Противоречия и искажения в письме историков «Яд ва-Шема»
.
В последние дни я оказался втянут в бурную и крайне странную дискуссию: является ли совместно согласованный правительствами Израиля и Польши документ, задача которого состоит в том, чтобы смягчить новый польский закон об отношении к Катастрофе, исторически верным.
Скажу сразу — я прекрасно отдаю себе отчет, насколько болезненной является эта тема. Всем известно, что множество поляков принимало участие (и более того – играло ведущую роль) в зверствах и преступлениях против евреев. Эти люди прокляты навсегда, и недопустимо, чтобы их преступления были скрыты или забыты. Об этом в Израиле знает каждый.
Куда меньше известно то, что наряду с этими польскими преступниками было много поляков, продолжавших сражаться с нацистами. Польша же, хоть и была полностью оккупирована немцами, не сдалась как государство и продолжала сохранять два важных альтернативных института: правительство в изгнании и подчинявшееся ей мощное подполье — «Армию Крайову». Совместная декларация положительно отзывается о правительстве в изгнании и о сопротивлении. И именно это вызвало столь яростное неприятие историков «Яд ва-Шема».
Атака на правительственную декларацию началась со статьи профессора Иегуды Бауэра в газете «Гаарец», в которой документ был назван «предательством», и была продолжена в письме трех ведущих историков «Яд ва-Шема», заявивших, что мол, «формулировка декларации по сути поддерживает уже опровергнутый в исследованиях нарратив», согласно которому:
«Правительство Польши в изгнании и его подпольные структуры последовательно стремились, как в оккупированной Польше, так и за ее пределами, предотвратить уничтожение польского еврейства. В рамках этой деятельности ими была создана «структура системной поддержки и помощи еврейскому народу». Кроме того, они активно действовали против поляков, сдававших евреев».
Уже на этом этапе дискуссия становится достаточно странной, можно сказать, вообще неподобающей. Поскольку авторы письма взяли и добавили от себя слова якобы из совместной правительственной декларации, которых там просто не было. В переводе этой декларации не написано слово «последовательно», не было фразы «системной поддержки и помощи», и не сказано «активно».
Всех этих акцентов, как бы усиливающих определенные утверждения, в переводе совместной декларации нет и в помине. Иными словами, авторы письма сначала обвиняют правительственную декларацию в том, что оно признает некий нарратив, которого на самом деле там вовсе нет. А затем утверждают, что этот нарратив, которого, напомню, там нет, уже опровергнут в исследованиях.
Однако дальше письмо историков становится еще более странным. Настрой его, надо заметить, крайне критичен, можно даже сказать, враждебен. Но наряду с агрессивным словоизлиянием приводятся и несколько исторических фактов. И вот они, эти исторические факты, приведенные в письме, подтверждают — надо же, какой сюрприз — как раз то, что сказано в совместной декларации правительств Израиля и Польши.
Не может быть? Тем не менее, это так легко доказать, что я уже несколько дней не перестаю утверждать следующее: те, кто как бы были полностью убеждены письмом историков из «Яд ва-Шема», судя по всему, это самое письмо вообще не читали. Иначе говоря, они не только совершенно не знакомы с историей Польши, но просто являются откровенными интеллектуальными лентяями.
Так вот что я сделал для вас, мои дорогие читатели. Я составил очень простую таблицу. В ней с левой стороны цитируются исторические факты из совместной правительственной декларации, а с правой приводится упомянутый в письме «Яд ва-Шем» исторический факт, очищенный от всего враждебного пустословия.
Короче говоря, вы сами, своими глазами, наглядно убеждаетесь в том, что факты, приводимые в письме, критикующем совместную декларацию, повторяют упоминаемые в нем исторические утверждения. Историки «Яд ва-Шема», вероятно, вполне успешно опровергают нарратив, который они сами же и приписали совместной декларации («последовательно», «системно», «активно»), но вот те утверждения, которые там действительно приводятся, они как раз таки удостоверяют.
Поэтому, на мой взгляд, профессор Дина Порат, главный историк «Яд ва-Шема», сопровождавшая весь ход согласования правительственной декларации, была абсолютно права, утверждая, что документ не искажает истину, как заявили некоторые ее коллеги. Вы сами видите, что этот документ вполне разумен с исторической точки зрения и соответствует тем самым фактам, которые привели в своем полемическом письме историки «Яд ва-Шема».
Двойной стандарт
Итак, исследователи «Яд ва-Шема» признают исторические факты, доказывающие то, что и польское правительство в изгнании и подполье действовали в соответствии с тем, как это описано в совместной декларации. Тем не менее, историки критикуют оба упомянутых польских института и категорически отказываются признать эту их деятельность. Как они это аргументируют?
Тут странности письма становятся и вовсе необъяснимыми. По сути дела, исследователи утверждают, что польское правительство в изгнании и подполье могли делать больше, что их мотивы не были чисты, и что среди них тоже были антисемиты, которые даже убивали евреев. Они также вновь и вновь напоминают нам, что антисемитизм в Польше был очень широко распространен.
В целом весь этот посыл сочетает в себе неисторические по сути суждения и двойные стандарты. Ведь точно также можно было бы поставить под сомнение чьи бы то ни было мотивы, в том числе и праведников народов мира, и даже утверждать, что и те могли бы сделать больше. Но это абсолютно не историческое суждение. Историк может рассуждать о том, делали ли другие в это время в сходных условиях больше или меньше. Именно такого рода реалистическими оценками может оперировать профессионал, а не абстрактными идеализациями, от которых ему следует держаться подальше. Когда же мы сравниваем правительство в изгнании и подполье с другими структурами того времени, не остается никаких сомнений, что они делали больше других.
Обвинения в антисемитизме также выглядят странно и сомнительно. Ведь, официальная политика и правительства в изгнании, и подполья, как по духу, так и на деле были в пользу евреев. И даже верное по сути замечание, о том, что в подполье были и антисемиты, которые убивали евреев, вопреки указаниям и настрою подполья, не меняет этого факта. Более того, ясно, что широко распространенный в Польше антисемитизм, наоборот, лишь подчеркивает важность признания деятельности правительства в изгнании и подполья, которые вопреки этим настроениям поддерживали евреев. И представители «Яд ва-Шема» сами подтверждают это.
Неряшливая работа
Вообще говоря, авторы критического письма весьма откровенно облегчили себе жизнь. Ведь кто, как не историки «Яд ва-Шема», являются теми, кто мог бы рассказать нам намного больше обо всей этой теме, если бы, конечно, они захотели придерживаться истины.
Например, как написал в своем блоге д-р Дани Орбах, «Яд ва-Шем» позабыл указать на раз за разом повторявшийся призыв польского правительства в изгнании к признанию равных прав для евреев. Авторы письма также не стали утруждать нас и напоминанием о той помощи, которую подполье оказало восстанию в Варшавском гетто, запамятовав, как видно, и о той операции, когда подпольщики прорвались в концентрационный лагерь и спасли евреев.
Не стали исследователи «Яд ва-Шема» отмечать и деятельность таких бойцов подполья, как Витольд Пилецкий, который пробрался в Освенцим и на протяжении нескольких лет рисковал своей жизнью, выясняя, что происходит в лагере уничтожения (публикация Арика Гринштейна об этой невероятной истории на сайте «Мида»). А были кроме него и другие. Нет никаких сомнений в том, что если бы исследователи только захотели, они бы, как никто другой, могли рассказать о подобных примерах.
Короче говоря, желая выступить против совместной правительственной декларации, историки «Яд ва-Шема» пошли на все: начиная с пренебрежения к историческим фактам, а также подмены реальных суждений идеализациями, и заканчивая применением двойных стандартов в оценки деятельности польского правительства в изгнании и подполья.
Все это вместе делает упомянутое письмо непоследовательным, нечестным и недостойным.
Справедливая критика
Историки «Яд ва-Шема» могли бы сказать так: совместная декларация в порядке, пока речь идет о правительстве в изгнании и «Армии Крайове», но ее формулировка уж слишком снисходительна к полякам, сотрудничавшим с нацистами. Может быть, мы и историки, а потому вопросы формулировок политических деклараций не наше дело, но это раздражает.
Вот что было сказано в декларации о поляках, совершивших преступления против евреев и против человечества:
Мы признаем и осуждаем все случаи жестокости в отношении евреев, совершенные поляками во время Второй мировой войны. … В то время некоторые люди, вне зависимости от происхождения, религии или своих убеждений, раскрыли свою отвратительную сущность.
Я считаю, что хотя здесь и есть польское признание в этих преступлениях (что уже само по себе является достижением), и хотя перечисленное выше верно, справедливо утверждать, что этого всего недостаточно. Кроме того, в декларации этим преступлениям сразу же противопоставляется деятельность правительства в изгнании и подполья, что и вовсе преуменьшает акцент самого признания вины. Вот такая критика, на мой взгляд, была бы не только уместна, но и конструктивна.
Но это совсем не то, что сделали авторы письма. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, чего не хватает в декларации, они предпочли исказить то, что в ней было сказано — очень проблематичный поступок, особенно для историков, а затем завуалировать факты, доказывающие то, что это заявление исторически верно, пустословием, скрывающим истинную суть.
Антиполянизм
Поступок исследователей «Яд ва-Шема» выглядит особенно сомнительным на фоне совершенно иного отношения, проявляемого многими из них к Германии. Как напомнил журналист Амнон Лорд, когда Даниэль Гольдхаген опубликовал книгу, в которой утверждал, что немцы в большинстве своем были не жертвами нацизма, а его ярыми сторонниками, тот самый профессор «Бауэр и его коллеги приложили все возможные интеллектуальные усилия, оправдывая Германию».
Бауэр, пишет Лорд, требовал разобраться в том, почему «не была упомянута немецкая оппозиция!? Социал-демократы, коммунисты и 67 процентов населения, не голосовавших за нацистов на последних выборах?»
Одним словом, складывается ясное ощущение, что в то время как Бауэр и его коллеги требуют рассматривать историю Германии во всей ее сложности, тщательно различая «хороших» и «плохих», в отношении польской истории они видеть разные стороны проблемы категорически отказываются.
И они гнут свою линию, несмотря на то, что всем понятно, кто в действительности организовал Катастрофу европейского еврейства, и даже вопреки тому, что в своем собственном письме им приходится признать исключительность польских структур (вроде «Жгуты»), спасавших евреев.
Повторюсь снова: тот факт, что правительство в изгнании и подполье действовали так, ни в коей мере не умаляет вины, каких бы то ни было преступников и злодеев.
И вот в этом, как раз вся суть — когда я говорю, что у польской истории есть и другая сторона, я должен все время объяснять, что я не обеляю польских преступников, судьба которых вечно гореть в аду. Когда же правительство представляет декларацию, в которой признается другая сторона польской истории (а она существует), исследователи «Яд ва-Шема», напрочь пренебрегая интеллектуальной честностью, набрасываются на это заявление.
При этом Бауэр и его коллеги совершенно спокойно рассуждают о сложности германской истории, о немецком сопротивлении нацистам, о «хороших немцах» – коммунистах.… И тут же, не переводя дыхания, они стремятся преуменьшить и вообще свести к нулю деятельность польского правительства в изгнании и «Армии Крайовы».
Поэтому, признаюсь, в последние дни мне все труднее не удивляться, наблюдая это совершенно явное различие в отношении к Германии и к Польше. И меня, если честно, начинают терзать смутные сомнения, а нет ли у исследователей Катастрофы в «Яд ва-Шем» характерных признаков «антиполянизма»? Или, попросту говоря, не снедает ли их банальный расизм?
Историки из «Яд ва-Шема», безусловно, знакомы с этим недугом. Недаром в своем письме они отмечают, что «важно говорить о предрассудках и стереотипах, существующих в отношении Польши». Но, судя по их реакции, самих себя обязанными преодолевать подобные недостатки они совершенно не считают.
Хороший текст. Вполне объективный.
Польша — государство юдофоб, государство-антисемит, за очень редким исключением отдельных его граждан.
О каких договорённостях может идти речь, если и по сей день они остаются на тех же позициях. Избавь нас Господь от таких друзей, а от врагов мы и сами избавимся.
А что, это можно сказать лишь про Польшу? А про Россию, Германию, Францию, Британию, и пр., и пр., и пр…
Разве что, кроме Антарктиды?
А вам не кажется, что из Иерусалима может быть иной взгляд, нежели из Омска?