Лиза Юдин
С 1 апреля ЦАХАЛ существенно сократит количество внешних образовательных институтов, с которыми он сотрудничает для проведения лекций и семинаров с участием военнослужащих. И слава Б-гу, давно пора.
Это решение вызвано обвинениями в политизации курсов, так как ряд сотрудничающих с армией институтов имеет яркую политическую ориентацию. Вопрос «какую?» даже не стоит. Достаточно прочитать-прослушать пару-тройку ежедневных новостей.
И вот, что вспомнилось. Почему именно это? А не знаю, хотя примеров несть числа.
Декабрь 2011-го. Несколько десятков жителей Самарии и Иудеи ворвались ночью на территорию базы окружной бригады Эфраим близ Калькилии и бесчинствовали там, закидывая камнями технику, находящуюся на базе, поджигая шины, разливая краску и рассыпая гвозди.
Таковы были первые сообщения СМИ. Понятно, что страна уже через пять минут после такого известия встала на уши. Закричали все: левые и правые, верующие и атеисты, работники умственного и работники физического труда, производители и потребители, жители Кейсарии и Иерухама, первые, понятное дело, громче.
Ну, скудным умишком я так понимаю, началось все, конечно, не в ту ночь, а задолго-задолго до неё. Началось тогда, когда Армию обороны Израиля начали превращать в некий придаток полиции.
Все знают, что армия должна быть вне политики. Одна из основных гарантий столь любимой всеми демократии — полный запрет на использование исполнительной властью армии в качестве вооруженной полиции, тем более — вооруженной политической полиции. Проще? Пожалуйста — неиспользование армии против собственных граждан.
Кстати, насчет «начали превращать». Как считает д-р Марк Радуцкий, и с ним трудно не согласиться, «ЦАХАЛ был рожден в этом «первородном» политическом грехе».
Бен-Гурион открыто провозгласил в мае 48-го, что название «Армия Обороны (Хаганы) для Израиля» означает не Армия Обороны Израиля, а армия организации «Хагана» для Израиля (Дневник Бен-Гуриона, стр. 167, издательство Минобороны 1986). Само создание Армии «Хаганы» для Израиля было, по соглашению Бегина и Галили, не объединением боевых организаций, имевших различную политическую «привязку» (Хагана — Мапай, Эцель — Херут, Палмах — МАПАМ), а именно присоединение к Хагане, под командование её командиров, остальных организаций.
Пункты договора о вхождении Эцель в Армию Хаганы для Израиля отдельными батальонами были «удачно» расстреляны в ходе нападения на «Альталену» и в последовавшей за ней полицейской операции «Зачистка».
Несколько месяцев спустя та же судьба постигла и ПАЛМАХ, подразделение которого в составе ЦАХАЛа, под командованием Рабина, и расстреляло «Альталену».
Армия выполняет оборонительные и наступательные действия. Выкидыванием людей из жилищ должны заниматься другие структуры.
У нас вся страна в прямом эфире, а потом еще раз двадцать по разным новостям и каналам, смотрит, как солдаты ликвидируют форпосты. Чем отличаются действия Армии обороны Израиля от действий …?
Вспомните картину и впишите сами, исходя из собственных ассоциаций.
Позвонил как-то старый приятель, кадровый военный, прошедший в «непобедимой и легендарной» все, что только можно было пройти. Голос дрожал.
— Мне в жизни не приходилось решать таких проблем. Сын позвонил, их бросают на выселение в Самарию. Не выполнять приказ – я, всю жизнь прослуживший в армии, не могу ему сказать. Но и выкидывать евреев из их домов… Пусть идет к врачу за какой-нибудь справкой…
Армия не должна и не может дублировать полицию, хотя бы потому, что у солдат и полицейских разная мотивация к службе. И я хорошо помню, как многие армейские офицеры ушли из «Батальона Алия», когда была прекращена охрана населенных пунктов Самарии и Иудеи, и осталось только полицейское патрулирование.
Однозначно сегодня можно сказать — необходимость выполнения полицейских функций во многом привела к снижению мотивации к службе в ЦАХАЛ и среди призывников, и среди резервистов.
Это убедительно показал Р. Райхлин в монографии «ВОЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ», отрывки из которой приведены ниже:
«В конце 1980-х годов израильский политолог Йорам Пери (экс-главный редактор экс-газеты профсоюзов «Давар»), отмечал политические пристрастия армейских офицеров. Высшее военное командование все больше и больше втягивалось в публичную дискуссию. Израильская армия становилась активным участником политического диспута, нарушив принцип аполитичности вооруженных сил.
В 90-е годы в процессе политизации прошла новая волна. Генералы помимо сочувствия арабам доказывали, что интифада не может быть подавлена военными средствами, и что данная ситуация требует политического решения. Другие утверждали, что для обороны страны в наш век ракет территории не нужны, а оккупированные тем более. Третьи требовали «не опускаться до уровня врага и хранить высокие нормы нравственности».
Профессор Аса Кашер даже написал для солдат «Кодекс ЦАХАЛ», который полон глупостей. Тем не менее, он превратился во что-то вроде Устава, за нарушение которого следовало наказание.
Деградация армии – это деградация безопасности.
Ами Аялон — бывший глава израильской разведки, а потом службы внутренней безопасности выразил поддержку тем, кто отказывался служить в израильской армии. Он заявил, что крайне обеспокоен растущим числом безоружных палестинских детей, попадающих под пули израильских военных.
В ходе интервью директору арабской газеты в Израиле «Ма аль- Ахдат» экс-министр и бывший лидер крайне левой партии МЕРЕЦ Шуламит Алони рассказала, что она читала лекцию в Колледже национальной безопасности и заявила офицерам:
«Почему вы так суетитесь по поводу людей с кровью на руках? Разве у каждого из вас нет крови на руках. Они бросают бомбы, и вы бросаете бомбы. У вас есть самолеты, а у них – нет, поэтому они взрывают себя».
Почему ЦАХАЛ одолел еврейских поселенцев?
Я уже поминал, что в ЦАХАЛ действует «кодекс», составитель которого требовал «не опускаться до уровня врага и хранить высокие нормы нравственности». Враги — это арабы.
А нужно ли «хранить высокие нормы нравственности», когда дело идет о поселенцах? — Они же свои!
Вот описание психологической обработки израильских солдат и полицейских. В данном случае в качестве их врагов выступают уже сами израильтяне. Бить своих детей не каждый решится. Такое случается очень редко, во время гражданской войны. Вот и на этот раз, до убийства дело не дошло, но нещадные побои – пожалуйста.
Для облегчения совести бойцов-воспитателей они прошли психологическую обработку, которая на профессиональном языке называется «ментальной подготовкой». После ментальной подготовкой можно хладнокровно избивать малолетних диссидентов.
Военные психологи обучают солдат, как им справляться с обычными человеческими чувствами и выполнять «мирную» миссию, то есть, проводить депортацию евреев. Психологи постарались притупить эмоции, душевное восприятие, довести его до полной душевной невосприимчивости, внушить корректирующее мышление, полностью контролировать мысли и чувства. Для того, чтобы солдаты дивизии «Голани» и курсанты летного училища могли без угрызений совести проводить депортацию, психологи совместно с комбатами и комбригами разработали «новояз».
Возьмем пример генерала Дана Халуца. Такого еще не было, чтобы боевой летчик, командующий авиацией, стал Верховным главнокомандующим. Только в Израиле случаются чудеса.
Стремительной карьере генерал Дан Халуц обязан своим политическим взглядам. Армии предстояло изгнать еврейских поселенцев из Гуш- Катиф. Глава правительства Израиля Ариэль Шарон искал подходящую для этого кандидатуру на пост командующего ЦАХАЛ.
Бить своих, выгонять их из домов – не каждый может. Шарон нашел кандидата среди летчиков. Шарона не смущало, что новый главковерх совершенно не был знаком с наземными операциями. Путь наверх для Дана Халуца был быстро расчищен, и все произошло в мгновение ока. Первоначально он был главком авиации.
В 2004 году он стал заместителем начальника Генерального штаба ЦАХАЛ, а в 2005 году – уже начальником Генерального штаба.
Гуш Катиф был очищен от евреев. Ариэль Шарон и Дан Халуц продолжили «политизацию» армии, требуя от подчиненных не столько профессионализма в переданной под их ответственность области, но главное, умения привести свои действия в соответствие с политикой.
Согласно интервью одного из ушедших в отставку генералов, «политика, проводимая Шароном и Халуцем, создала уверенность в высшем офицерском составе, что для дальнейшего продвижения необходимы связи и беспрекословная личная лояльность. Это, естественно, привело к отставке многих талантливых офицеров и изменило личный состав ЦАХАЛ не в лучшую сторону»…
Конец цитирования
Окончание следует
Март 2018