Только я, ничтоже сумняшись, присел за компик ради очередного опуса, как почтальон с грохотом опустил в дверную щель свежайший «Еврейский мир». Я, знаете ли, человек старорежимный, читать стараюсь в первобытном бумажном исполнении, от долгого экрана глазки болят. И вот, оценкой труда непосильного, открываю супротив своего материала статью на цельную страницу — заметки читателя к моим «заметкам». За что душевно поблагодарил и погрузился в постижение.
Понимаете, если тебе возражают — думается насыщенней. На этом построены все интеллектуальные игры, в том числе и моя родненькая — шахматы. В еврейской классике это описано в истории рабби Йоханана — человека, записавшего Иерусалимский Талмуд. Когда умер его друг и постоянный оппонент рабби Шимон бен Лакиш, ученики предложили рабби в пару лучшего меж них. И таки да, на каждое слово учителя он находил сотни цитат и подтверждений. Рабби Йоханан так страдал: «да что я, сам не знаю, что прав?! Но Рейш Лакиш приводил мне по 300 возражений и мне приходилось думать и уточнять!»,- что заболел и сошёл с ума. В итоге — видя мучения учителя и во всём поколении не найдя ему достойного оппонента, ученики обратились к небесам с молитвой, чтобы учителя забрали на небеса…
Разумеется, лавры рабби Йоханана лоб мне не покалывают — поскольку наши споры и диалоги отнюдь не похожи на таковые у мудрецов. Сводятся они не к содержательным анализам, а к голому перебрасыванию мнениями. Поэтому позволю себе с благодарностью уточнить понимание некоторых тем, затронутых уважаемым читателем. Кое-что опущу. Не осмелюсь защищать буквальные слова Виленского Гаона, почему-то принятые за мою интерпретацию — самому понять бы их поглубже… И то, что личный опыт читателя отличается от описанного Гаоном… что ж, бывает, наши судьбы не под копирку сделаны. А интерпретируем мы события в меру своей продвинутости или, как глаголет народ рассейский, «испорченности». Возражения же ваши Гаону, буде таковые найдутся, хорошо бы аргументировать.
Не буду повторяться в том, что отнюдь не всякий «эрев рав», то есть духовно слабый еврей, не ощущающий своей связи с народом и его Традицией,- сразу есть «амале», то есть принципиальный и бесстрашный враг всех тех ценностей, на которых и ради которых существует наш народ. В жизни больше красок, не лишь черно-белое, да и писал об этом подробно и не раз. И да, увы, даже между людьми, старающимися жить по законам Торы, тоже порой случаются жёсткие конфликты. Не частно, но находится некто, кто их с удовольствием раздувает. Так что наличие ермолки не есть гарантия и панацея от «амалекской болезни» — склочничества и провокаций раздора.
В общем, подтверждениями своей чеканной формулы: «всё, что может или не может быть прочтено и понято неправильно, будет именно так понято и прочтено» — заниматься не буду. Привык.
Но есть темы, о которых действительно стоит поговорить. И великое спасибо читателю, что он их затронул! Во-первых, из Египта с нами не выходили «евреи, которым не очень хотелось быть частью еврейского народа» — таковые умерли в Египте, по большинству во время «казни тьмой». Это, задумайтесь, означает, что сердцевина, душа нашего народа принципиально чиста, и все мы — потенциально «бескорыстные служители Всевышнего»! Надо только отряхнуть с себя «пыль времени».
Что же касается «эрев-равности», то есть «ненастоящих евреев», идейных потомков вышедших с нами из Египта попутчиков — то позволю сделать себе рискованное замечание, основанное лишь на моих личных рассуждениях. Сослаться в доказательство мне не на что, ничего подобного не читал и не слышал. Я старался прежде не касаться этой темы в силу её сложности и неочевидности. Мне видится, что, как результат смешений за поколения, очень редко сегодня можно встретить чистый тип «эрев рав», «поддельных евреев». Скорее надо говорить о «процентах эрев-равности», то есть о некоей доле у человека или группировки чуждости к своему народу, духовной и психологической отчуждённости от него. Порой таковая очевидно присутствует — это отчётливо видно у публичных персон, поскольку тем приходится выворачиваться наизнанку, чтобы свою изнанку замаскировать. Но редко она захватывает личность целиком — даже у евсеков, шаломахшавников и однояйцевых им шлёмов зандов. И поэтому, из-за редкости чистого типа эрев-рава, почти всегда остаётся надежда, что истинно-еврейское, основанное на глубинной связи с Творцом, милосердное и искреннее в человеке сможет перевесить. У одних легко, у других со страшным скрипом…
Вовсе не так среди «амалеков», наихудшего типа «эрев рав» — ибо их склочность есть настолько омерзительное и очевидное качество, что среди таковых «чистые типы» преобладают. Взгляните для образца, как быстро сумели очевидные «амалеки»-нацисты разделить мир, превратив его во враждующие лагеря. И — им удалось противопоставить Б-гу и (потому) еврейскому народу даже нации, вчера к евреям достаточно лояльные! Например, каким бы антисемитом, атеистом и душегубом Сталин ни был — но до того официальным мировоззрением СССР был «пролетарский интернационализм». А что началось после Великой Войны, помните? Причём в стане победителей! Нет, братушки, вносить раздоры — это тоже ремесло. Тут мало одного желания, тут призвание, талант нужен.
Ещё тема — «своевременное рождение государства Израиль». Спасибо, напомнили. Мол, 1948 — это был единственный возможный момент в истории.
Заявление строго мистическое, ибо серьёзному анализу не оно подвержено и, видимо, не нуждается в доказательствах. Получено, конечно, путём глубинной медитации. Типа ленинского: «вчера рано, завтра поздно». Поскольку так называемые «аргументы» в духе «нынче решают технологии, а не число солдат» анекдотичны. Видимо, и Маккавеи не имели права победить. И греки персов. И Израиль во многих древних войнах. А при голосовании в ООН насчёт создании новых государств (еврейского и арабского) это было главным фактором, правда ведь? Ха-ха.
Всё это — обычная подгонка под результат, под свою доминантную идею. «Требуется доказать… примем…» Ну а уж популярный аргумент, что: «потребовался Холокост, дабы мир ужаснулся и на время постыдился открыто являть антисемитизм, сквозь зубы позволил евреям независимость» — вообще звучит каннибальски. Или по-коммуняцки? Брр…
Позволю себе возразить, причём на более серьёзном и документальном уровне. Мне видится, наилучший момент для начала создания еврейской государственной независимости был сразу после Первой Мировой и декларации Бальфура (опубликованной за год до её окончания),- когда народы, напуганные военными кошмарами и человеческими страданиями, в большинстве своём были готовы, при перекройке карты мира, выделить место и для еврейского народа. Это мы, после Второй Мировой, привыкли к безумию и уже ничему не удивляемся — а тогда моральное чувство ещё не у всех атрофировалось.
В первую очередь — вы будете очень смеяться — готовы были арабы. Ведь именно тогда (в 1921) изобрели Эмират Трансиорданию и отдали ей ¾ «Палестины». И оттого арабы, несмотря на всё своё недовольство английским и французским «мандатами» на Ближнем Востоке, ещё ценили достижения Лоуренса Аравийского и его коллег. В ближайшие после того годы ценой немалых дипломатических усилий был подготовлен договор о создании в «Палестине» еврейского квазигосударственного образования — с королём Хиджаза (Аравийского полуострова) Хусейном, по мусульманской традиции прямым потомком Мухаммада и потому наиболее авторитетным в арабском мире лидером. Напомню, что Эмират Трансиордания тоже был тогда квазигосударством, «королевством Иордания» сделался он только в 1946, за 2 года до возникновения государства еврейского. Делегация евреев с таким предложением была весьма дружелюбно принята первым правителем Трансиордания Абдаллой, согласны были и большинство лидеров палестинских арабов. В общем, оставалось только уточнить детали и ударить по рукам.
Вы этого не прочтёте в «современной истории» Израиля, информацию приходится буквально со свечами разыскивать — что ваш покорный и сделал, зная основные вехи истории реальной. Как видите, не только Россия — «страна с непредсказуемой историей». И понятно, почему: идейные потомки тех, кто мирный путь торпедировал, изобретают свою «историю» — ведь арабский террор в первую очередь стал зверским ответом на попытку создания независимого еврейского государства именно светскими сионистскими организациями. Арабы видели в них «новых крестоносцев» и «агентов безбожного Запада». Кому же захочется признавать свою вину и глупость — тем более, если мегафон в твоих руках?
Ну а потом уже террор обратился на всех евреев, вспомните хотя бы кошмарный погром в Хевроне 1929. Страсти и вражда раскалились и по сей день бушуют…
Договор тот, позволявший МИРНОЕ создание еврейского сперва «квази», а постепенно и полноценного государства, причём не в качестве «осаждённой крепости», которой приходится вести систематические «спецоперации» на территории иных государств, выходя за рамки международного права, а государства с лояльными соседями,- был умышленно сорван энтузиастами из Хаганы. Одним из боевых командиров которой, Авраамом Тахоми, на ступенях отеля «Кинг Давид» 24 июня 1924 года был убит доктор Яков-Исраэль Де-Ган (Yaakov Yisrael DeHaan), знаток Торы, талантливый и авторитетный дипломат, журналист и поэт, фактический «министр иностранных дел» религиозной общины «Палестины». Главный того договора организатор. Был этот договор великим благом для нашего народа, представьте, от скольких ужасов мог бы он нас уберечь! Но тот факт, что всё сделано их идейными противниками, религиозными лидерами евреев, и в будущем квазигосударстве они окажутся одними из руководителей — был для молодых «революционеров» и «патриотов» куда важнее…
Первое политическое убийство в Израиле еврея евреем немало предопределило то, как развернулась наша общая судьба. Уж если за оскорбление одного Бар-Камцы разрушен Второй Храм… Возможно, отзвуки тех трёх выстрелов из пистолета одного еврея в грудь еврея другого — во многих из неисчислимых наших жертв последнего столетия.
Но счета — в руках Творца, не мне говорить на эту сокрытую и невероятно болезненную тему. У меня же всё это вызывает ассоциацию со временем разрушения Второго Храма, боями между фракциями в осаждённом Иерусалиме, в которых сгорели продуктовые склады и начался голод. А также со словами книги Зоар, что: «перед концом времён души тех бирьоним (зелотов) получат новое рождение и постараются — в соответствии со своими представлениями — исправить содеянное и возродить независимое еврейское государство». Как итог — «и неверующих будет государство».
И ещё — я бы поостерёгся подражать тому, что с лёгкостью делают сегодня люди, накачанные официальной пропагандой — искать «амалеков», «пятую колонну» и прочих «врагов рода человеческого» среди Нетурей Карта. Всё на свете возможно, но верится с трудом. Да даже и того убийцу, Авраама Тахоми, как и направлявших его пистолет некоторых лидеров «светского ишува», я не стал бы огульно зачислять в «амалеки». И даже в «эрев рав». По крайней мере, до детального исследования биографии каждого.
Уж больно модно ныне наклеивать ярлыки и клеймить каждого, кто с тобой не солидарен. Выполняя, под прелестными лозунгами «мира и единства за наше, за правое дело!», работу Амалека: ссорить евреев. И тем — отодвигать Геулу, Освобождение. Ведь из-за склок мы и отправились в изгнание!
Единство нашего народа, явившее себя в годы жизни Моше и Йеошуа, а позднее при правлении царей Шломо и Хизкиягу — увы, не соответствует условием нашей жизни в Изгнании. В том числе и в израильском галуте, тоже предсказанном в Зоар («галут евреев среди эрев рав»). Ярче всего явлено оно было при Даровании Торы, (которое мы вскоре будем праздновать) — «один народ, одно сердце». Впрочем, для человека, в реальности Торы не живущего, всё это «времена мифические». Его история народа куда короче. И в этой, «новейшей истории Израиля», наше единство достигалось лишь на краткие миги и в основном в годины бедствий.
На прощанье отвечу ещё на один вопрос читателя. Кто они такие, «бескорыстные служители Всевышнего»? Это, если мы с тобой, эти строки читающий друг, захотим, достигнем и удостоимся — мы оба. Или же — не мы.
Не наше с тобой дело — выносить вердикты о других людях. Ибо: «что творится в сердце человека, знает только Б-г».