выказывая радость встречи с канцлером Германии, стремились сфотографироваться с ней, Ангела Меркель получила незабываемые впечатления как важное дополнение к прошедшим на деловом уровне переговорам.
«Представляя интересы ЕС, Германия хочет установить более тесные отношения во всех возможных сферах и вывести страны Южного Кавказа из-под влияния России», — таково представление видного армянского эксперта, высказанное Deutsche Welle. Возможно, он прав, но для Пашиняна сегодня рациональнее не делать, как он заявил, «резких движений», и Меркель его в этом поддержала. «Армения может быть прекрасным примером сотрудничества и с Россией, и с ЕС», — сказала она.
На бакинском этапе кавказского турне Ангелу Меркель встретил с почетным караулом президент Азербайджана Ильхам Алиев. Главной темой их последовавших после встречи переговоров была возможность сотрудничества в поставках Азербайджаном природного газа в Германию и Евросоюз газопроводами так называемого Южного газового коридора (ЮГК) через Турцию. Не исключено, что к этому газовому потоку может присоединиться газ Туркменистана, ранее, как известно, добавлявшийся в активы «Газпрома».
Переговоры проходили в расширенном формате с участием делегаций двух сторон. На совместной пресс-конференции по окончании переговоров Ангела Меркель назвала открытие ЮГК «хорошей новостью для энергоснабжения Евросоюза», ищущего возможность диверсификации газового рынка, чтобы уменьшить свою зависимость от России. Ильхан Алиев подчеркнул роль Азербайджана в поставках газа европейским потребителям. Отметим, что это пока лишь планы на будущее, намечаемые и прорабатываемые, но, несомненно, важные в геополитическом аспекте. Как важен и весь круг вопросов, затронутых в кавказским турне Ангелы Меркель, имевшем известные предпосылки и открывшем ожидание грядущих последствий. В этой связи обнадеживает телефонный разговор Меркель с Трампом по ее возвращении домой.
На этом я перехожу от главной темы этой статьи к тревожной американской теме, которую Дональд Трамп называет «охотой на ведьм», то есть к затянувшейся травле избранного американским народом президента под надуманным предлогом расслелования спецпрокурором Мюллером каких-то подозрений, четко не выраженных и пока не имеющих реальных оснований. Это расследование мешает президенту нормально работать и одновременно отравляет искусственно создаваемым раздором всю американскую жизнь, а возможно и будущее.
Знаете, читатель, что мне напоминают раскрученные спецпрокурором дела Пола Манафорта и Майкла Коэна? Вы удивитесь, но я скажу: по юридической казуистике они напоминают дело Михаила Ходорковского, когда некая группа, законспирированная под названием «Байкалфинансгрупп», задумала отобрать у него «ЮКОС». Повадки этой группы явственно проступают теперь в указанных следственных делах.
Напомню, что началось, когда, комментируя суд над Ходорковским, Владимир Путин как бы невзначай публично заявил, что, дескать, «у Ходорковского руки в крови». Подчиненные стали искать лжесвидетелей, чтобы это подтвердить. Прямых не нашли. Тогда арестовали Алексея Пичугина, возглавлявшего в «ЮКОСе» отдел безопасности. Его обвинили в убийствах и, ничего не доказав, приговорили к пожизненному заключению. Месяцами позже пробилась правда. Цитирую ее с wikipedia.org: «Свидетели обвинения Геннадий Цигельник и Евгений Решетников заявили, что оговорили Леонида Невзлина и начальника отдела службы безопасности «ЮКОСа» Алексея Пичугина под давлением следствия в обмен на поблажки в сроке заключения».
Получается, что Пичугин не виноват, а арестован был с умыслом заставить его лжесвидетельствовать против Ходорковского. Не получилось. Был, помнится, еще случай с бывшей сотрудницей «ЮКОСа» Светланой Бахминой. Ее арестовали, мучили, но затея снова провалилась, она отказалась возводить на Ходорковского ложь. Ничего не добившись, под давлением общественности ее пришлось освободить.
Так вот — спецпрокурор Мюллер и стоящие за ним подстрекатели — не в России ли почерпнули этот приемчик нечестного следствия: схватить, обвинить, припугнуть, чтобы затем в обмен на обещанные поблажки Манафорт или Коэн, взятые «за жабры», пали духом и подписали нужные следствию и следствием же сфабрикованные показания против Трампа?
Предъявленные им обвинения не имеют ничего общего с подозрениями спецпрокурора относительно Трампа по так называемому «российскому делу». Тем не менее морально нечистоплотные фейковые СМИ, рассказывая о давних услугах Манафорта бывшему президенту Украины Януковичу, почему-то раз за разом безответственно именуют Манафорта экс-менеджером избирательной кампании Трампа. Он недолго был в этой должности, и Трамп его уволил, так причем тут недоплата им налогов с денег, полученных много лет назад от Януковича? Ни при чем. Позорны такие следственные дела. Плохо кончат те, кто их стряпает.