Хочешь, возьми коня любого,
Хочешь – возьми любой шатёр.
Бородин (опера «Князь Игорь»)
Кто изобрёл шахматы? Есть множество легенд, мидрашей (толкований). Мой друг гроссмейстер Арье Юдасин даже так и назвал свою книгу — «Тысячелетний миф шахмат». Процитирую оттуда несколько отрывков, а потом главный, где изобретателем шахмат назван царь Шломо.
«Есть мидраш, что Аман и Ахашверош играли на пиру у царицы Эстер в шахматы (решая судьбу мира и еврейского народа?). Кто победил, как протекала игра – личная тайна Творца. Другой мидраш сообщает: лучшие шахматисты Израиля в пустыне скитания – Бецалель бен Ури и Охолиав бен Ахисамах, исполненные «Б-жественным духом, мудростью и разумением, знаниями и талантом к любому ремеслу, искусством замышлять и воплощать замыслы» зодчие Храма. Ещё мидраш — шахматы получены Моисеем на горе Синай.»
«Исраэль Ицхак Хасида опубликовал древний текст. Царь Шломо, изобретя шахматы, играл ежедневно с Бенияу бен Йеояда – ближайшим сподвижником, главой Санедрина, военачальником, мудрецом и пророком. Побеждал всегда. Однажды со двора послышался шум. Царь отходит взглянуть – партнёр прячет коня. Не обратив внимания, царь Шломо проигрывает… Расстроенный, он вечером вспомнил всю партию, определил пропажу. Арестовал двух воров и шлёт Бенияу: «Что делают с ворами?». Намёк понят, признание, просьба о прощении. «Я не в обиде, только спрашивал о ворах (рад, что не ошибся в игре)».
Мне этот мидраш кажется наиболее достоверным, тем более что впервые я услышал его из уст своего учителя рава Эуда Раковского. Он не сомневается, что царь Шломо не мог придумать какую-то пустую игру для развлечения. Он также не сомневается, что игра полезна для человечества, развивает целый ряд необходимых качеств, и среди них главное – умение думать. Особенно это актуально для наших дней.
«Худшее, что я наблюдаю в настоящее время, это то, что умение думать оказывается ненужным, и всё в жизни направлено против него, хотя, казалось бы, это умение должно оттачиваться практикой, подобно умению танцевать или играть на скрипке. Скорость, коммерческие развлечения, звуковая какофония, механистическое отвлечение внимания, даже научные исследования – против! Такие условия способствовали появлению людей, лишённых не только умения, но потребности думать». (Альберт Джейнок)
Мой Учитель обосновывает странный феномен — что я, начав учить Тору почти в 50 лет, успешно это продолжаю, — тем фактом, что я всю жизнь тренировал и тренирую мозги шахматами. И поэтому не впадаю в старческое слабоумие.
И всё-таки, у меня есть два вопроса к тому мидрашу. Как Бения у осмелился украсть у своего царя коня? Чтобы понять, о ком идёт речь, хочу напомнить, что по поручению царя Шломо Бенияу взял в плен короля демонов Ашмедая.
Рассказывается, что Шломо спросил мудрецов Торы, можно ли построить Храм, не используя для обработки камней железные инструменты? И они напомнили ему, что у Моше был жучок «шамир», который мог рассечь даже самые прочные камни.
«После долгих размышлений Шломо пришёл к заключению, что шамир находится у Сатана – ангела, которому поручено ставить перед испытанием праведных людей. А со временем стало известно, что овладеть жучком можно только с помощью его слуги Ашмедая. И тогда Шломо призвал к себе главу своего войска, Бенияу, сына Йеояды, человека исключительной праведности, и поручил ему связать Ашмедая и привести его во дворец». (Зеев Мешков)
Кстати, рав Замир Коэн пишет, что шамир является подобием современного лазера. А я хочу добавить, что шахматы – своеобразный храм, где борьба ведётся без железного оружия.
Теперь, всё-таки, попытаюсь сделать свой вывод. Ни одно качество, которое нам даёт Всевышний, не бывает бессмысленным. Его можно использовать к добру или ко злу. Например, зависть, которая губит большую часть человечества, полезна тем, что она же, если обращена к мудрости мудрецов Торы, умножает мудрость.
Всевышний желает, чтобы мы выигрывали у сил зла вечную жизнь. Для этого он вложил в нас потребность желать победы. Поэтому Бенияу украл коня, а царь Шломо так расстроился, что, не заметив этого, решил, что он может проиграть и борьбу за свой будущий мир.
Но может быть, царь Шломо, создавший самую честную игру на свете, которая демонстрирует главный принцип управления миром «мида кенегед мида» («мера за меру»), не мог поверить, что он проигрывает не по своей вине? Ведь в этой игре выигрыш и проигрыш зависит в основном от самого тебя. Надо просто думать над каждым ходом. Не отвлекаться на мысли, какая позиция была у тебя вчера. Знать, что включён циферблат и тебе отпущено 120 лет на все твои ходы.
Мне кажется, я понял причину ошибки Шломо. Лет 15 назад я приехал давать сеанс одновременной игры в одну ешиву. Там купили шахматы китайского производства. Доска была со смещёнными белыми и чёрными полями. Я расставил шахматы, зная, что ферзь любит свой цвет. А тут не получалось. Я решил, что сошёл с ума. Глядел на доску, недоумевал, на всякий случай потрогал лоб, проверив, нет ли у меня высокой температуры. Кто-то стал смеяться, что мастер спорта не умеет расставлять шахматы. А надо было только повернуть доску на 90 градусов.
Так может, и царь Шломо не мог поверить, что его верный слуга, праведник, стянул коня? Что белое и чёрное настолько перепутались? И поэтому так расстроился, проиграв партию «по своей ошибке»… Правда, кто-то из чемпионов мира, я не помню, Алехин или Капабланка, сказал, что одна проигранная партия учит его больше, чем сто выигранных.
Не зря Рамбам говорил, что шахматы являются моделью жизни!