Ты можешь сказать что-то хорошее о своей жене? Праздник Лаг ба-Омер

«Однажды ко мне пришел молодой человек, вынул лист бумаги и зачитал длинный список жалоб на свою жену», — пишет рав Азриэль Таубер в книге «Thoughts for a Jewish Home».

— Ты можешь сказать что-то хорошее о своей жене? — спросил рав Таубер.

— Не могу.

— Тогда она невиновна! Ведь если все судьи Сангедрина решили, что обвиняемый виновен, он считался невиновным!

Решая вопросы жизни и смерти, Сангедрин выносил приговоры большинством голосов. Но что если из 71 судьи Сангедрина 35 считали подсудимого невиновным, а 36 — виновным? Он считался невиновным! В этом проявлялось милосердие: преимущество обвинения в один голос не считалось большинством. Но что если все судьи объявляли его виновным? Он считался невиновным! Судьи были обязаны обсудить все аргументы и лишь на следующий день вынести решение. Однако если никто не выступал в защиту подсудимого, то суд не мог вынести обвинительный приговор. В этом случае не состоялось обсуждение, а ведь каждый имеет право, чтобы аргументы в его защиту были приняты во внимание…

Тот факт, что молодой человек не видел ничего хорошего в своей жене, свидетельствовал не о ней, а о нем, о его слепоте, ведь у каждого есть какие-то положительные качества. И если любовь ослепляет, закрывая глаза на недостатки любимого, то и ненависть не позволяет видеть достоинств…

Любопытную параллель сказанному мы находим в комментарии рава Якова Эмдена (1698-1776) к Сидуру: «Смысл праздника Лаг ба-Омер кроется в законе: когда все судьи считают подсудимого виновным — он невиновен!»

В преддверии изгнания евреев римлянами рабби Акива готовил 24 тысячи учеников к великой миссии передачи будущим поколениям духа еврейской традиции, устной Торы, Талмуда. Однако после праздника Песах ученики рабби Акивы начали умирать. В память о них мы соблюдаем траур, который прерывается в Лаг ба-Омер — 33-й день после Песаха, ибо в этот день «перестали умирать ученики рабби Акивы» (Талмуд, Йевамот, 62).

Почему умерли ученики рабби Акивы? Потому что «не оказывали уважения друг другу», утверждает Талмуд, указывая на духовную причину их гибели, из-за которой они не удостоились передать Тору будущим поколениям.

Чем выше человек, тем сложнее его испытание. Тонкое испытание учеников рабби Акивы состояло в том, что все они были мудрецами, и каждому из них было непросто найти более мудрого и потому более достойного уважения человека, чем он сам.

В письме своему сыну Рамбан наставлял его видеть достоинства и уважать каждого человека: «Если он мудр, оказывай ему уважение, если же ты мудрее, то считай, что он праведнее, ибо когда грешит он, то делает это по незнанию!»

Ученики рабби Акивы не оказывали уважения друг другу? Но ведь рабби Акива учил их, что основой Торы является любовь к ближнему!

«Именно потому спрос с учеников рабби Акивы и был так велик!» — говорил на своих уроках рабби Меир Ходош, духовный руководитель иешивы «Ацерет Исраэль» в Иерусалиме. Для того чтобы уважать человека, нужно видеть в нем достоинства, а для этого нужно его любить. И если ненависть не позволяет видеть достоинств, то любовь открывает глаза!

Видеть достоинства — это великое искусство, секрет которого в любви к людям! Но тот, кто не видит достоинств, подобно судьям Сангедрина, не имеет права судить…

Глубокий символизм мы видим также в том, что, если все судьи считали подсудимого виновным, все переворачивалось в его пользу. Эта идея проявляется и в истории Лаг ба-Омер. Несмотря на то, что ученики рабби Акивы умерли, он не отчаялся, а нашел пять новых учеников, которые и передали нам все знания Торы! В этом великий урок: никогда не отчаиваться! Даже падая на дно, человек должен помнить, что сможет подняться! Да и пришедшему к раву Тауберу молодому человеку следовало не терять надежды, помня, что и он сможет начать все сначала, открыть глаза и увидеть достоинства своей жены.

Художник Алекс ЛЕВИН

http://ArtLevin.com

attwireless_samsung_adid-243928-site-1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора