Мне выбора по счастью не дано
В. Высоцкий
Вчера я был в ашдодской общине, возглавляемой равом Борухом Шейниным. Неожиданно узнал, что именно поступок моей супруги очень сильно повлиял на его приход к Б-гу.
В свой первый праздник Шавуот Борух пошёл ночью к Стене Плача. Парень молодой, спортивный, в то время – практически светский. Ему было в диковинку, что толпы людей идут ночью непонятно по какой причине и непонятно куда. Он же пошёл из любопытства. Среди тех, кто шёл к Стене Плача, он вдруг узнал мою супругу, которая, несмотря на возраст, бежала впереди четырнадцатилетних девочек. Борух отметил, что это зрелище заставило его очень серьёзно задуматься.
Я уже месяц ничего не писал, но тут у меня родились ассоциации из Торы. Во-первых, из праздника Шавуот. У евреев, принимающих Тору у горы Синай, в тот момент тоже не было выбора. Мир как бы перестал существовать, осталось только желание выполнить волю Всевышнего. Весь еврейский народ поднялся до уровня пророчества. Информация о Всевышнем навечно запечатлелась в памяти души.
А ведь 49 дней назад они были идолопоклонниками. 80% вообще не захотели выходить и погибли в Египте. Но шаг за шагом оставшиеся достигли состояния пророчества. За какие заслуги? Если бы я знал! Возможно, за то, что послушали своего учителя Моше и отправились за ним, в противоречии всякой привычной им логике, «в землю незасеянную». Поскольку учитель был величайшим пророком, и на учеников мог упасть пророческий луч. А впрочем, что я фантазирую о том, что выше моего понимания?
Упомянем о пророчестве Мирьям — может быть, оно хоть что-то прояснит? Ей было сообщено, что родители должны родить избавителя евреев. Полученное пророчество заставило её вступить в спор с отцом — главой поколения! В той ситуации у неё не было выбора — Творец повелел ей передать родителям свои слова, даже если придётся при этом оспорить решение великого мудреца — своего собственного отца.
Отец послушался маленькой дочери и принял новое алахическое постановление — такова мудрость настоящего мудреца. Я слышал от Учителя, что человек, не слушающий пророка, или пророк, скрывающий своё пророчество от людей, приговаривается Небесным судом к смертной казни. Впрочем, этот суд приговаривает к той же мере любого, пытающего вывести алахическое решение в присутствии своего учителя. Можно в каком-то смысле утверждать, что выносящий самостоятельное алахическое решение в присутствии учителя подобен пророку, скрывающему своё пророчество — ведь через учителя мудрость Торы пришла к нему, а он, пренебрегая уважением и благодарностью, берётся самоуверенно судить,- как будто его собственные знания и представление о жизни важнее подаренной ему связи с вечной Традицией. Зато тому, кто слушает пророка и проявляет уважение к учителю, Творец засчитывает это в большую заслугу.
Можно ли сказать, что пророчество приходит к человеку, находящемуся действительно «на своём месте», исполняющему своё предназначение? Не знаю.
Мой учитель сказал, что в период отсутствия пророчества, то есть в наше время, у меня тоже нет выбора – писать или не писать. Кара Небесного суда будет такой же, как если бы я ослушался посланца Б-га. Уж если мои песни и рассказы иногда влияют на людей и помогают им приблизиться к Создателю — я «военнообязанный». Хотя о пророчестве имею представление очень смутное и сомневаюсь, что достоин его многим больше, чем другие писатели и музыканты.
Вот что случилось тогда с Моше Рабейну. Он родился шестимесячным. Мама три месяца скрывала его. Потом это стало больше невозможным, египтяне внимательно следили за беременными еврейкам, и она положила младенца в люльку и пустила по реке, надеясь, что Б-г его спасёт. Написано, что Мирьям вышла посмотреть, что случится с братом дальше. Зачем? У неё были сомнения в своём пророчестве? Она не была полностью уверена, что Моше Б-г спасёт? Нет! Об этом же и было пророчество! Она просто хотела увидеть, кто из египтян удостоится стать инструментом спасения Моше Рабейну. Хотела увидеть настоящего праведника, который удостоится этой заслуги.
И действительно, праведная Батья, дочь злодея-фараона, сделала это,- и в награду она впоследствии живой вознеслась на небо. И именно она дала имя самому великому человеку в истории человечества. А самой Мирьям было оказана великое почтение — в заслугу за то, что она стояла на берегу Нила и ждала, чтобы узнать — что случится с братом и кто удостоится его спасти — весь еврейский народ не двигался с места и ждал целую неделю, пока у неё пройдёт болезнь «цаарат», проказа.
Кстати, уж коли я стал писать о заслугах, вспомню два примера из нынешней недельной главы Беар о заповеди седьмого года. Евреи не имели права обрабатывать землю, но налоги государству должны были платить. Так вот, бывали на свете разумные цари. Александр Македонский и Юлий Цезарь отменяли налоги с евреев в эти года! Бывали и другие цари, которые оставались не безразличными к нуждам еврейского народа. Великий грузинский царь Давид Строитель запрещал грузинам в местах компактного проживания евреев разводить свинину. Путин подписал указ об открытии первой в России еврейской школы. Трамп открывает посольство в Иерусалиме.
Но за эти ли заслуги были возвышены земные правители? И правильно ли впоследствии использовали (или ещё используют) своё возвышение? Это сюжет для другого рассказа, который я вряд ли когда-нибудь осмелюсь написать.
Я и о заслуге своей дорогой супруги только недавно узнал, и то – случайно. Но лучше поздно, чем никогда.