— Добрый день, рав Элиягу! Как обсуждать с психологом вопрос жестокого физического насилия в детстве от родителей — таким образом, чтобы не нарушить законы лашон a-ра и заповедь почитания родителей? Я не еврей, 19 лет.
Юрий, Россия
— Вы задаете очень непростой вопрос. Ответить на него однозначными рекомендациями в отрыве от конкретных обстоятельств (а мне они неизвестны) и вовсе, пожалуй, невозможно. И все же попытаюсь хоть как-то помочь Вам. Опираясь на собственные наблюдения и стараясь прочесть текст Вашего письма, что называется, «между строк». Позволю себе высказать некоторые общие суждения. Вы пишете, что Вам 19 лет. И если родители до сих пор пытаются применить к Вам физическое насилие — выход видится один: дистанцироваться от них, жить самостоятельной жизнью, поддерживая с ними контакты, главным образом — на расстоянии. Но если я правильно понял, унизительные, болезненные моменты в общении с родителями для Вас уже в прошлом. Из многолетнего опыта преподавания, из писем на сайт на схожие темы знаю, что многие люди склонны связывать свои взрослые жизненные проблемы и неудачи с травмами, которые получили в детском возрасте. У кого-то «по этим причинам» занижена самооценка, кто-то испытывает серьезные трудности в общении с людьми и т.д. и т.п. Безусловно, особенности отношений родителей с детьми оказывают немалое влияние на формирование характера, личностных качеств и взглядов детей. Но весь вопрос в том, что делать с этой «аксиомой». Прошлое, как известно, не перепишешь наново. И Вы, как человек думающий, разумный и восприимчивый к здравым идеям, не можете не понимать, что сосредоточенность на том, что уже случилось, никуда не ведет. Разве что к психологическому тупику, парализующему волю и устремления. Наверное, приятно помечтать о том, что в обозримом пространстве есть кто-то, кто возьмет тебя за руку и умело выведет на широкую, светлую жизненную магистраль. Но в реальности жизнь устроена иначе. Каким будет жизненный путь человека, во многом зависит от него самого. От направленности его размышлений, готовности приложить усилия к тому, чтобы конструктивно что-то изменить в себе и в своем существовании. Из содержания Вашего письма, по задачам, которые Вы перед собой ставите (не нарушить заповеди о лашон а-ра, злословии и о почитании отца и матери), складывается впечатление, что Вы на том или ином уровне знакомы с нашей традицией. Что Вы признаете существование Творца и то, что Он управляет миром и людьми. Осознавая это, Вы настроены на добро. И во всем этом мне видится некий потенциал, обуславливающий, на мой взгляд, Вашу внутреннюю способность самостоятельно, без посторонней помощи, обозначить для себя реальные жизненные перспективы и внести в свою жизнь позитив, позволяющий строить будущее на основе положительных и возвышающих принципов. Советую Вам больше читать книги на этические, возвышенные темы, приподнимающие человека над обыденностью и сиюминутностью. И чем выше Вам удастся подняться, тем мельче, незначительней будут становиться для Вас прошлые и возникающие во взрослом состоянии обиды и неурядицы. И еще советую с большим вниманием присмотреться к своему окружению и попытаться помочь людям, стараясь оградить их от дурных поступков и настраивая на хорошее.
Перемены в Вашей жизни, безусловно, не проявятся сразу. На то, чтобы они стали заметными, понадобится немало времени. Но и сам процесс переориентации и переустройства уже на начальном этапе, поверьте — будет вселять в Вас чувство большей уверенности в себе и некоего удовлетворения.
Отвечал рав Элиягу Эссас