Основные решения состоявшейся в Ялте 4 — 11 февраля 1945 года конференции глав трех союзных во Второй мировой войне держав Рузвельта, Сталина и Черчилля стали общеизвестны после победоносного окончания войны. В Ялте были определены и согласованы планы союзных держав и намечены основные принципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности.
Однако протоколы и подробности проведения этой конференции долгое время не публиковались. Во время «холодной войны» республиканцы Америки, выражая недовольство слишком большим числом уступок президента Рузвельта Сталину в Ялте, требовали опубликовать все документы, касающиеся этой конференции, а также настаивали на отмене Америкой принятых в Ялте решений. В общественной среде Америки возникло мнение, что в результате чрезмерных уступок Рузвельта и Черчилля в Ялте пострадали интересы Америки и её ближайших союзников, а Советской России удалось распространить своё господство над Восточной и Центральной Европой и большой частью Азии.
Возникновение коммунистического Китая, тяжёлая Корейская война 1950 — 1954 гг. и теперешняя напряжённость в связи с авантюрной ядерной политикой коммунистического режима Северной Кореи по сути также являются следствием уступок Рузвельта-Черчилля Сталину в Ялте в 1945 году.
В марте 1955 года газета «Нью-Йорк Таймс» заявила, что обладает полным текстом протоколов Ялтинской конференции, который опубликует: «Теперь, спустя десять лет после Ялты, видно, сколько промахов допустили Рузвельт и Черчилль в переговорах со Сталиным, — писала газета, — не учитывая истинных скрытых замыслов Сталина. Они не учли предупреждения многих своих помощников, у которых был более трезвый взгляд на советскую политику, чем у тех, кто находились вдали от Москвы — в Лондоне и Вашингтоне».
Госдепартамент тогда решил опубликовать протоколы Ялтинской конференции и ряд других документов, имеющих отношение к ней.
… На первых трех заседаниях конференции в Ялте обсуждался германский вопрос. Рузвельт предложил вариант разделения Германии на 5 — 7 мелких государств. Он считал, что следует предусмотреть наказание нацистов за совершенные ими злодеяния. После длительного обсуждения решено было разделить Германию на две части: Восточную и Западную.
Во время обсуждения германского вопроса рассматривался также польский вопрос. Черчилль требовал, чтобы Польша снова стала самостоятельным государством с ее полной довоенной территорией. Он напомнил, что Англия вступила в войну против Германии, чтобы заступиться за Польшу, на которую тогда напала Германия. Сталин настаивал на том, что польское иммигрантское правительство в Лондоне не представляет собой народ Польши. Рузвельт согласен был на передачу России части Восточной Польши, которая отошла России по пакту Гитлер-Сталин. Он исходил из того, что там все равно находится армия Сталина.
Общеизвестно, что Сталин нарушил этот договор, насадив в Польше коммунистическую диктатуру.
Как видно из документов, 8 февраля 1945 года состоялась беседа Рузвельта со Сталиным о будущем вступлении России в войну против Японии. Черчилль в этой беседе не участвовал. Из документов видно, что за четыре месяца до Ялтинской конференции посол Америки в России Гарриман поставил в известность Рузвельта, что Россия в принципе согласна вступить в войну против Японии.
Перед отъездом Рузвельта в Ялту руководство Объединенного командования Америки и Англии направило Рузвельту и Черчиллю рапорт, в котором было высказано предположение, что война против Японии до ее капитуляции после капитуляции Германии может еще продолжаться 18 месяцев, и было рекомендовало руководителям этих стран использовать при их встрече со Сталиным все свое влияние для быстрейшего включения России в войну против Японии. Военные рекомендовали именно Рузвельту выступить, так как авторитет Рузвельта у Сталина был выше, чем авторитет Черчилля и, кроме того, основное бремя войны с Японией несет во всех отношениях Америка.
Сталин выдвинул ряд требований, гарантии выполнения которых, как он сказал, ему необходимы, чтобы оправдать перед своим народом вступление России в войну с Японией. … «Русский народ хорошо понимал, почему надо бороться против Германии, — потому что Германия угрожала самому существованию Советского Союза. Но с Японией у России нет серьезных конфликтов. Война против Японии не будет популярной в России», — сказал Сталин.
Требования Сталина:
1. Сохранить статус-кво во Внешней Монголии.
2. Вернуть СССР Южный Сахалин и соседние острова, которые она потеряла во время Русско-японской войны 1904 — 1905 годов.
3. СССР должен владеть китайскими портами Дайрен (Дальний) и Порт-Артур путем их аренды.
4. СССР должен получить право пользования железными дорогами Маньчжурии (северо-восток Китая) без права вмешательства во внутренние дела Китая.
5. Присоединение к России Курильских островов.
Из протоколов бесед Рузвельта и Сталина следует, что Рузвельт заявил Сталину, что он не предвидит никаких затруднений в вопросе о передаче России Южного Сахалина и Курильских островов. Что же касается остальных требований, то Америка в основном не возражает, но для их выполнения необходимо также согласие главы Китая Чан Кайши. Рузвельт принял требования русских с некоторыми изменениями, хотя он тогда еще не совещался с Чан Кайши, т. е. требования Сталина были удовлетворены за счет Китая.
Впоследствии республиканцы обвиняли Рузвельта в том, что он своими уступками Сталину продал всю Азию коммунистам. Демократы со своей стороны утверждали, что уступки Рузвельта Сталину диктовались условиями тогдашней войны и были сделаны по требованию командования Америки и Англии.
Еврейский вопрос был затронут вскользь на одном из банкетов в Ялте. Он возник в разговоре, когда Рузвельт вспоминал, как в самом начале своего президентства, в 1933 году, он стал проводить подготовку к официальному признанию Советского Союза…
«Евреи по натуре торговцы, — сказал Сталин, — и не желают заниматься земледелием…».
Глава государства в присутствии глав союзных держав, министров, дипломатов и высшего военного руководства не постеснялся не уважительно высказаться о своих собственных гражданах — трудящихся евреях, обвинив их в том, что легко опровергается не только историей, но и тогдашней действительностью в Советском Союзе.
В 20 — 30-е годы прошлого столетия существовали в СССР еврейские национальные сельскохозяйственные районы (Калининдорф, Сталиндорф, Най-Златополь, Фрайдорф и другие), а также отдельные еврейские сельхозпредприятия вне этих районов, где абсолютное большинство трудящихся составляли евреи, которые умело и плодотворно трудились в области земледелия и на всех участках производства.
Всё это Сталин хорошо знал. И тем не менее он произнес свою антисемитскую реплику, которая была запротоколирована для Истории, в присутствии Черчилля и Рузвельта.
Дальше мы узнаем из документов, что Черчилль активно возражал против того, чтобы будущая Организация Объединенных Наций обладала правом распоряжаться в колониальных странах. Он сказал, что Англия никогда не позволит кому бы то ни было вмешиваться в жизненные интересы Британской империи.
Согласно документам, Сталин выразился в одном из выступлений в Ялте, что Россия, Америка и Англия не будут участвовать в агрессивных войнах до тех пор, пока он и Рузвельт живы (однако спустя 5 лет после Ялты Сталин развязал корейскую войну). Рузвельт, со своей стороны, выразил надежду, что по крайней мере 50 лет будет сохранен мир на земном шаре…
На фотографиях, сделанных в Ялте, Рузвельт выглядел больным и изможденным. Ясно, что у него не было сил для активного участия в конференции и отстаивания всех своих позиций. Спустя два месяца после Ялты он скончался на своей ферме, не дожив месяца до полной Победы над гитлеровской Германией.