— Добрый день, уважаемый рав! Складывается впечатление, что твой народ может от тебя отказаться, если нет нужных документов и невозможно их никак восстановить. Только вот когда бабушку в автобусе обозвали жидовской мордой, паспорт даже не спросили. Обидно…
Ребекка, Баку
— Вы выдвинули против моего народа тяжелейшее обвинение. И хотя меня на это никто не уполномочил, я все же, что называется, «подниму перчатку» и постараюсь разобраться в том впечатлении, которое у Вас складывается.
Не забудем поговорить и об отвратительном инциденте в автобусе, когда какие-то примитивные хулиганы попытались оскорбить Вашу бабушку, «даже не спросив у нее паспорта», но — потом. А сейчас — о Вашем впечатлении. По Вашим словам, еврейский народ может из-за отсутствия документов от кого-то (в данном случае, насколько я понимаю, от Вас и от Вашей бабушки) отказаться. Думаю, читатель со мной согласится, что поставить кому-то на вид, что он способен отказаться от связи с тем, кто ему принадлежит, или с тем, кому он принадлежит, действительно тяжкое обвинение.
Ничего не зная о Вас и Вашей семье, позволю себе высказать вполне обоснованное, как мне представляется, предположение о том, что Ваша бабушка-еврейка в свое время вышла замуж за нееврея. Как к этому, на Ваш взгляд, следует относиться? Не просматривается ли в этом пренебрежение к собственному народу? С ее стороны. Не кажется ли Вам, что это можно считать предпосылкой к тому, что от него, от своего народа, можно и отказаться?
Не будем рассматривать здесь ситуацию, в которой бабушка, о которой идет речь — мать Вашего отца. Если так, Вы — нееврейка. Даже если у Вас есть все документы, подтверждающие родственную связь с бабушкой. Ибо еврейство передается только и исключительно от матери.
Этот гипотетический случай означал бы, что Ваш отец, который, по нашим законам, считался бы евреем, продолжил линию поведения своей мамы, Вашей бабушки — женился на нееврейке, Вашей маме, и от этого брака родились Вы, соответственно — тоже нееврейка. Так кто от кого тут отказался?
Впрочем, не хочу обсуждать этот случай. Он слишком простой и очевидный. Выдвину второе предположение (из двух возможных, третьего нет): упомянутая Вами бабушка — мать Вашей матери. Следовательно, Ваша мама и Вы — тоже еврейки. И здесь возникает вопрос: почему у Вашей мамы нет документов, подтверждающих, что она — дочь нашего народа? Разве в ее свидетельстве о рождении не написано, что ее мама — еврейка, в ее паспорте и разных других документах это не указано? Какую национальность при получении паспорта просила Ваша мама вписать в тот самый пресловутый «пятый пункт»? А что с Вашими документами? В них нигде нет записи, что Вы еврейка? Не сомневаюсь, таких записей ни у Вашей мамы, ни у Вас нет. Ведь Вы сами об этом сообщаете в своем письме, и я Вам, разумеется, верю.
По складывающемуся у Вас впечатлению, Ваша бабушка не бросила свой народ, не оставила его, не забыла о нем; это наш народ, как Вы полагаете, бросил ее, бросил ее дочь и ее внучку.
Но разве уже на этом этапе неясно, что в действительности ситуация была обратной? И если Вам это все еще не ясно — готов, не теряя терпение, продолжить свое разъяснение.
Когда Ваша бабушка совершила свой первый и решительный шаг в сторону от нашего народа, что она сделала, чтобы сохранить хоть какую-то связь с ним? Быть может, она ходила в синагогу, чтобы заказать чтение Кадиша в память о ее родителях? Допустим, в городе, где она жила, не было синагоги. Пыталась ли она найти неофициальные миньяны, которые были почти повсюду? Ездила ли она, как минимум, два раза в год, чтобы почтить память своих родителей, в какой-то другой город, где есть синагога? Прикладывала ли она какие-либо усилия к тому, чтобы, например, к Песах в ее доме была маца (ездила куда-то за ней, вместе с другими евреями заказывала ее где-то или просила кого-то, чтобы ей привезли мацу)? Постилась ли она в Йом Кипур? Быть может, она разговаривала об этом со своими подругами? У нее, кстати сказать, были подруги-еврейки? И еще (что более важно) — она говорила обо всем этом со своей дочерью, Вашей мамой?
Передала ли она Вашей матери реальные знания, реальное ощущение принадлежности к нашему народу и чувство гордости за свой народ, пыталась ли привить дочери хотя бы что-то из еврейских традиций и обычаев? Тема нашего с Вами разговора, не забывайте — «не сам человек отказался от своего народа, но народ отказался от него». Что из всего этого передала Вам Ваша мама?
Поместим заданные мной вопросы в более четкие рамки.
Вот уже более 25 лет на территории бывшего Советского Союза нет никаких ограничений ни на еврейский образ жизни, ни на деятельность синагог и т.п. Все эти 25 лет Ваша мама хотя бы один-два раза в год бывала в синагоге (см. другие вопросы, сформулированные выше)?
Не знаю Вашего возраста, но Вы — явно взрослый человек. Где Вы были все годы взрослой жизни, скажем, после 16 лет? И опять же — Ваша мама…
О бабушке говорить не хочу. Потому что не знаю ее возраста, не знаю, жива ли она. И если жива или была жива 10-20 лет назад — она ходила в синагогу? В ее доме были какие-то приметы еврейской жизни? Она хоть как-то проявляла свое еврейство?
О еврейских подругах бабушки и об их отношении к еврейскому образу жизни я уже говорил.
Думаю, что ничего этого не было. Ибо, если бы было — и Ваша бабушка, и уж точно, Ваша мама, и Вы были бы как-то отмечены, образно говоря, «на карте еврейской жизни Вашего города».
Так что, должен Вас огорчить и подчеркнуть, что «модель», сложившаяся по Вашим впечатлениям — верна. Но — лишь с точностью до наоборот. Не еврейский народ отказался от Вашей бабушки, Вашей мамы и Вас, но это — вы, во всех трех поколениях, отказывались от еврейского народа. Системно и последовательно. Теперь же, когда по какой-то причине Вы вспомнили об этом — то заняли психологически выгодную Вам позицию «обиженной». И совершенно напрасно. Рекомендую Вам впредь не спекулировать ложными впечатлениями.
Однако Всевышний и наш народ, подчеркну — милостивы. И если бы Вы в своем письме не попытались свалить проблему, как говорится, «с больной головы на здоровую» — то и ответ получили бы от меня совершенно иной.
Да, в Вашей жизни было то, что было. И если бы Вы написали, что у Вас проснулось желание жить по-еврейски, жить, как еврейка, я терпеливо объяснил бы Вам, как такое желание осуществить.
И Вы убедились бы, что никто Вас не бросил (хотя Ваша бабушка и сделала это в некрасивой форме). Что все в Вашей жизни, начиная с сегодняшнего дня, может измениться. Ибо для всего этого (обратите внимание!) не нужны паспорта и никакие другие документы. Что касается оформления еврейского статуса в нашем народе, при полном отсутствии документов и надежных, проверенных свидетельств — это произошло бы по линии гиюра. Допустим, года через 3 или, скажем, через 5 лет.
И в заключение, как я и обещал в начале этого ответа, об отвратительном инциденте в автобусе. Представьте себе, что на месте Вашей бабушки оказался бухарский еврей, и какой-то тупоумный националист обозвал его «черномазым чучмеком» (или употребил по отношению к нему какое-то другое, столь же омерзительное выражение). Разве еврей от этого станет — узбеком? Или горского еврея обругают «чеченцем» — он, что, станет чеченцем?
С каких это пор грязные высказывания в общественном транспорте дурно воспитанных, примитивных людей определяет истинную национальность человека? Так что, и в этом «контрапункте» Вашего письма принятая Вами поза «обиженной» — не выдерживает никакой критики.
Отвечал рав Элиягу Эссас