В трех первых разделах книги «Дварим» Моше-рабейну призывал сынов Израиля, готовящихся вступить в Эрец-Исраэль, любить, чтить Б-га и выполнять Его законы, предостерегал их от забвения своей миссии. Пророк изложил основы еврейской веры и напомнил о главных событиях Исхода. Три следующих раздела, начиная с «Реэ», составляют законодательное ядро книги: в них изложены в общей сложности около 170 заповедей.
Моше сообщает евреям, что выбор между соблюдением и несоблюдением законов Торы — это, по существу, выбор между благословением и проклятием. Вступив в Эрец-Исраэль, они должны сжечь деревья, которым поклоняются местные язычники, и уничтожить их священные изваяния. Приносить жертвы Б-гу можно только в специальном месте — индивидуальные жертвенники запрещены. Моше несколько раз напоминает о запрете употреблять в пищу кровь животных. В пустыне скот резали только в передвижном Храме; в Эрец-Исраэль убой скота для еды можно проводить везде. Далее Моше призывает евреев не подражать другим народам, ничего не добавлять к Торе и не убавлять. Лжепророки, призывающие евреев оставить Тору и поклоняться идолам, должны быть казнены. Нельзя щадить и «агитаторов», пропагандирующих идеи, чуждые Торе, даже если это близкие родственники или друзья. Еврейский город, жители которого стали идолопоклонниками, должен быть полностью уничтожен. Запрещается наносить себе увечья в знак скорби по умершим. Моше вновь перечисляет кошерных и некошерных животных, рыб и птиц; повторяет запрет смешивать в еде мясо и молоко. Продукты второй десятины, выделенной из урожая, должны быть съедены владельцем в Иерусалиме, а если продуктов очень много, разрешается обменять их на деньги и купить еду в Святом городе. Дважды в семилетие эту десятину отдают беднякам. Сыны Израиля должны проявлять милосердие к соплеменникам: в седьмой год прощать им долги и займы. Б-г обещает изобилие тем, кто выполняет эту заповедь. Еврейский раб выходит на волю после шести лет службы, получив вознаграждение за свой труд. Если раб не хочет уходить, ему прокалывают ухо шилом у дверного косяка, и он остается в неволе до пятидесятого «юбилейного» года. Раздел завершается описанием трех праздников — Песах, Шавуот и Суккот, во время которых полагается совершать паломничество в Иерусалим.
***
«Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (11:26). Почему это обращение сформулировано в единственном числе? — Моше обращается к каждому еврею в отдельности. Каждый должен сделать личный выбор между благословением духовно наполненной жизни и проклятием примитивных страстей и убогого материализма.
Наши мудрецы учили в талмудическом трактате «Кидушин», что каждый человек должен считать, что мир балансирует на грани пропасти: сумма грехов точно уравновешена суммой добродетелей. Одна-единственная «мицва» обеспечит миру благоприятный приговор Небес, сохранит жизнь человечеству; а одно прегрешение столкнет его в бездну, безвозвратно погубит. Вот почему Тора говорит каждому из нас: «Смотри! Благополучие мира, его выживание зависят лично от тебя. Вот благословение, и вот проклятие — выбор за тобой. Помни, какая громадная ответственность лежит на твоих плечах».
Раскройте ладони
«Если будет у тебя нищий, из братьев твоих, где-либо во вратах твоих, в стране твоей…, то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей…. Но раскрывай ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет» (15:7-8).
В этих наставлениях сформулированы главные принципы помощи нуждающимся. Во-первых, указан порядок предпочтения в распределении «цдаки» (обратите внимание: в святом языке «цдака», милостыня, одного корня со словом «цадик», праведник, и «цедек», справедливость). На первом месте — «эвьон», нищий, т.е. предельно бедный человек, остро нуждающийся в поддержке. На втором — «братья твои», т.е. родственники, и чем ближе родство, тем важнее помочь. Следующие на очереди бедные «где-либо во вратах твоих», жители твоего города; за ними следуют те, кто живет «в стране твоей», бедняки Эрец-Исраэль. Им важнее помогать, чем евреям диаспоры.
Далее сказано: «не сжимай руки твоей,…но раскрывай ему руку…».
Сожмите руку в кулак и посмотрите на свои пальцы. Они кажутся почти одинаковой величины. А теперь раскройте ладонь, и вы сразу увидите, какие они разные. Отсюда мудрецы учат, что нет стандартной нормы помощи нуждающимся. Каждый бедняк беден по-своему. Поэтому Тора добавляет: «Давай по мере нужды его». Одному достаточно куска хлеба; другому, если он разорившийся богач, надо, возможно, помочь купить лошадь или нанять слугу. Без них он тяжко страдает (хотя вы не обязаны снова превратить его в богача). Ведь нищета понятие относительное. В разных странах и обществах выражение «уровень бедности» имеет разный смысл.
Поэтому и сказано: «Не сжимай руки твоей», не уравнивай пальцы, и не уравнивай людей, которые обращаются к тебе за помощью. «Но раскрывай ему руку»: учись видеть свои пальцы — и бедняков — в их истинной пропорции.
Лучший в мире гарант
«…Раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей» (15:11).
В одном магазине висело объявление: «Мы уповаем на Б-га; все другие платят наличными».
Один античный философ в беседе с раббаном Гамлиэлем задал ему такой вопрос: «Ваша Тора настойчиво велит давать деньги на пожертвования и нуждающимся в долг, не боясь, что это подорвет ваше финансовое благополучие. Но ведь такая боязнь естественна. Как может человек одалживать кому-то деньги и не испытывать при этом беспокойства, что ему не вернут долг и в результате он сам обеднеет?» Раббан Гамлиэль спросил философа напрямую: «Если вас кто-нибудь попросит одолжить денег, вы дадите»? «Зависит от того, кто попросит, — ответил философ. — Если я не знаю этого человека, то да, я побоюсь дать ему ссуду. А вдруг он не вернет». «А если у него будут гаранты», — продолжал допытываться раббан Гамлиэль. «Ну, если они заслуживают доверия, то я, наверное, соглашусь дать в долг». «Что если гарантом будет сам Император?» «В таком случае я, конечно, буду на сто процентов уверен, что получу обратно свои деньги». «Выделяя деньги на благотворительность,– пояснил раббан Гамлиэль, — мы как будто одалживаем Императору Вселенной. В нашей книге «Мишлей» (Притчи царя Шломо) сказано: «Тот, кто щедро помогает бедным, фактически дает взаймы Б-гу, и Б-г полностью расплатится с ним».
Всевышний расплачивается с нами в этом мире, гарантируя, что мы получим назад то, что «одолжили» Ему. А в Мире грядущем мы получим полную награду за наш «заем». Никто не может сравниться с Б-гом в надежности. Если Он гарантирует, что вернет нам деньги, есть ли хоть малейшее сомнение в том, что благотворительность окупится сторицей?