Владимир Янкелевич
На вопрос «Каковы, по-вашему, были последствия Французской революции [XVIII столетия]» Чжоу Эньлай ответил, что «Об этом слишком рано судить, время для её оценки ещё не пришло».
Дипломатичность Чжоу Эньлая известна, вполне возможно, что он просто ушел от ответа, но скорее всего дело не в этом. Просто Китай живет в другом временнóм масштабе, поспешность оценок, впрочем, так же, как и действий, ему не свойственна.
Если принять подход Чжоу Эньлая, то суждение придется высказывать только о Тюдорах, Макиавелли или Наполеоне. Но здесь и сейчас происходят события, непосредственно влияющие на нашу жизнь, причем очень часто именно в физическом понимании жизни.
К таким событиям, безусловно, относится удар коалиционных сил США, Англии и Франции по объектам, связанным с разработкой и производством химического оружия в Сирии.
Прошло слишком мало времени с момента удара, высока вероятность ошибочной оценки происходившего, но есть также и многократно проверенная практикой максима, говорящая: «отсутствие решения хуже неправильного решения».
Поэтому — в путь!
Коалиционный удар
«…революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!»
В. И. Ленин
Реакция на применение химического оружия 7 апреля г. Дума в восточной Гуте, о которой все время говорили Трамп со товарищи, совершилась.
14 апреля 2018 года, начиная с 04:00 по сирийскому времени, Франция, Великобритания и США нанесли ракетный удар по ряду объектов Сирии. Было заранее сказано много слов, удар ждали, и вот он произошел.
Россия назвала химическую атаку инсценировкой. Сирия заявила, что к химическим атакам непричастна. Иран по привычке пообещал стереть Израиль с карты…
Придется вернуться к истокам.
Все началось 7 апреля.
По утверждениям очевидцев над городом Думой в Восточной Гуте наблюдались правительственные вертолеты, из которых были сброшены бочонки-бомбы. Фотографии этих бомб соответствуют тем бомбам с хлором, которые ранее использовались режимом Асада. Кроме того, большой объем высококачественных фотографий и видео из Думы достаточно четко документируют состояние жертв. Они страдают от удушья и вспенивания во рту, причем без видимых признаков внешних ран.
США, Англия и Франция уверены в использовании химического оружия — хлора и зарина. Они опираются на описания симптомов, видеоролики и фотографии. Видимо имеются данные и разведисточников.
Исторический экскурс
Во всем, как всегда, виноват Израиль. В 1967 году, в первый день Шестидневной войны Израиль уничтожил две трети всех сирийских ВВС, затем зачистил Голаны… Кошмар, в общем, всего 6 дней и такой разгром.
Арабы обиделись, собрались в Хартуме и провозгласили политику «трех нет»:
«нет мира с Израилем, никакого признания Израиля, никаких переговоров с ним…»,
и начали готовиться к новой войне.
Но в конвенциальной войне евреи побеждают! Это и послужило причиной появления новой стратегической концепции Сирии. Она была основана на химическом и бактериологическом оружии.
Начались работы с помощью Египта. Дамаск получил из Каира артиллерийские снаряды и авиабомбы, содержащие зарин и иприт. Это стало первым случаем, когда одно арабское государство поставляло химическое оружие другому.
Даже сейчас непонятно, как Сирия предполагала использовать это оружие. К этому времени как Египет, так и Сирия уже были уверены, что Израиль обладает мощным нетрадиционным оружием. Видимо поэтому в войне Судного дня, в самые тяжелые для Сирии дни, химическое оружие так и не использовали.
Для развития собственной неконвенциональной военной мощи в 1971 году был создан сирийский «Лос-Аламос»: Научно-исследовательский и научно-исследовательский центр (SSRC), якобы гражданское агентство, основной задачей которого стало разработка и производство химических боеприпасов.
Война 1973 года не оставила никаких иллюзий в отношении военного превосходства Израиля. Надежды на ядерное оружие в принципе были, но в очень отдаленной перспективе. Так Сирия пришла к решению развивать свои возможности «CBW» (Chemical and Biological Warfare).
В 1973 году президент Хафез аль-Асад разрешил отношения между центром SSRC и сирийской армией, что сделало его основным агентством по развитию и совершенствованию оружия массового поражения для армии. Теперь центр принадлежал министерству обороны Сирии и проводил военные исследования, и, в то же время оставался якобы гражданским. Упор был сделан на два основных направления: первое — бомбы и боеголовки для ракет класса «земля-земля», содержащие боевые отравляющие вещества; и второе — биологическое оружие.
Центр хорошо поработал. Результатов они достигли в 80-х годах, когда в сирийской прессе стали появляться заявления о том, что Сирия обладает сдерживающим оружием против смертельно опасного Израиля. Перед началом гражданской войны (или, если угодно, Арабской весны) Сирия обладала самыми значительными возможностями в химическом оружии по сравнению с любым арабским государством, как собственно, в боевых компонентах, так и в средствах доставки.
И в сирийском внешнеполитическом дискурсе появилась новая нота. Министр иностранных дел Фарук аль-Шар Сирии на конференции по химическому разоружению в Париже в 1989 году, сказал в интервью «Ле Монд», что химическое оружие может быть устранено только в контексте полной ликвидации всего и всех видов оружия массового поражения в регионе.
Не к добру эта «химия». К ракетно-бомбовому удару по Сирии.
(Народная примета такая).
Игра «вывсеврёте»
Применение химического оружия в Думе требовало реакции, но началась игра под названием «вывсеврёте».
Асад, Иран и Россия делают первый ход и говорят: «никакой химической атаки не было! — «вывсеврёте», это все инсинуации английской разведки!» Затем Запад и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делают ответный ход и говорят громче и на тон выше: «нет, это вывсеврёте».
Вроде есть отработанный метод — отправить инспекторов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) на место предполагаемого использования ОМП. Но игра «вывсеврете» не закончилась.
Директор ОЗХО Ахмет Узюмджю в Гааге обвинил Россию и Сирию в том, что полицейские силы, действующие в сирийском городе Дума, не пустили инспекторов ОЗХО на место предполагаемого использования химического оружия.
И снова — «вывсеврёте» заявил представитель России. Он сказал, что просто там идут боевые действия и инспектора могут погибнуть. «Это просто забота об их безопасности, а это для нас высший приоритет!» — так, или примерно так все было объяснено. «И не нужно волноваться, — сказало сирийское правительство, — мы понимаем, вас послали, и вы обязаны представить результат. Так мы, исключительно из уважения к вам, привезем вам в Дамаск 22 своих свидетеля, а вы их допросите. Жизнью то зачем рисковать! Она дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно от ран, полученных в Дамаске!»
А антиасадовские силы сказали асадовским — «Опять «вывсеврёте», вы бои устроили с единственной целью не допустить инспекторов туда, где еще специальные отряды не успели уничтожить следы проведенной там химической атаки».
Стало понятно, что данных от ОХЗО не получить, потому что вроде стреляют, а санкцию Совбеза не получить, потому что у России право вето есть. Что делать в таком случае Ники Хейли уже говорила несколько ранее: «США будут действовать самостоятельно, если Совбез ООН не примет резолюцию по Сирии».
Все же нужно определить победителя в этой игре амбиций и нервов, а пока идет игра — гибнут люди, не видно этому ни конца и ни края. И потому игра перешла в финал, настало время «последнего довода королей»
Последний довод королей
Французский кардинал и первый министр короля Франции Людовика XIII Ришелье распорядился на всех отливаемых во Франции пушках чеканить латинскую надпись «Ultima ratio regum» (Последний довод королей).
Вряд ли на ракетах писали «Ultima ratio regum». Обошлись без этого. Была собрана коалиция сил Запада из сил США, Великобритании и Франции. Не то, чтобы без Великобритании и Франции было не обойтись, но демонстрация единства — она дорогого стоит. Германия поддержала коалицию морально, оказалось, что участвовать в военной операции ей, в общем-то, нечем.
Определились в целях.
Было заявлено, что удар коалиции будет нанесен по объектам, связанным с производством боевых отравляющих веществ в Дамаске и Хомсе. BBC, со ссылкой на разведисточники, сообщила, что таких объектов три. Они стали тремя целями и как объекты уже не существуют:
- Первая цель — Научно-исследовательский центр «Барза» (the Scientific Studies and Research Center — SSRC), то самое, как бы научное учреждение, расположенное севернее Дамаска в районе Берзе.
- Вторая цель — бывшая ракетная база «Хим Шиншар» примерно в 20 км. к западу от г. Хомс. Там находилось основное месторасположение оборудования для производства зарина и прекурсоров».
- Третья цель, находящаяся вблизи второй цели, использовалась Асадом, как хранилище оборудования для химического оружия и важный командный пункт.
В состав сил коалиции входили:
Воздушная группировка:
ВВС США:
2 стратегических бомбардировщика B-1B Lancer из состава 34-ой бомбардировочной эскадрильи ВВС США на авиабазе Эль-Удейд (Катар), вооружённые крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) AGM-158 JASSM.
ВВС Великобритании:
4 истребителя-бомбардировщика «Panavia Tornado» (GR4) ВВС Великобритании на авиабазе Акротири (Кипр), вооруженные КРВБ Storm Shadow.
Их воздушное прикрытие обеспечивали 4 истребителя «Eurofighter Typhoon».
ВВС Франции:
5 многоцелевых истребителя «Dassault Rafale» ВВС Франции на авиабазе Принц Хасан(Иордания), вооруженные КРВБ Storm Shadow.
Их воздушное прикрытие обеспечивали 4 истребителя «Dassault Mirage 2000-5F»
6 самолётов-заправщиков КС-135FR.
2 самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления Boeing E-3 Sentry.
Морская группировка:
ВМС Франции:
Эсминец типа «Кассар» обеспечивал противовоздушную оборону в акватории Средиземного моря.
Эскадренный миноносец типа «Жорж Леги» обеспечивал противолодочную оборону в акватории Средиземного моря.
3 фрегата типа FREMM: «Аквитания» (D650), «Овернь» (D654) и «Лангедок» (D653) в акватории Средиземного моря, вооруженные ракетами MdCN.
Танкер класса «Дурансе» в акватории Средиземного моря.
ВМС США:
Эсминцы УРО«Хиггинс» и «Лабун» (DDG-58) (оба типа Arleigh Burk) в акватории Средиземного моря, вооружённые ракетами «Томагавк».
Подводная лодка типа «Вирджиния» USS «Джон Уорнер» (SSN-765), вооруженная ракетами «Томагавк».
Крейсер класса «Тикондерога» (CG-61) «Monterey» в акватории Красного моря, вооружённый ракетами «Томагавк». На крейсере имеются две установки вертикального пуска всего на 122 ячейки для ракет «Томагавк»
ВМС Великобритании:
Подводная лодка типа «Astute» в акватории Средиземного моря, вооруженная ракетами «Томагавк».
В общей сложности союзные силы выпустили 105 крылатых ракет:
66 Томагавк с кораблей и подводных лодок ВМС США
19 JASSM-ER (применены впервые) с бомбардировщиков B-1 ВВС США
9 Storm Shadow с истребителей французских ВВС Rafale
8 Storm Shadow с истребителей «Panavia Tornado» (GR4) ВВС Великобритании
3 ракеты MdCN корабля ВМС Франции
Удар наносился из Красного моря, из Северной части Аравийского залива, из Восточного Средиземноморья.
По центру SSRC было кораблями ВМФ выпущено 57 ракет Томагавк, и 19 ракет AGM-158 JASSM-ER, запущенных с бомбардировщиков B-1.
По второй цели — складу химоружия «Хим Шиншар», было выпущено девять «Томагавков», восемь авиационных крылатых ракет Storm Shadow с английских истребителей (с о. Кипр), три морские крылатые ракеты MdCN с французского фрегата «Лангедок» и еще две крылатые ракеты SCALP-EG с французских истребителей (с авиабазы Принц Хасан в Иордании).
Третья цель, примерно в 7 километрах от второй, была поражена только французами семью ракетами SCALP-EG с истребителей «Dassault Rafale».
«Выбранные цели, которые были поражены и уничтожены, конкретно связаны с программой по химическому оружию сирийского режима», — сказал Председатель объединённого комитета начальников штабов США генерал Данфорд. — «Мы выбрали цели, которые минимизировали бы риск для невинных гражданских лиц».
Окончание следует
Источник — Мастерская
Апрель 2018