Продюсеры собственного вымысла. Недельная глава Торы «Шлах»

По настоянию евреев и с разрешения Б-га, Моше посылает в Землю Обетованную двенадцать разведчиков, по одному из каждого колена. Вернувшись через сорок дней в походный стан, разведчики принесли с собой образцы необычайно крупных плодов.

Десять из них заявили, что эту «хорошую страну, текущую молоком и медом», невозможно завоевать, поскольку в ней живут люди-великаны под стать принесенным плодам. Деморализованные таким пессимистичным сообщением, евреи впали в отчаяние и потребовали немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика, Иегошуа и Калев, пытались убедить их, что Эрец-Исраэль можно и должны завоевать, полагаясь на помощь Всевышнего. Б-г разгневался на паникеров и решил уничтожить строптивый народ. Лишь страстная молитва Моше спасла евреев от неминуемой гибели. Всевышний приговаривает их к 40-летнему блужданию по пустыне – только следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся бунтарей бросается на штурм Эрец-Исраэль вопреки предостережению Моше и терпит полный разгром при столкновении с амалекитянами и ханаанеями. В утешение Б-г сообщает евреям порядок принесения храмовых жертв на Святой земле (когда они войдут туда) и заповедь отделения халы от теста. Тора перечисляет жертвы, которые надо приносить в Храм для искупления непреднамеренных грехов, индивидуальных и коллективных. Лишь умышленное оскорбление Имени Всевышнего не подлежит искуплению: душа виновного «отсекается» от его народа. Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шаббат и был казнен за это. В конце раздела дана заповедь цицит, ношения кистей из нитей на краях одежды. Эта заповедь включена в текст ежедневной молитвы «Шма, Исраэль».

***

«Там видели мы исполинов…, и были мы в глазах своих, как саранча, и такими же были мы в их глазах» (13:33).

Два актера сидят в кафе. Один другому рассказывает, какие роли он чуть было не получил, какие роли упустил его агент, какие роли были предложены ему, но он оказался для них слишком стар или слишком молод, слишком высок или слишком низок. Так он вел рассказ о своей карьере минут двадцать, а потом вдруг замолчал и после паузы сказал коллеге: «Ну, хватит. А теперь ты расскажи немного обо мне…».

Некоторые подростки так озабочены своей внешностью, что подолгу стоят перед зеркалом, терпеливо укладывая свой роскошный, но непокорный вихор, стремясь придать ему нужную форму.

Нарциссизм – это не просто самый очевидный и самый неприятный аспект тщеславия. Хуже того, он уводит человека из мира реальности в мир иллюзий.

Когда мы страстно хотим быть принятыми в обществе, каждым нашим действием руководит стремление угодить, понравиться. Мы уже не думаем, что правильно, а что неправильно. Нас прежде всего  заботит мнение окружающих: как мы выглядим, как наши слова и поступки будут истолкованы, приняты или не приняты. Не дай Б-г сделать что-то неприятное, не суметь произвести благоприятное впечатление.

Почти у каждого правителя есть особый советник, который подобно врачу ставит диагноз и прописывает лекарство. Он прогнозирует, как то или иное политическое решение будет принято избирателями, и дает рекомендацию, как заставить массы проглотить горькую пилюлю…

Мы, евреи, — эмиссары Б-га в этом мире. А одно из качеств Б-га – чистая, ничем не замутненная правда. Тора так и называет Его: «Б-г правды».

На иврите «правда» – это «эмет». Эмет состоит из трех букв: первой, средней и последней в еврейском алфавите. Правда не может быть частичной; она должна быть всеобъемлющей, охватывать начало, середину и конец. Только тогда она будет устойчива. Собственно тем она и отличается от  лжи, на иврите «шекер», состоящей из трех букв в конце алфавита перед самой последней буквой «тав». Ложь неустойчива и недолговечна, потому стоит на одной ноге, а не на «треноге», как «эмет».

«…И были мы в глазах своих, как саранча, и такими же были мы в их глазах».

Ребе из Коцка утверждал, что именно в этой строке заложена причина греха, совершенного разведчиками. В самом деле, почему разведчиков беспокоило то, как они выглядят в глазах местных исполинов? Будучи посланниками еврейского народа, они должны были игнорировать то, как на них смотрели местные исполины. Их задача состояла в составлении точного и объективного отчета об увиденном в Эрец-Исраэль. Какое было им дело до любопытных и насмешливых взглядов аборигенов.

Сам факт, что они смотрели на себя извне, глазами исполинов, исказил их суждение и привел их в мир иллюзий. Они стали бездарными исполнителями ролей в ими же придуманном фильме, что привело, в конечном счете, к одной из крупнейших катастроф в еврейской истории.

А все потому, что они слишком пристально разглядывали себя в зеркале…

Давайте говорить друг другу комплименты

«Но успокоил Калев народ по отношению к Моше и сказал: «Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это!» (13:30).

Лживо пессимистический отчет десяти разведчиков об увиденной ими стране пытались опровергнуть только два других члена их группы: Иегошуа и Калев. Однако народ был уже «на взводе», им овладели паника и истерия. Назревал бунт. Иегошуа они не стали слушать, поскольку он был ближайшим помощником Моше и не скрывал своей преданности ему. Другое дело Калев. Тот с самого начала вел себя так, будто он был заодно со всеми. Поэтому, когда он попросил слова в этом импровизированном собрании, возбужденные люди замолчали, ожидая от него тех же слов осуждения в адрес Моше. И они как будто не ошиблись. Калев начал свое выступление на той же подстрекательской ноте: «И это все, что сделал для нас сын Амрама?» (В библейские времена обращение по отчеству означало высшую степень презрения; «Амрамыч» — это не то, что «наш дорогой Ильич» в бывшей Империи зла)…

Толпа замерла, ожидая новой порции оскорблений и угроз в адрес Моше-рабейну. Но, едва овладев вниманием присутствующих, Калев резко изменил тон: «Он вывел нас из Египта, рассек море, дал нам манну, добыл воду из скалы, собрал куропаток…».

Если вы хотите завоевать доверие собеседника, никогда не начинайте со слов: «Ты не прав». Иначе он перестанет вас слушать. Чтобы убедить кого-то в своей правоте, надо вначале заставить его слушать. Так устроен человек: он гораздо охотнее воспринимает хвалу, нежели критику. Первым делом скажите ему, что он-таки прав. Говорить надо искренне, убежденно: в конце концов, в словах любого оппонента можно найти хоть крупицу правды.

Однажды, идя проселочной дорогой, реб Моше-Лейб из Сасова увидел, как ему навстречу едет повозка, запряженная людьми. Это была еврейская семья: муж, жена и дети. Повозкой правил граф, хозяин большого поместья. Он нещадно бил кнутом по спинам евреев под восторженный, истерический визг сидевших за ним пассажиров: двух малолетних сыновей.

Реб Моше-Лейб выбежал навстречу экипажу и остановил его резким криком: «Стой!». Он не знал, что будет делать в следующую минуту, но тут его взгляд упал на младшего из хозяйских детей. «Смотрите, как он напуган! – воскликнул реб Моше-Лейб. – Бедный мальчик! Такой нежный, красивый. Весь в папу. Ему невыносимо слышать крики этих людей и видеть кровь на их спинах. Какая травма для тонкой души! Бедный, он вот-вот расплачется!»

Граф недоверчиво вертел кнутом. Он взглянул на сына и действительно увидел слезы в его глазах. Мальчика испугали не люди в упряжке, а неожиданное появление бородатого незнакомца с горящими глазами. Однако хитрость подействовала. Граф молча соскочил на землю и отвязал измученных евреев от повозки…

attwireless_samsung_adid-243928-site-1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора