В номере 1351 «Еврейского Мира» появилась публикация глубоко уважаемого мною господина Юдасина — «Заметки на широких полях», которая, по собственному признанию автора, стала реакцией на мысль Бориса Гулько о том, что Амалек среди нас, евреев.
Я уверен, что не только у меня возникли некоторые возражения по поводу отдельных деталей и умозаключений. Вопрос сразу же по первому абзацу публикации — «Адарим-а-дарим» («стада-стада», на которые разбрёлся некогда единый еврейский народ». Это когда ж народ наш был единым? Лишь на короткие мгновения в масштабе новейшей истории, например, граждане Государства Израиль, объединившись, разбили своих врагов, намного превосходивших их по численности. Можно, конечно, поднапрягшись, вспомнить ещё несколько «объединительных» эпизодов в долгой истории народа, но, повторюсь, это лишь мгновения. Какой конкретно исторический момент подразумевал автор, под словосочетанием «некогда единый», я не понял.
Далее автор описывает время Исхода, когда, по разным причинам, из Египта вместе с еврейским народом вышли и неевреи, и евреи, которым не очень-то и хотелось быть частью нашего народа — в общем, «эрев рав». «И превращались попутчики в «пятую колонну», — пишет автор.
Я не буду пересказывать объяснение Виленского Гаона, кто такие «эрев рав», сделанное автором. «Óтруби от пшеницы можно отделить, только после перемалывания, также, — пишет господин Юдасин, — отделить от Израиля эрев рав могут только тяготы изгнания». Проблема в том, возражу я, что даже тяготы многолетнего изгнания не отделяют эрев рав. Они по сотне причин отделимы только теоретически.
Ещё одну цитату г-на Юдасина я привожу полностью, не изменяя даже пунктуации: «Мудрецы нередко говорят об этих «нееврейских евреях», «евреях самоненавистниках», что они: «семя Амалека в Израиле». Все они противостоят истинному народу Израиля, бескорыстным служителям Всевышнего».
По поводу «бескорыстных служителей» — это о ком, уважаемый Арье? Народ за тысячи лет расслоился сложнейшим образом, и по отношению к вере отцов, в том числе. Есть неверующие, часто умные интеллигентные люди, с любовью относящиеся к народу, истории, не скрывающие своего еврейства. Ясно, что их нельзя никак отнести к «бескорыстным служителям». Они тоже семя Амалека? Я совсем недавно читал интервью известного израильтянина (не буду называть фамилию). На вопрос о вере он ответил следующим образом: «Мне трудно себя поставить рядом с людьми, закончившими иешивы, с детства впитавшими веру отцов, однако заповеди стараюсь соблюдать, по субботам хожу в синагогу». Этого еврея ведь тоже нельзя отнести к «бескорыстным служителям», и он тоже амалек? Множество разных жизней и судеб, людей верующих, слабо верующих, стремящихся к вере, гордящихся своим еврейством, кого относить к эрев рав?
Привожу слова автора с ответом на заданный мой вопрос: «Эрев рав — люди со слабой еврейской душой, а «амалеким» — к тому же ещё и склочники, клеветники и скандалисты, стравливающие евреев между собой. Именно последние — наиболее злостные враги Вс-вышнего и его народа…». Вот так просто, «амалеким» — это склочники, клеветники и скандалисты.
Множество наших евреев в одном из городов Нью-Джерси (нетрудно догадаться в каком) разбредаются на шаббат по 12 (!) синагогам. А знаете, почему так много синагог? Нет, не только потому, что одни из них хабадные, другие модерн-ортодоксальные, а третьи вообще консервативные. Главная причина в том, что бесконечные склоки между, в основном «бескорыстными служителями» приводят к дроблению общин. Какое-то время назад я наивно полагал, что конфликты, сплетни, неприязнь — явления эпизодические. Мне понадобилось совсем немного времени, чтобы убедиться в обратном. Склоки происходят в подавляющем большинстве синагог, и поскольку среди раввинов, только единицы имеют представление о том, как создаётся единый коллектив, проблема стационарна и перманентна. Я понимаю, что ваш аналитический мозг, господин автор, пытается всё аккуратно разместить на полках логики. Думаю, что вы, уважаемый Арье Юдасин, поторопились с врагами, амалеким и прочими «эрев равами». Вопрос невероятно сложен и раскладыванию по полкам не поддастся. Здесь заложен глубочайший конфликт между, вроде бы, бесспорным утверждением о том, что все евреи братья, и непрекращающимися обвинениями одних евреев другими. Так братья или нет? Любавичский Ребе говорил, что евреи — братья, а его последователи сегодня утверждают, что есть среди наших братьев и враги. Сионисты, например, «эрев равы» и «еврейские амалеки» — все враги еврейского народа. «Не ненавидь брата твоего в сердце твоём…» (Ваикра 19:17) Это утверждение для меня выглядит правильней вашего, господин Юдасин. Я подозреваю, что это есть очень важное, и, пожалуй, одно из труднейших, испытаний, посланных народу Вс-вышним. Объединенный, наш народ непобедим и обладает неописуемой силой и энергией. Найти же врагов, как оказывается, намного проще среди братьев, нежели отыскать пути сближения и объединения. Потому и откладывается «непобедимость» на неизвестное никому, кроме Него, время.
Цитата автора: «Исполнение задачи Амалека: вносить раскол в еврейский народ». Почти за шесть тысяч лет евреи не продвинулись ни на йоту в поисках сближения друг с другом. Мы ничего не делаем для наведения мостов, потому что во всём виноваты амалеки? Может быть, нужно прекратить поиски врагов и попытаться найти хоть какие-то компромиссы между братьями?
«Позволю себе уточнить, — объявляет автор, — «еврейский амалек» есть именно враг еврейского народа, его Творца, его Торы — но отнюдь не обязательно Государства Израиль в нынешнем его виде. Ибо это — очевидно не государство Торы. Порой даже наоборот…»
Я посмел бы посоветовать уважаемому Арье ещё раз обратиться к рассуждениям г-на Бориса Гулько, о том, что Государство Израиль не смогло бы выжить, родившись оно ранее, во времена, когда всё решали не технологии, а количество воинов. От себя добавлю, что если бы был упущен момент 48 года, то сегодня, например, Израилю вообще не позволили бы возникнуть. Я бы образно выразился так: Израиль, всеми правдами и неправдами, «вырванный из глотки мирового антисемитского сообщества», восстал из небытия, именно в единственно возможный момент истории. Из этого следует простая, уважаемая, вами, господин Арье, логика — вот этот, наш единственный Израиль, выстраданный в основном неверующими сионистами, и есть Его задумка. Мудрый Любавичский Ребе приветствовал и поддерживал Израиль и, насколько помню, никаких евреев не называл врагами.
И последнее моё возражение автору — по поводу попытки снисходительного оправдания наших заблудших братьев из «Нетурей карта».
Вы пишете, имея в виду аятолл: «… о чём говорить с жуликами?» Иранские аятоллы не жулики, они опаснейшие, коварнейшие и лютейшие враги всех евреев, включая и «Нетурей карта». Чувствуете разницу, реб Арье, между жуликами и опаснейшими врагами, настоящими современными амалеками? Ваша добрая попытка оправдать «ребят» из «Нетурей карта» не вызывает у меня, да и громадного множества моих собратьев, ни малейшей в этом с вами солидарности. Заигрывание с врагами ничего доброго и позитивного на свет не произведёт. Цитата рава Моше Вайса: «Мы молимся за то, чтобы демонтаж этого государства отступников произошёл мирным путём», — пустая демагогическая болтовня заблудшего человека. Эти ребята, к сожалению, и есть настоящая пятая колонна. Как же это может произойти мирное уничтожение демократического государства? Мирно уничтожить государство евреев, можно только гитлеровским (или гейдриховским, если вам так более приемлемо) методом. Метод уничтожения евреев и Израиля непрерывно разрабатывается и совершенствуется аятоллами, с которыми вышеупомянутый еврей лобызался. Мирно уничтожить государство евреев-отступников — бред наших глубоко верующих обезумевших и заблудших собратьев.
«Когда же, наконец, нам удастся установить мир в своём народе?!», — заканчивает автор свою публикацию, в которой до этой фразы о мире между евреями не было сказано ни слова. «А кто пытался это сделать хотя-бы однажды?» — как старый еврей, отвечу вам вопросом на вопрос. Может, стоит попробовать всем ныне живущим заняться поисками компромиссов между нами, такими разными? Или всё-же еврейских либо иноплеменных амалеков будет во всём обвинить намного проще?
Я. Райкин
Надоело првторять: Амалек — это люди, не приемлющие Б-жественное руководство, диктат свыше. Ни более, ни менее. Такие люди, естественно имеются и среди евреев. Они были, есть и будут до прихода Машияха (если он вооюще придет).
Сорокалетнее пребывание в пустыне — намёк на необходимость значительного
времени для обращения в единый народ. Двухтысячелетнее изгнание обратило
нас во фрагменты разбитого зеркала, многочисленные и очень отличные
друг от друга, но с признаками общего прошлого.Залогом обращения в единый
народ является Государство, только оно способно со временем сформировать
единый народ.Народов, живущих без внутренних трений в природе НЕТ, и
идеальных народов не существует.