Большая игра на Ближнем Востоке Ч.1/2

Владимир Янкелевич

 

 

 

.

Несколько слов о «Земной оси»

и «Великой шахматной доске»

 

Поиграть интересно, это желание практически не зависит от возраста, только игрушки со временем меняются. Игроки переходят от шахмат-домино к «Большой игре». Этот термин (The Great Game) связан не с рулеткой или картами, хотя карты (географические) в такой игре используются. Популярность названию принес роман Редьярда Киплинга «Ким», в нем игра связана со шпионами, военными и политиками, играющими государствами и народами, то есть о британском и российском соперничестве в Центральной Азии и возможном вторжении России в Британскую Индию.

Image result for бжезинский великая шахматная доскаЗбигнев Бжезинский решил, что такая игра больше всего напоминает шахматы. В своей работе “Великая шахматная доска: американское первенство и его геостратегические императивы”, он назвал главными фигурами на этой доске геостратегических акторов (действующих субъектов) и геополитические центры. Их основные игровые возможности определяются военной мощью и географическим расположением.

Сегодня «Большая игра» переместилась на Ближний Восток.

Почему?

Возможно потому, что земная ось проходит через Иерусалим, и все вокруг него крутится, а может и по другой причине…

Король Абдалла I (в центре) и генерал Глабб (справа), 1951 г.

Игра началась здесь довольно давно и, можно сказать, скромно. Турнир устроила Великобритания, продвигая идею «Великой Сирии» в составе современных Ирака, Иордании, Сирии, Ливана и Израиля. Она же заранее и назначила победителя. Им должен был стать король Абдалла.

Это вполне понятно, у него были достаточно подготовленные воинские подразделения с английскими офицерами. Командовал ими генерал Глабб, арабы называли его Глабб-паша. С одной стороны «Великой шахматной доски» играли Сирия, Трансиордания, Египет, Ливан, Ирак и Саудовская Аравия. За спиной у них, совмещая игровое амплуа с должностью наставника, этаким играющим тренером стояла Великобритания. Все они играли против одинокого Израиля.

Игра идет по сегодняшний день, только доска сместилась в Сирию, и произошла перегруппировка участников.

Мы не будем определять, кто белый, кто черный в этой игре, отметим только, что по Бжезинскому «шахматы — игра коллективная». Сегодня с одной стороны «Великой шахматной доски» играют Израиль, США, Саудовская Аравия, Египет, а их противниками выступают Иран, Сирия, Россия, террористы Хизбаллы и ХАМАСа и примкнувшая к ним Турция. Сам состав участников уже говорит — идет «Большая игра на Ближнем Востоке»

 

Как Саудовская Аравия и Египет пересели на другую сторону «Великий шахматной доски»

 

Основные факторы, вызвавшие смену позиции, три. Это, прежде всего, угроза режимам из-за шиитской экспансии и исламского радикализма, «тонкая» восточная политика США во времена Барака Обамы, ну и экономические проблемы.

Исламская угроза мусульманским странам — звучит достаточно странно, но «сколько нам открытий чудных…»

Праздник Ашура (Шахсэй-Вахсэй) у саудовских шиитов

В Саудовской Аравии такой угрозой является шиитское меньшинство. Шииты проживают в основном в восточной провинции «Эш-Шаркия», главном нефтедобывающем округе страны, в «нефтяном сердце» Саудовской Аравии.

Шиитская угроза для Саудовской Аравии достаточно серьезна. В 2011-2012 годах там произошли протестные выступления шиитов, поддерживаемые Ираном. С ними справились, казнили главного шиитского проповедника Амина ан-Нимра, и проблему «замели под ковер».

У Саудов есть нефтяные деньги, закуплено самое современное вооружение, но вот с воинами — проблема. Не с военными, а именно с воинами. Определенным буфером между Саудами и Ираном служит Иордания, но это достаточно слабое государство с неустойчивым троном, так что чувствовать себя в безопасности сложно.

В Египте исламские радикалы — запущенная болезнь. Это свои, сунниты, но с таким «своими» враги не нужны. Эту болезнь можно назвать общим термином — «Братья мусульмане», не выделяя отдельно в рамках этой статьи всевозможных «Аль-Гамаа аль-исламийя», «Египетский исламский джихад», ISIS и прочих.

Related imageПриготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо.

Коран. Сура 8. Аят 60

 

 

Кто такие «враги Аллаха»? А те, кого они назначат.

 

Первое следствие: эти угрозы сдвигают Саудовскую Аравию и Египет в «Большой игре» на сторону тех, кто противостоит шиитскому экстремизму Ирана и всевозможным «Братьям мусульманам».

На «тонкой» восточной политике США во времена Барака Обамы нужно остановиться особо.

В тот период США продемонстрировали, с какой легкостью они могут переориентироваться со своих многолетних союзников на их… нет, не оппозиции, а врагов. На самом ли деле Обама не понимал разницу между политической оппозицией и «Братьями-мусульманами» или делал вид, сегодня уже не имеет значения.

 

Image result for Obama Cairo University
Выступление Б.Обамы в Каирском университете. 2009 г.

Так же не имеет значения американское преклонение перед демократией по типу: «живут хорошо, там, где демократия. Это и есть закон истории».

Дойти до понимания, что демократия должна существовать прежде всего в головах у населения, в противном случае демократические выборы отдают страну под власть демагогов и террористов, оказалось чрезвычайно сложно.

Справедливости ради нужно признать, что шаха Реза Пехлеви толкнул в спину и помог прийти Хомейни к власти не Обама, а, «не к у ночи будь помянут», Джимми Картер. Так что не все ближневосточные косяки на совести Обамы.

Египту и Саудовской Аравии пришлось перестраиваться, начинать «смену вех», искать новых, надежных союзников, а они оказались на другой стороне «Великой шахматной доски».

Второе следствие: Египту и Саудовской Аравии стало понятно, что Израиль не «малый сатана», а естественный геополитический союзник в борьбе с экстремизмом. Потому пришлось отбросить устаревшие бредни и начать аккуратное сближение с Израилем.

«Геополитический центр» по Бжезинскому, господа, единый. Египет вместе с Израилем борется с боевиками на Синае. И Саудовской Аравиии нужен такой союзник для противостояния Ирану и собственного технологического развития.

Экономические проблемы Саудовской Аравии и Египта толкают их навстречу друг другу. Вместе, тем более вместе с Израилем, легче противостоять геополитическим вызовам, занять правильную сторону в «Большой игре».

Image result for mursi prisonЕгипет переживает трудное время. После прихода к власти Ас Сиси и переезда президента Мурси пожизненно в тюрьму, правительство Египта объявило «Братьев» террористической организацией.

Президент Сирии Башар Асад назвал отстранение от власти Мухаммеда Мурси «крушением идеи политического ислама». Тогда он еще мог думать о Египте. А насчет «политического» — он так пошутил.

Продолжающаяся борьба с «Братьев» дестабилизирует обстановку в Египте, а тут, ко всем проблемам, подходит к концу строительство «Великой эфиопской плотины возрождения» в верховьях Голубого Нила.

Image result for засуха в долине нилаВозрождение — возрождением, но в Египте вдоль Нила живет около 94 млн. Остальная часть страны — практически малообитаемая безводная территория. В итоге, как только плотина эфиопами будет достроена, Египет получит меньше ежегодных 55,5 млрд кубометров воды, минимально необходимых для сельского хозяйства. Эфиопия утверждает, что плотина не будет оказывать неблагоприятного влияния, но так думают только в Аддис-Абебе.

Проблема безводных земель хорошо понятна и Саудовской Аравии. Дожди там — большая редкость, значительная часть полуострова занимают каменистые пустыни, почти полностью лишенные растительности.

В Израиле похожая проблема. Была! Только 20% земель в естественных условиях пригодны для ведения сельскохозяйственного производства. Но Израиль научился на этих землях получать два, а иногда и три урожая овощей и фруктов в год. Бери и используй опыт Израиля, но — религиозное противостояние! Его выпустить наружу легко, а вот впихнуть обратно, на свое место, серьезная работа.

Кровавая «Арабская весна» испугала правящую семью Саудовской Аравии. Что противопоставить Ирану не знал никто, и для начала пошли старым, давно известным путем, практически копируя Иран. Те экспортируют шиитский ислам, Сауды со своими ваххабитскими священнослужителями разрешили экспортировать гораздо более строгий суннитский ислам. Началась конкуренция с Ираном в экспорте исламского фундаментализма.

Попытались догнать и перегнать Иран в фундаментализме!

Это не помогло, да и не могло помочь. В реальном мире практически оруэлловское утверждение, что путь вперед — это путь в средневековье, не работает.

И тогда «Все смешалось в доме Облонских», вернее Саудов. Король Саудовской Аравии Салман изменил принятый ранее принцип престолонаследия. В июне 2017 года он назначил наследным принцем председателя совета по экономическим вопросам и развитию страны, главу антикоррупционного комитета Саудовской Аравии 33-х летнего Мухаммеда бин-Салмана (далее — МБС), сохранив за ним и пост министра обороны. Как самый молодой министр обороны в мире справляется с таким обилием обязанностей сказать сложно, но за ним следят внимательно, справляться придется.

Мухаммед бин-Салман

Мухаммед бин-Салман

Томас  Л.Фридман в интервью

задал вопрос МБС:

«Почему он всегда работает так, будто «у него заканчивается время»?»

— Я боюсь, — ответил МБС, — что в тот день, когда я умру, я умру, не достигнув того, что у меня на уме. Жизнь слишком коротка, и многое может случиться, и я очень хочу увидеть результат своими глазами, и именно поэтому я тороплюсь.

Принц хорошо понимает — инновационная, креативная экономика, которую он мечтает создать, возможна только в свободном обществе. Умные люди и инвестиции потянулся лишь туда, где соблюдаются права человека, гарантирована частная собственность, а государство не рубит головы на площадях всевозможным «колдунам».

Он проводит культурную революцию беспрецедентных масштабов — вытаскивает королевство из феодализма сразу в постиндустриальное, открытое общество. Насколько это реально, об этом можно спорить, но Саудовская Аравия движется в этом направлении.

Молодому принцу удается многое. Например, в антикоррупционной кампании из закромов различных принцев уже вытрясли значительные суммы. И это не «наезд». Принцу «сверху видно все» очень точно.

В начале 2015 года одним из его первых приказов своей команде, было собрать информацию о коррупции в верхах. Им потребовалось около двух лет, были собраны точные сведения, в «проскрипционных списках» появились около 200 имен, в том числе 11 принцев, стали известны суммы, что они откатили в «закрома». В итоге в бюджет вернули 108 миллиардов долларов.

Дикие люди! Нет, вывести деньги в оффшоры и переехать туда, где не трясут…

Многолетняя борьба Египта с религиозным экстремизмом и иранский образец дали МБС повод заявить:

«Мы не собираемся тратить ближайшие 30 лет на борьбу с экстремизмом. Мы разрушим его без промедления».

И борьба так и началась, без промедлений.

Для начала МБС заявил, что в последние 30 лет его страна вела себя «ненормально», и теперь пришло время вернуться к умеренному исламу, открытому для всего мира, способному мирно сосуществовать со всеми религиями.

Image result for саудия женщина за рулемЗатем он урезал полномочия всесильной религиозной полиции и позволил женщинам водить машину.

Великое дело — водить машину? Это смотря для кого, для Саудовской Аравии — революция.

Да тут еще и стал хорошо заметен «конец нефтяного века», о котором предупреждал Ахмед Заки Ямани.

«Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни.

Так же и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть»

Ахмед Заки Ямани,
министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии (1962 — 1986 год)

 

Прежняя модель роста, основанная на углеводородах, отжила свой век. Актуальной стала инвестиционная модель. Очевидно, что похожие проблемы Саудовской Аравии и Египту нужно решать совместно. У Саудовской Аравии хватает денег, по крайней мере, пока, а у Египта — избыток рабочей силы.

 

Окончание следует

Источник — «Мастерская»

(Опубликовано с незначительными сокращениями)

Март 2018

 

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Янкелевич

Журналист. Обозреватель по военно-политической тематике. Живет в Нетании (Израиль).
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Большая игра на Ближнем Востоке Ч.1/2

  1. Спасибо автору — Владимиру Янкелевичу! Очень интересная историко-аналитическая статья! Похоже, что таков путь развития истории на данный период! Произошел однозначный раскол единого исламского лагеря и Израиль в этом мире приобретает новое международное значение.

Обсуждение закрыто.