— Добрый день, уважаемый рав Эссас! Хотелось бы узнать, правильно ли я делаю, не во вред ли. Работаю и зарабатываю довольно скромно. Мне хватает. Лишних потребностей у меня нет. Но есть потребность жертвовать какую-то сумму с зарплаты в приюты для детей или животных, на иешивы, на восстановление древних памятников у нас в стране. Я совсем не богата и не откладываю деньги на завтрашний день. Слушать ли мне своё сердце или жить по уму?
Гела, Израиль
— Описанные Вами стороны своего образа жизни и Ваши устремления не могут не вызвать глубокого уважения. Жить скромно, удовлетворяться в материальной сфере тем, что есть, и быть при этом вполне довольным — это идеал, к которому надо стремиться. Вот только достигают его немногие. С другой стороны, в сфере духовной нам ни в коем случае не следует останавливаться на достигнутом. Здесь всегда надо идти дальше, вверх. Это одна из основ еврейского мировоззрения, фундаментальный принцип нашей традиции. Речь, разумеется, идет об изучении Торы и распространении знаний о ней. А также — о реализации заповедей Торы, и, в частности, заповеди Торы о цдаке (передача денег на благородные, высокие цели, в первую очередь — на распространение знаний Торы). Поэтому Ваша потребность вполне естественная, и Ваше желание «жертвовать какую-либо сумму с зарплаты» на добрые дела в принципе правильное. Но поскольку цдака измеряется денежными суммами, а правильное отношение к заработку описано чуть выше (удовлетворяться тем, что есть), возникает некое противоречие. На самом же деле, никакого противоречия тут нет. Однако же это, безусловно, требует разъяснения. Удовлетворяясь в материальной сфере тем, что есть, человек, казалось бы, перекрывает себе возможность увеличивать размеры цдаки. И я не говорю здесь о таком очевидном способе, как, например — ежемесячно давать не минимально полагающиеся 10 процентов от чистого дохода (после уплаты налогов), но, скажем, 12. А то и 20 процентов (обычным людям давать на цдаку больше двадцати процентов от чистого дохода настоятельно не рекомендуется, исключение — очень богатые люди, а в ряде случаев — просто богатые). Как же быть хорошему человеку, если ему хочется давать на цдаку больше и больше? Ему следует осознать, что Всевышний не просто так ставит каждого из нас в определенную ситуацию и дает ему определенные качества характера, конкретные способности, таланты и интересы. Но для того, чтобы мы, осознав это, старались вкладывать Свыше полученный потенциал в жизненную практику. Это означает, что в случае, если у человека есть склонность, допустим, к бизнесу, и он ощущает в себе соответствующие способности, ему, как минимум, стоит попробовать пробить себе дорогу в деловом мире. Так же если у кого-то есть склонность и способность к какому-либо виду творчества. К примеру, в технической области или, скажем, в искусстве. Если человек чувствует, что выбранная им деятельность в материальной сфере приносит ему удовлетворение. И не трансформируется в недостойные проявления — не развивает в нем, например, стяжательство, жадность, стремление получать больше и больше денег ради денег и т.п., но остается в рамках по-человечески понятного стремления к самореализации — тогда, конечно же, этим можно заниматься. И, с благословения Небес — увеличивать прибыли, соответственно увеличивая суммы, отделяемые на цдаку. Только при таких обстоятельствах можно наращивать в трудовой деятельности свои усилия. При том, что большинству людей, еще раз повторю, следует строить свою жизнь, довольствуясь в материальной сфере тем, что у них есть. И ни в коем случае не огорчаться из-за того, что, отдавая на цдаку десятую часть от своего чистого дохода, увеличивать эту сумму не удается. Ибо это означает, что Всевышний определил для тебя именно этот размер цдаки. И всегда надо радоваться тому, что ты в состоянии давать, и не принадлежишь к числу тех, кому приходится брать. В заключение — благодарю Вас за то, что Вы своим письмом дали конкретный пример замечательного отношения к жизни.
Отвечал рав Элиягу Эссас