Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди. Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены. «Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до завтра. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять себе птенцов или яйца. Крышу дома надо обнести перилами. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна («шаатнез»). Мужская четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей — «цицит». Приведены законы о запрещенных отношениях между полами. В военном стане надо соблюдать правила ритуальной чистоты. Беглого раба нельзя насильно возвращать хозяину. Строго запрещена проституция. Нельзя брать с еврея проценты за ссуду. Следует избегать клятв и обетов. Наемному работнику разрешено есть плоды во время сбора урожая, но нельзя брать их с собой. Сообщаются правила развода и повторного брака. В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы. Давая деньги взаймы, не бери в залог орудия труда должника. Похищение людей карается смертью. Запрещено удалять с тела признаки «цараат» (проказы). Даже в случае просрочки ссуды кредитор должен вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать плату наемному работнику. Родственники преступника не несут за него наказание. Прозелиты и вдовы пользуются особой защитой. Неубранные с полей остатки урожая надо оставлять беднякам. Суд может приговорить человека к телесному наказанию (не более 39 ударов палкой). «Не заграждай рта быку, когда он молотит». На бездетной вдове должен жениться брат ее покойного мужа. Описана процедура освобождения от этой обязанности. Меры и весовые гири должны быть «верными». Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».
Некоторые религии запрещают развод. Раз браки «заключаются на небесах», говорят их адепты, значит, люди не вправе расторгать их. Иудаизм занимает более гибкую позицию в этом вопросе. Развод — вещь, конечно, печальная, но допустимая. В сегодняшнем разделе приведены его основные условия: «Если возьмет человек жену…и случится так, что не понравится она ему, потому что нашел он в ней ущерб (в тексте употребляется выражение «эрват-давар», что буквально означает «развратную вещь», т.е. уличил в измене), то пусть напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из дома своего…» (24:1).
В еврейской юриспруденции известны две школы: Шамая и Гилеля. Первый из этих двух великих законоучителей, живших в Эрец-Исраэль приблизительно за сто лет до разрушения Второго Храма, строго толковал положения Торы, второй проявлял больше либерализма.
В заключительной мишне трактата «Гитин» сказано, что школа Шамая допускает развод только в том случае, если жена изменила мужу, а школа Гилеля разрешает расторгнуть брак, даже если у жены всего лишь подгорела еда. Чем объяснить такой разрыв мнений? Талмуд объясняет, что речь идет о двух разных браках: первом и последующем. Когда мужчина разводится с первой женой, говорит рабби Элиэзер, то даже храмовый жертвенник льет слезы. Тора резко порицает первый развод и допускает его лишь в случае супружеской неверности. Ко второму браку отношение куда менее трепетное. Развестись можно даже по самой тривиальной причине, например, если жена — неряха или плохо готовит.
«…И уйдет она из дома его, и пойдет, и выйдет за другого человека, и возненавидит ее этот последний муж, и напишет ей разводное письмо…и отошлет ее из дома своего…». РАШИ поясняет скрытый смысл этих слов. Если женщина действительно склонна к разврату, и второй муж знал о причине ее развода, но все равно женился на ней, их брак тоже долго не продержится.
«…Или же умрет этот последний муж, который взял ее в жены, то не может первый ее муж… взять ее снова, чтобы она была ему женой, после того как осквернилась она».
Теперь речь идет уже не о банальном адюльтере. Даже если женщина развелась с первым мужем по какой-то другой причине, второй брак, вполне законный, делает ее нечистой для него. После второго развода или смерти второго мужа она не может вернуться к первому мужу. (Если же второго брака не было, семью можно восстановить.)
Причина этого, на первый взгляд, странного ограничения проста. Тора запрещает ныне модный обычай, когда надоевшие друг другу супруги временно расходятся, живут с другими партнерами, а затем, подогрев свои остывшие чувства, вновь соединяются. Такое легкое отношение к святости брака — «мерзость для Б-га»; оно «наводит грех на страну» и поэтому совершенно нетерпимо для народа, состоящего в особо близких отношениях с Творцом Вселенной.
Жизнь и смерть на кончике языка
«Помни, что сделал Б-г Мирьям в дороге, когда выходили вы из Египта» (24:9).
Это повеление логически связано с предыдущей заповедью, запрещающей удалять с тела признаки «цараат», проказы, которой человек наказывался Б-гом за грех злословия. В книге «Бамидбар» (12:10) рассказывается о том, как Мирьям, сестра Моше, высказала несколько осуждающих слов по поводу неустроенной семейной жизни брата, и в результате ее тело покрылось проказой. Этим, на первый взгляд, малозначительным эпизодом в эпопее Исхода легко пренебречь. Поэтому Тора строго велит: «Захор», «Помни!» Так же настойчиво и тем же словом «захор» она требует от нас помнить «день субботний» и то, «что сделал тебе Амалек».
Чем объясняется такая строгость? Во-первых, самой тяжестью наказания. В период Исхода прокаженный, «мецора», высылался за пределы походного стана. Он не мог вернуться домой, к семье до полного исцеления. Его избегали даже те, кто страдал иной формой ритуальной нечистоты. «Мецора» ходил в разорванной одежде, нестриженый. При встречах с людьми он должен был закрывать лицо, как делали в то время скорбящие. Все это служило грозным предостережением для евреев: «Следите за языком!»
Но почему Тора призывает нас помнить о вреде злословия и клеветы на примере Мирьям, великой праведницы, в заслугу которой сынов Израиля сопровождал в пустыне не иссякающий водный источник? Еще в детстве она с риском для жизни спасла своего новорожденного брата (из-за которого на старости лет получила проказу), и в дни Исхода была верной соратницей Моше-рабейну. В конце концов, она хотела добра ему и его жене; проявила родственное участие. Верно, хотела добра. Но все ее благие пожелания и прежние заслуги не помогли ей. Мирьям сказала «лашон а-ра» и была моментально наказана.
В том и состоит урок повеления «Помни!», которое РаМБаН включил в число 613 заповедей: если уж Мирьям, несмотря на свою несравненную праведность и величие, не избежала тяжелой кары за плохие слова, то чего ждать нам, простым смертным?