Кровавое лето 1929 года

Пост Девятого ава выпал в 1929 году на вечер 14 августа. В Иерусалиме ожидали массового наплыва молящихся у Стены Плача и опасались, что это может спровоцировать беспорядки. Любое скопление евреев у подножья Храмовой горы арабы воспринимали как покушение на мусульманские святыни — в первую очередь, на мечеть «Аль-Акса». 

14 августа у Стены Плача действительно было тесно — здесь в течение вечера помолились около 15 тысяч человек. Кроме того, у стен Старого города состоялось шествие, организованное «Комитетом Стены Плача» под руководством профессора Иосифа Клаузнера. В нем приняли участие 3 тысячи молодых людей. Но, несмотря на эти беспрецедентные по своей массовости события, все обошлось без проблем. «Вопреки всевозможным слухам, в этом году вечер Девятого ава прошел в Иерусалиме абсолютно спокойно», — с удовлетворением констатировала газета «Давар».

Но это было только начало. Днем 15 августа у стен Старого года вновь появились активисты «Комитета Стены Плача». Правда, на этот раз их было значительно меньше, чем накануне — около 350 человек. Развернув бело-голубые знамена и скандируя: «В крови и огне пала Иудея, в крови и огне она возродится», — они прошли торжественным маршем через Шхемские ворота к Стене Плача под неодобрительные выкрики арабских прохожих.

Обстановка в Старом городе начала накаляться. В мусульманском квартале стремительно распространились слухи о том, что на этот раз евреи задумали что-то серьезное, и мечети «Аль-Акса» угрожает реальная опасность. Тем временем, активисты «Комитета» исполнили у Стены Плача «Ха-тикву» и разошлись. Благодаря тому, что порядок обеспечивали усиленные наряды британской полиции, день завершился без особых происшествий.

Утром 16 августа арабы решили показать всем, кто хозяин в Святом городе. По окончании пятничной молитвы на Храмовой горе они ворвались на площадь перед Стеной Плача. Арабы разогнали находившихся там евреев и сожгли несколько молитвенников. Маховик насилия начал стремительно раскручиваться. Незначительный инцидент на бытовой почве, произошедший 17 августа в Бухарском квартале Иерусалима, привел к массовой драке между арабами и евреями. 17-летний Авраам Мизрахи получил в ней ножевое ранение, оказавшееся смертельным. Разгневанная толпа евреев атаковала полицейских, прибывших, чтобы арестовать убийцу юноши. Один из стражей порядка получил серьезные ранения. Вечером в районе деревни Лифта на западной окраине Иерусалима произошли новые столкновения между евреями и арабами. Британская полиция, едва успевшая перевести дух после благополучного завершения Девятого ава, снова вернулась в состояние повышенной готовности. Мандатная администрация обратилась ко всем жителям страны с призывом соблюдать спокойствие и воздерживаться от резких заявлений. Но было уже поздно. Уже вечером 17 июля в арабских кварталах Иерусалима начали распространяться листовки, в которых утверждалось, что евреи осквернили исламские святыни. «Наши сердца в смятении, — говорилось в ней. — Варварские деяния врагов возмущают мусульман. О, арабская нация, взоры твоих братьев в Палестине обращены к тебе. Мы взываем к твоим национальным и религиозным чувствам. Настало время восстать против врагов, жестоко попирающих святыни ислама, насилующих наших женщин и убивающих вдов и младенцев».

Газета «Доар ха-йом» вышла 18 августа с заголовком: «Арабская чернь оскверняет наши святыни у Стены Плача». Однако прочие еврейские издания вняли призыву британской администрации и воздержались от резких высказываний. Газета «Гаарец» подвергла критике своих коллег из «Доар ха-йом», опубликовав статью под названием «Посеявший ветер пожнет бурю». «Пропагандистский яд ежедневно сочится со страниц «Доар ха-йом», — говорилось в ней. — Он отравляет атмосферу в стране, он подпитывает демонстрации, подобные той, которая состоялась 15 августа. Ведь именно она послужила прологом для арабских бесчинств».

Однако буря, к несчастью, была уже слишком близко. Арабские лидеры взяли курс на продолжение конфронтации, рассчитывая извлечь из нее политические дивиденды. Враждующие кланы — аль-Хусейни и Нашашиби — стремились к укреплению собственных позиций, выдвигая каждый себя на роль предводителя «Восстания Аль-Бурак». Именно так, по арабскому названию Стены Плача, была названа волна беспорядков и погромов, прокатившаяся по подмандатной Палестине летом 1929 года.

Своего пика они достигли, неделю спустя, после поста Девятого ава. 23 августа по окончании пятничной молитвы на Храмовой горе толпа вооруженных палками и ножами арабов атаковала евреев в Старом городе. Несколько человек были ранены, попытки властей пресечь беспорядки не принесли никаких результатов. К середине дня погром перекинулся на другие еврейские кварталы Иерусалима. На евреев набрасывались с ножами, толпа поджигала синагоги и жилые дома. В тот страшный день в Иерусалиме были убиты 19 евреев. Но еще более жуткие события развернулись на следующий день в Хевроне. Субботним утром арабы начали забрасывать камнями еврейские дома. В поисках помощи братья Хайхель выбрались на улицу, но они были убиты бесчинствующей толпой на глазах у британских полицейских. Никакой реакции на это со стороны стражей не последовало. Возликовавшие погромщики с криками: «Британское правительство с нами» начали врываться в еврейские дома.

Ситуация разворачивалась по самому страшному сценарию. На беззащитных людей набрасывались с ножами и дубинками, душили веревками, надругались над живыми и уже убитыми. Полиция продолжала бездействовать. В то же время некоторые арабские жители Хеврона укрывали евреев в своих домах. Абу Ид Зейтун, вооружившись ружьем, встал на пути погромщиков, попытавшихся ворваться к нему во двор. Там нашли убежище несколько еврейских семей. В то кошмарное утро у арабских соседей смогли спастись 263 еврея. Но результаты погрома в Хевроне все равно оказались крайне тяжелыми: 67 евреев были убиты, в том числе12 женщин и трое детей младше пяти лет. 65 человек были ранены, в том числе 44 — тяжело. Оставшихся в живых евреев Хеврона на грузовиках вывезли в Иерусалим. Так было ликвидирован еврейский квартал города. Опустевшие дома заняли арабы. В 1931 году группа энтузиастов попыталась возродить еврейский квартал Хеврона, но с началом Большого арабского восстания в 1936 году им пришлось покинуть город. Еврейское присутствие в Хевроне возобновилось после Шестидневной войны.

В тот же день, 24 августа 1929 года, арабы атаковали евреев в Тель-Авиве (6 убитых и 33 раненых) и Хайфе (7 убитых и 61 раненый). 29 августа в Цфате были убиты 18 человек и 80 были ранены. Маленькие еврейские общины британские власти эвакуировали полностью. Под усиленным полицейским эскортом евреи покинули Газу, Дженин, Туль-Карем, Шхем. Были эвакуированы поселок Мизкерет-Батья и кибуц Мишмар ха-Эмек.

В результате трагических событий 1929 года погибли 133 еврея и 339 были ранены. Были убиты 116 арабов и 232 были ранены. Несколько еврейских общин в Эрец-Исраэль прекратили свое существование.

Еще одним результатом «Восстания Аль-Бурак» стало ограничение еврейской иммиграции в Палестину. Вследствие выхода в 1930 году «Белой книги Пассфилда» (британского министра по делам колоний) была также строго регламентирована продажа земельных участков евреям. Фактически «Белая книга» ставила под сомнение основополагающие принципы Декларации Бальфура. Под давлением еврейских организаций в 1931 году премьер-министр Великобритании Рамсей Макдональд отменил большинство антисионистских постановлений Пассфилда. Однако отступление от принципов Декларации Бальфура продолжилось и в последующие годы.

Борис ЕНТИН, «Детали», http://mnenia.zahav.ru

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора