Дональд Трамп в интервью 18 июня с удивлением отметил, что евангельские христиане восприняли перенос американского посольства в Иерусалим с куда большим энтузиазмом, чем американские евреи. Недавний опрос, проведённый Американским еврейским комитетом (AJC), подтвердил такую оценку.
Лишь 46% американских евреев одобрили перенос посольства, а 47% не одобрили. При этом 57% американских евреев в целом не согласны с политикой Трампа относительно Израиля, и 41% из них занимают в этом отношении крайнюю позицию. А 20% американских евреев вообще считают, что Израиль должен перестать быть еврейским государством, то есть исчезнуть. Для сравнения: 85% израильских евреев рады переносу посольства, и свыше 75% в целом одобряют то, что делает Трамп. Это близко к 80% — числу евангельских христиан, одобряющих деятельность Трампа.
Примерно ¾ американских евреев голосуют за антиизраильскую Демократическую партию. Такая аномалия должна иметь исторические корни.
3-4 поколения назад предки подавляющего большинства американских евреев жили в Российской империи. Это означает — они подвергались унизительной дискриминации: черте оседлости, процентным нормам в учебных заведениях, запретам на профессии. Власти смотрели сквозь пальцы на еврейские погромы, если не сами участвовали в их организации. Граф Витте, побывавший премьер-министром, писал в своих дневниках об организаторе погромов — Союзе русского народа, черносотенцах: «Союз — организация обычных воров и хулиганов». Однако его членами были семеро канонизированных православной церковью святыми клириков, включая Иоанна Кронштадского и патриарха Тихона, а также сам император Николай II. Политический протест против враждебной им власти вёл евреев в экстремистские партии с социалистической идеологией — в эсеры, в анархисты. Самыми респектабельными среди экстремистов были социал-демократы. Ещё существовали конституционные демократы, но это была партия оппозиционной аристократии, буржуазии, интеллигенции. Евреи этим группам были в целом чужды. О неприязненном отношении великой русской литературы к евреям знаменитый очерк Жаботинского «Русская ласка».
Поклонниками социалистических идей оказались и еврейские националисты, создававшие в начале ХХ века новую общину в Палестине, и большая часть эмигрантов из Российской империи в Америке. Второе поколение этих евреев уже получало образование юристов, врачей и вливалось в высшие слои общества, сохраняя в большинстве социалистические симпатии и космополитические взгляды своих родителей. В отличие от родичей в российских местечках, нёсших печать еврейства, эти люди быстро ассимилировались и стали более американцами, чем евреями.
Поэтому американцы еврейского происхождения достаточно равнодушно отнеслись к трагедии европейских евреев периода Второй мировой войны, продолжавшейся долгих 12 лет. Лишь после окончания войны, когда стал ясен масштаб трагедии Холокоста, участь родителей, братьев и сестёр, других родственников счастливых эмигрантов, в недалёком прошлом оставленных в Европе, в американских евреях проснулись чувства солидарности и… да, стыда за бездействие в годы войны. Американские евреи имели рычаги, чтобы надавить на правительство и хотя бы заполнить несчастными собратьями эмиграционные квоты США, остававшиеся в годы Холокоста неиспользованными, но не сделали этого.
Трагедия Холокоста стала темой, пробудившей национальное самосознание американских евреев. С огромным энтузиазмом они приняли воссоздание Израиля. Оружие из Чехословакии, спасшее новорожденный Израиль, не было бесплатным. Чтобы оплатить его, Бен-Гурион отправил в США Голду Меир с напутствием: «Без 10 миллионов не возвращайся». Американские евреи собрали для Израиля 50 миллионов. Думаю, не будет преувеличением, чтобы соотнести эту цифру с инфляцией за 70 лет, умножить её на 100. В недавние годы старые американские евреи, чтобы удовлетворить свои национальные сантименты, пооткрывали шикарные мраморные музеи Холокоста и сделали его центром воспитания национального самосознания молодого поколения.
Но случилось неожиданное — молодые американские евреи самоидентифицироваться с жертвами Холокоста не хотят. Скорее, Холокост отпугивает их от еврейства. Характерен эпизод из самого популярного ситкома за последние десятилетия: Джерри Сейнфельд чрезвычайно расстраивает своих родителей — старых евреев, когда те узнают, что их сын на сеансе «Списка Шиндлера» целовался с девушкой.
Да и с какой стати принадлежность к народу, давшему почти беспрепятственно себя уничтожать, может привлекать молодёжь, выросшую свободной в свободной стране? Я думаю, нет более надёжного способа отвадить молодых людей от их еврейства, чем внушать им, что они принадлежат к народу покорных жертв.
Так что же — закрыть музеи и выкинуть упоминание о Холокосте из школьных учебников, как сделали англичане, «чтобы не расстраивать мусульман»? Конечно, нет. Но эти музеи — не для евреев. Они — для народов, сотворивших Холокост. Я был впечатлён, наблюдая в Еврейском музее во Франкфурте-на Майне экскурсии немецких школьников, сменявшие друг друга в залах, посвящённых Холокосту. Эти школьники могли узнать важное о своей стране и народе, что-то выучить. И я думаю, что евреи напрасно своими протестами предотвратили открытие женского католического монастыря в Освенциме. Христианам есть что замаливать в этом несчастном месте, в чём каяться.
После войны религиозные лидеры евреев провозгласили отказ от попыток вывести моральный урок для нашего народа из Холокоста. Они назвали такой урок принижающим память шести миллионов погибших. Этот подход оказался обескураживающим для молодых. Если урока нет, и уничтожение едва не половины нашего народа может быть беспричинным, имеет ли смысл принадлежать к нему? Холокост — не первая, и даже не самая крупная катастрофа в истории евреев. С избранным народом ничего случайно не происходит. И каждый раз духовные вожди проявляли мужество искать и находить — за какие прегрешения Всемогущий допустил трагедию для своего народа. Изгнание евреев Иудеи в Вавилон и разрушение Первого Храма в 586 году до н. э. постигло нас, по мнению мудрецов, за нарушения нами главных заповедей иудаизма — запрета идолопоклонства, кровопролития и аморальности. Катастрофа разрушения Второго Храма, Иерусалима и рассеяния случилась из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Когда легион римлян осадил Иерусалим, евреи в осаждённом городе не объединились для защиты, а затеяли гражданскую войну, сами сожгли склады с продовольствием и умерли от голода. Могла ли последняя катастрофа случиться сама по себе? Боюсь, что причина отказа религиозных лидеров евреев определить мистическую причину Холокоста кроется в том, что основная вина за трагедию лежит на них самих. 18 столетий евреи повторяли строки 137-го псалма Давида: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя. Да прилипнет язык мой к нёбу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего». И каждый пасхальный седер завершали восклицанием: «На следующий год — в Иерусалиме!» Но когда за 4 дня до Октябрьского переворота в Петрограде на другом конце Европы английское правительство приняло «Декларацию Бальфура» «о создании в Палестине национального очага для еврейского народа», а спустя 5 лет Лига наций сделала этот документ своим официальным, и в то же время развалилась Оттоманская империя, и английская корона получила мандат над Палестиной с задачей провести это решение Лиги наций в жизнь, духовные лидеры европейских евреев призвали свою паству в Палестину не переезжать.
Процитирую своё старое эссе «Вопрос вопросов»: раввины «отговаривали свою паству от эмиграции в Палестину, поскольку там отсутствует «идишкайт» — ортодоксальная религиозная среда. Кто же её мог бы создать, как не переселенцы из Европы, которым грозило в те годы оказаться между жерновами армий двух величайших злодеев в истории — Сталина и Гитлера?
Выдающийся религиозный мыслитель Исахар Тейхтель в книге «Счастливая мать сыновей», написанной в Будапеште в 1943 году, в разгар уничтожения европейского еврейства, упрекал в происходившей трагедии антисионистскую позицию ведущих раввинов того времени: «Огромное множество наших братьев евреев, недавно убитых, были бы спасены, если бы они находились уже в Земле Израиля. Кто примет ответственность за пролитую невинную кровь?.. Все те лидеры, которые препятствовали евреям присоединиться к строителям Израиля, не могут умыть свои руки и сказать: «Наши руки не проливали эту кровь» (цитата из «Второзакония», 21:7)». Рабби Тейхтель обвиняет религиозных лидеров в том, что «они попались в ловушку разведчиков», имея в виду клевету на Землю Израиля разведчиков, посланных Моисеем перед завоеванием Земли Израиля. Тогда из-за доверия этой клевете вымерло в пустыне поколение Исхода.
Американские евреи, если бы они заботились о сохранении еврейства, должны были наряду с музеями Холокоста построить для молодёжи иное просветительное учреждение: образовательный центр — «Музей тщеты иудейской». После первых его залов, посвящённых самопожертвованию идеалистичных российских евреев, борцов за марксистские идеи, которые принесли народам Российской империи ужас коммунистического террора и рабства, а самим еврейским борцам в 1937 году пулю в затылок или гниение в ГУЛАГе, должна быть развёрнута экспозиция: «Уроки Холокоста». В чём корни заблуждения мудрецов того поколения, не решившихся повести народ воплощать исполнение молитв 18 веков — возвращение в Б-гом данную нам страну?
Неоднозначной была позиция виднейшего раввина первой трети ХХ века — Хафец Хаима. Он отзывался враждебно об антирелигиозных сионистах, но в то же время защищал создателя религиозного сионизма рава Кука. В 1925 году 87-летний Хафец Хаим сам решил совершить алию. В Земле Израиля он надеялся, понимая важность для судьбы народа его единства, примирить главу антисионистских ультраортодоксов рабби Зонненфельда и рава Кука. Он говорил, что придет к ним, сядет и будет плакать — «может быть, когда они увидят старика, который сидит и плачет, они захотят утешить его и помирятся». Увы, разные жизненные обстоятельства, болезни близких и его самого, не позволили Хафецу Хаиму осуществить его замысел.
За несколько месяцев до смерти, в 1933 году, когда Гитлер уже был у власти, 95-летний Хафец Хаим предсказал своему ученику, что европейские евреи могут погибнуть, а спасутся евреи Сиона. Если бы эти его слова стали известны широким массам евреев, возможно, спаслись бы многие. Но основной религиозный истеблишмент имел отличное мнение.
Другой столп того поколения раввинов Хазон Иш заявил в те годы: «Польша, где находятся прославленные иешивы и праведный Хафец Хаим, имеет алахический статус Земли Израиля, а все остальные страны являются диаспорой по отношению к этому центру святости». Однако, в 1933 году, в котором пришёл к власти Гитлер и умер Хафец Хаим, Хазон Иш сам совершил алию. В Земле Израиля он занял антисионистскую позицию. Европейских евреев к алие Хазон Иш не призывал.
Ещё один раздел музея следовало бы отвести борьбе современных американских евреев за враждебные еврейским ценностям идеи. Эпиграфом над входом я бы повесил транспарант с финальными строками из «Думы про Опанаса» Эдуарда Багрицкого:
«Так пускай и я погибну
У Попова лога,
Той же славною кончиной,
Как Иосиф Коган!..»
Напомню: герой поэмы комиссар продотряда Коган гибнет, изымая зерно у крестьян, организуя «голодомор». Удручающий антиподвиг.
В экспозициях этого зала в чёрной рамке на стене можно вывесить список американских антиизраильских организаций вроде «Джей-стрит», «Новый израильский фонд», «Мир сегодня». К ним можно добавить и попавшую под управление демократов старейшую «Антидиффамационную лигу», а также целое направление — реформистских евреев. И те, и другие осудили признание Трампом Иерусалима столицей Израиля и перенос туда посольства США. А рядом с этим скорбным списком можно повесить портреты еврейских студентов — борцов за БДС.
Ну, а в последнем зале музея должно разъясняться, что несмотря ни на что мы остаёмся избранным народом. Что, теряя по ходу истории большие массы народа, иногда его большинство, оставшиеся продолжают выполнять миссию, возложенную на наших праотцев — нести миру послание Всевышнего — письменным словом ТАНАХа и своей судьбой.
Новая книга Бориса Гулько:
«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Спасибо за умное эссе, Борис. Вы исходите из того, что причина Холокоста кроется в отказе евреев совершить физическую алию, т.е. переехать жить в Израиль. Я всегда исходил из того, что 137-й псалм Давида: «Если я забуду тебя, Иерусалим» подразумевает духовную неразрывную связь с Иудаизмом, а не физическое проживание в Святой Земле. А море крови Холокоста — плата за атеизм Европы. Правда приведенная Вами «Статистика Ненависти к Святой Земле», а также процент смешанных браков и атеизма среди евреев Израиля и евреев диаспоры подтверждает Вашу правоту. Вы, вероятно, в душе чувствуете определенный дискомфорт среди комфортабельной американской жизни. Со Вашей светлой головой Вы могли бы, вне всякого сомнения, внести особенный вклад в развитие Израиля, например основать шахматную школу и вырастить целую плеяду чемпионов. Однако все это, как говорят немцы: «Hätte, hätte, Fahrradkette».
Сдержаться не могу. Какая безобразная антисемитская статья! Видимо переписанная с черносотенных сайтов, где все поголовно обвиняют самих евреев, их раввинов в Холокосте. Какая антиамериканская статья, обвиняющая американских евреев в бездействии. В Американской армии воевало больше евреев, чем в Красной армии. Американцы освободили концлагеря. Американские евреи помогли собрать остатки евреев Европы, переправить их в Израиль. Америка помогла организовать Израиль. Именно американские евреи ввели термин Холокост, пересчитали жертвы, открыли сотни музеев. Американские евреи давили на Конгресс, как могли. В те годы американские евреи не были так сильны, как сегодня, и не имели 100% возможностей. Евангелисты в те времена были антисемитами.
«Анти-израильская демократическая партия Америки» — глупость несусветная. Где и когда демократы, кроме Обамы, сделали хоть бы шаг против Израиля?
И в Голодоморе виноваты евреи? У меня на столе книга о Голодоморе, изданная украинцами- очевидцами Голодомора в Лондоне в 1955 году с именами экспроприаторов. Евреев меньше 10%. Украинцы не обвиняют евреев — Гулько обвиняет.
К вашему списку антиизраильских организаций, Гулько, надо добавить множество религиозных ортодоксальных евреев Америки, Израиля и мира, абсолютно безразличных к Израилю, и даже врагов Израиля. Мне неудобно, но скажу, религиозные евреи как раньше , так и сегодня работают против Израиля.
Лучше бы вы открыли школу шахмат, как сказал Фриц.
.
АДЛ: Закон о национальном государстве – угроза демократии
Одна из крупнейших еврейских правозащитных организаций Антидиффамационная лига присоединилась к критикам Закона о национальном характере Государства Израиль, который был вчера принят Кнессетом.
Директор АДЛ Джонатан Гринблатт и руководительница ее израильского подразделения Кэрол Нуриэль считают, что данная инициатива противоречит принципам демократии, и призывают не применять ее во избежание дискриминации нацменьшинств.
Буду вам благодарен, Эдмонд, если вы приведете примеры отношения к Новому закону религиозными партиями и организациями. Иначе получается опять — двадцать пять: ортодоксы все знали наперед, ортодоксы предупреждали, Холокост — наказание за отступление от веры. Словесная эквилибристика — оружие ортодоксов.
Большинство евреев Америки приветствуют новый закон. АДЛ покидают евреи (В том числе и я, посылавший регулярно им какую-то сумму. Перестал, написал Джонатану Гринблату вычеркнуть меня) Гринблат — это молодой болван, которого еле нашли, т.к. никто не хотел возглавлять АДЛ)
Историю Холокоста надо изучать не по Гулько. Я не рекоммендую ничего читать, зная, что никто не будет, но одну книгу предлагаю всем: «While 6 Million Died», автор Arthur D. Morse. Может быть найдете русский перевод: «Пока 6 миллионов погибали». Книга вышла в 1967 году, автор — очевидец и активист еврейского движения США времен войны. Документы и только документы о борьбе евреев США с правительством США о помощи. Там есть и имена раввинов, вхожих к Трумену. Вот маленький первод:
В 1938 году нацисты сожгли все синагоги Германии, уничтожиливсе еврейские организации и бизнесы, угнали 25 000 евреев в концлагеря. Пострадало 1 000 000 евреев. Трумен знал, Америка знала. Пять дней спустя на прессконференции еврейские журналисты задали вопрос: Может ли Америка помочь евреям Германии въехать в США?
У нас такого вопроса нет, — ответил Трумен, — в США есть закон и квота на эмиграцию.
Приблизительно то же ответил Сталин.
Раввины, советники — евреи и не евреи, консультанты, разведчики докладывали президенту США. Из США шли Гитлеру нота за нотой (на которые он плевал) Большую машину не так легко раскачать. И только через пять лет США выслали войска. Представьте себе ситуацию, когда страна вступает в войну, на которую никто не нападал. По факту Америка напала первой на Германию.
Не надо переосмысливать Холокост, перекручивая факты себе в угоду
Только что проехал по пяти странам Европы: Венгрия, Чехия, Словакия, Австрия, Германия: везде памятники Холокосту, экскурсии, бронзовые тапочки, пустые стулья, плачущие деревья, пустые синагоги — музеи. Все это — чепуха. Но евреев нет, а тем, что есть, нет жизни. Везде перекручена (переосмыслена, как у Гулько, история Холокоста, а заодно и история войны: СССР во всем виноват)
На ухо скажу вам, Эдмонд. Если бы евреи США были против нового закона, его бы не было…
Анатолий, лично мне абсолютно безразлична любая позиция по со виновности, или не виновности, в самом факте Холокоста. Не тратьте время убеждать меня в чем-то. Мне достаточно знания того, что МНОГИЕ евреи Америки являются убежденными социалистами, или представителями сектантских течений в иудаизме, что исключает для них возможность лояльного отношения к сегодняшнему Израилю.
Анатолий, просветите пжлс, малограмотного узбека: А кем таким был Трумэн в 1938 году?
Реувен, дорогой наш узбек, читайте внизу, где я писал, что это ошибка. Жаль — жаль, что все остальное , написанное мною, вас не заинтересовало. Понятно, воевавшим в Ташкенте Холокост не понять.
FRITZ, насколько я знаю, физически Земля Израиля и особенно Иерусалим имеют огромное религиозное значение для иудеев. Жить в Земле Израиля – мицва, с которой связано множество законов, например – запрет покидать её кроме нескольких случаев. Иерусалим был для мужчин во времена Храмов местом обязательного паломничества трижды в год.
За что мы были наказаны Холокостом? Конечно, мы можем только предполагать. Могу на Ваш довод возразить: в местах большой учёности евреев – в Литве и Польше – погибло более 90% евреев. А в центре ассимиляции и месте рождения реформизма Германии – только 25%. Конечно, есть тому рациональное объяснение – в Германии евреи имели 6 лет на то, чтобы спасаться.
Мы действительно готовимся вернуться в Израиль. Но шахматную школу я открывать не собираюсь. Это было бы для меня, как пытаться дважды войти в ту же реку.
Борис, две наши приведенные трактовки 137-го псалма Давида не исключают друг друга (either … or), а скорее дополняют (as well … as): «Если я забуду тебя, Иерусалим» подразумевает как духовную, так и физическую связь с Израилем.
Желаю Вам и Вашей семье хорошего дня.
Лично мне трудно себе представить, чтобы у Давида — богатыря, воина, мужика, бабника, завоевателя Иерусалима, основавшего там новый город и затеявшего строительство Храма, не преобладало чисто физическое восприятие Иерусалима.
На мой взгляд, в этой статье Бориса есть скрытое рациональное зерно. Возможно, он и сам его не видит. Это желание спустить на тормозах рукотворного идола Холокоста, ставшего для многих интересантов нашего времени Золотым Тельцом. Для справки: к отрицателям Шоа (1938-1945 гг) себя никоим образом не отношу. Более того, слышал об этом с 5-летнего примерно возраста, когда мне разъяснили происхождение моего имени и судьбу людей, памятником которых я являюсь. Подробности явления пришли потом.
Кстати, Иегуда, я тоже противник спекуляций Холокостом. Не надо никого трогать, поминать всуе, не надо переосмысливать в сторону обвинений самих евреев или еще кого-то. Не надо быть оригиналом.
«Для справки: к отрицателям Шоа (1938-1945 гг) себя никоим образом не отношу. Более того, слышал об этом с 5-летнего примерно возраста, » Слышал??? Я этого не могу понять. Вы поезжайте увидеть. В наши Книги должны быть внесены изменения в память о Холокосте.
Действительно ли это Бог наказывает каждый раз евреев за неизвестно какие прегрешения, (объясняемые разными мудрецами по разному) или евреев преследует злая воля разных личностей, дорвавшихся до власти, которым настолько претили данные евреям 10 моральных заповедей, что они решали поработить или уничтожить евреев?
Гитлер ненавидел евреев именно за это, (и он не был первым). «В книге «Застольные беседы Гитлера», написанной его секретарем, приводится следующее высказывание фюрера: «Еврей нанес две раны человечеству: обрезание на теле и совесть на сознании. Война за влияние над миром идет между нами и еврейством. Все остальное — фасад и иллюзия». (Арье Барац. «На трезвую голову». 22.02.2018).
Возможно, еще и поэтому Мухаммед захотел заместить Тору (ТАНАХ) — Кораном, а евреев сделать рабами…
Римма Горелик: Я иногда пишу с сарказмом, но не пишу цинично… Приципы у меня такие..
Но сейчас я ими поступлюсь… Вынудили .. и задам один вопрос
А куда вы, глубоко разочарованные, попретесь , когда над вами повиснет дамоклов меч???
Куда вы попретесь спасать ваши задницы? Если вы продолжите , глубоко разочарованные, поддерживать ваших дерьмократов и выступать против Трампа-дамоклов меч повиснет очень скоро… И вы окажетесь очень глубоко разочарованными, но не Израилем, а вашими же соседями.
И тогда, может быть некоторым из вас повезет и вы будете несказанно счастливы, что на свете есть государство евреев и для евреев….
А такое время придет… можете не сомневаться..
И я гарантирую, что вас не остановит никакой закон…
ЭДМОНДу САРНО: Директор АДЛ Джонатан Гринблатт, ставленник Обамы, превратил «одну из крупнейших еврейских правозащитных организаций Антидиффамационная лига» в подобие «джей стрит». Если он против – то я – за.
Стеклову: президентом США в годы Холокоста был не Трумэн, а Рузвельт.
BORIS GULKO И Рузвельт был вполне информированным со участником «окончательного решения»!
Борис Гулько, я опечатался. Спасибо за поправку. Думал, кстати, Рузвельт. Эдмонд прав, Рузвельт был совершенно информирован, о чем я и пишу. Но повернуть большую машину с решением Конгресса и Сената об объявлении войны очень сложно.
В остальном мое мнение о вашем «переосмысливании» Холокоста не изменилось.
Эдмонду: Я понимаю вашу позицию, она не меняется. Сектанты — это ортодоксы (почитайте определение). Левых в Израиле не меньше, чем в Америке. Не знаю, почему вам безразличен Холокост, может потому, что вы москвич, и ваша семья не пострадала. Евреям не может быть безразличен Холокост — иначе он не еврей. В Америке во всех синагогах поминают жертв Холокоста.
Да, ладно. Даже здесь , среди пяти евреев нет согласия. Жестоковыйные вы наши.
Анатолий, мой текст от 07.20.2018.05.55 не даёт вам никаких оснований для заявления, что Холокост мне безразличен.
Мне безразлична, в силу достаточной информированности, любая попытка переосмысления, типа той, которую пытались осуществить именно вы, отрицаю факт ПРЕОБЛАДАЕЩЕГО, СРЕДИ ЕВРЕЕВ АМЕРИКИ, нахождения этих евреев на стороне латентного мусульманина Обамы.
Что касательно того, кто, среди евреев сектанты, тут все просто — В ЛЮБОЙ конфессии сектой являются любые течения, возникшие ПОСЛЕ появления первичного варианта.
И отступающие от ПЕРВОИСТОЧНИКА.
Не утомляйте себя