— Рав Эссас, Shalom! Хочу задать вам несколько педагогических вопросов.
- Многие еврейские дети, особенно светские, сегодня проводят массу времени у телевизора и вообще не читают книг. Меня это беспокоит. Мы — народ Книги, я боюсь, что, не имея навыков чтения, еврейский ребенок не разовьется ни как человек, ни как еврей.
- Кашерно ли будет заинтересовать их нееврейской приключенческой литературой,
я имею в виду произведения Марка Твена, Линдгрен, Купера и т.д.? Тот же вопрос относительно религиозных детей, которые не проявляют достаточного интереса к основным еврейским дисциплинам . - Что принято сегодня в религиозном мире?
Заранее благодарен,
Aви, Израиль
— Отвечу в том порядке, в котором Вы составили свой вопрос.
- Вы правы. Навык к чтению и любовь к чтению — важнейшая предпосылка духовного развития. К тому, что дети много часов сидят у телевизора, лично я отношусь отрицательно. Трудно представить себе, чтобы кто-то смог доказать, что в наш век без телевизора нельзя обходиться. А вот раскрыть в этом вред — не составит труда. Детская литература, в которой не описывается и не смакуется насилие и зло — вещь приемлемая. А иногда — просто необходимая (конечно же, в каждом случае — индивидуально).
- Если ребенок, живущий в религиозной семье, демонстрирует «сверхталанты» к какому-то полезному роду деятельности, перед родителями встает очень непростая дилемма. С одной стороны, смысл жизни человека — достижение как можно более высокого уровня духовности. Для еврея это — уровень постижения Торы и выработка черт правильного поведения (как внутреннего, так и внешнего). С другой — талант, данный Свыше к чему-то хорошему, не надо «зарывать». Его необходимо развить. Следует выработать индивидуальную программу образования ребенка, в которой главное (по ценности) место будет занимать изучение Торы (час в день или четыре часа в день), но и развитию таланта будут предоставлены временные и финансовые ресурсы. Об этом должны позаботиться родители, общество и т.п.
- В религиозном мире к обрисованным выше проблемам нет однозначного отношения. Многое зависит от взглядов на это того круга, группы, к которой относит себя конкретная семья. А также — от индивидуального решения родителей (часто — после консультации с духовным наставником). Я, как «внешний наблюдатель», могу сказать: что иногда раскрытие таланта приносит успех. А иногда бывают досадные промахи и неудачи. При этом, обращаясь к родителям детей, приехавшим в Израиль (или в другие страны, где есть еврейские общины) из СНГ, я бы посоветовал:
— не думать слишком много о том, как ваш подход к проблемам воспитания выглядит в глазах окружения;
— всерьез задуматься, что сформирует ребенка, что разрушит;
— не отбрасывать то хорошее, что мы приобрели в странах исхода.
Рав Эссас