Продолжение. Начало в № 759
«Принести духовное в мир призван мужчина. Возвысить мир предназначено женщине. Там, где каждый играет свою партию, господствует гармония».
Любавичский Ребе
Сочетание мужчины и женщины как единство «противников» выявляется из их названий на святом языке: мужчина — «иш» (алеф-йод-шин) и женщина — «иша» (алеф-шин-хей). Рассмотрим оба эти слова. Они близки по звучанию (господствует шипящий звук «ш-ш-ш»), оба состоят из трех букв, две из которых (алеф и шин) — общие, оба начинаются с одной и той же весьма значимой буквы «алеф» (первой буквы святого языка) и, наконец, имеют близкие, но, тем не менее, не совпадающие) числовые значения (311 и 306 соответственно).
Господствующий звук обусловлен буквой «шин». Эта буква по написанию близка к русской букве «ш», и три её вертикальные ветви соответствуют на иврите трем аспектам человека: человеческая душа, общая животная (живая) душа и тело (материальный «дом» этих душ). Наличие общей буквы «шин» указывает, что эти три категории присущи и мужчинам, и женщинам в равной степени (интересно, что эта буква символизирует понятие «безрассудство», то есть все мы подвержены этому качеству).
Буква «алеф» первая и наиболее значимая в алфавите, она является символом Его присутствия («Алуф»). Характерно, что эта буква (символ) не только присутствует в обоих словах «иш» и «иша», но они начинаются с нее. С той же буквы начинаются слова: человек («адам»), святые слова — Адонай (Господь) и Элохим (Б-г) и, наконец, с нее же начинается первое имя Б-га — Эхие. Этим Тора подчеркивает подобие мужчины и женщины образу Б-жию. Это же следует и из каббалистического соответствия буквы «алеф» понятию «учение, приобретение знаний извне», то есть потенциальные способности обоих полов к восприятию знаний тоже одинаковы.
Однако и различия между ними весьма существенны, что следует из все же неодинакового написания вышеприведенных слов. Так, слово «иш» (алеф-йод шин) содержит в середине (то есть одинаково распространенную и на алеф, и на шин) весьма характерную, мужскую, букву «йод», а слово «иша» заканчивается не менее характерной, женской, буквой «хей». Обе эти буквы («йод» и «хей») связаны со способностью к самостоятельному творческому познанию. Буква «йод» (мужская буква) соответствует понятию «схватывание», быстрое «схватывание» замысла, сути и назначения какой-либо конструкции или явления и генерацию идей как в технической, так и в духовной сфере.
Это качество в среде ученых именуется «романтикой» — прокладыванием тропинок в неизвестной области или путей в неведомое вообще. Затем за романтиками следуют ученые-классики, которые преобразуют проложенные романтиками тропинки в шоссейные дороги. Буква «йод» — символ категории «хохма», которую весьма приблизительно можно перевести, например, как мудрость царя Соломона или прозорливость Эйнштейна.
В отличие от этого, женская буква «хей» близка к способностям «классиков». Другими словами, если романтик открыл (первым увидел) лес, то затем пришедший в этот лес классик видит и описывает каждое из его деревьев, но самого леса, его контуров, уже не видит. Кроме того, мозг мужчины способен в каком-либо предмете или замысле быстро увидеть дефект и сообразить (сгенерировать идею), как этот дефект убрать. Однако женщина может лучше и быстрее, чем он, приспосабливаться к новым условиям, воспринимать и осваивать уже готовые предметы и новые духовные убеждения и, главное, распространить их на детей (в этом смысл приведенного эпиграфа). Сказанное вытекает также из прямой связи женской буквы «хей» с уже упомянутой категорией «бина» — «инстинктивное понимание», включающее интуицию, предчувствие и внутреннее видение (ощущение) другого человека. Вследствие этого качества женщина может разобраться в мужчине, а мужчина в женщине не всегда.
Читатель, наверное, уже понял, что автор принадлежит к романтикам, но для познания нужны обе категории — для него вообще не имеет значения, кто был первым, а кто вторым. Открытие, освоение и новое открытие на его основе составляют процесс познания — его гармонию. Так и человеческая пара — мужчина и женщина — обеспечивает стабильность человечества, если они удерживаются в «рамках» своей природы и функций. В современном мире это условие, к сожалению, нарушается женским феминизмом и гомосексуализмом.
Различия между мужчиной и женщиной можно увидеть и в форме написания букв «йод» и «хей». Первая из них подобна запятой, то есть она открыта со всех сторон, в ней нет внутреннего (заключенного внутри ее очертания) пространства. Она вся окружена внешним пространством и как бы «смотрит на мир во все стороны». В отличие от нее, буква «хей» (по форме близка к русской букве «п») содержит внутреннее пространство и «смотрит» не столько на мир, сколько внутрь себя, то есть она более эмоциональна, направлена на свой внутренний мир (в который входит и ее семейная ячейка), но имеет, однако, «канал» сообщения с внешним миром. Как следствие, мужчина реализует себя вовне (политика, наука, техника, философия, военные действия), тогда как для женщины естественна отгороженная от мира семейная ячейка. Характерно также отношение мужчин и женщин к слову: женщина относится к нему как к эмоциональному клапану, мужчина — как к влиянию на внешний мир.
Интересны высказывания Любавичского Ребе: «Женщина должна больше изучать эзотерическую (внутреннюю, познаваемую интуитивно — В. Р.) сторону Торы, чем мужчина… Женщины гораздо более чувствительны. Поэтому муж должен уступать жене при возникновении ссоры… Самый важный аспект жизни Б-г вручил женщине: формирование ребенка от зачатия до рождения и затем повседневное общение и уход за детьми… Ее удел быть основой в доме (акерет хабайит), и в этом нет ничего унизительного. Ей доверено воспитание сыновей и дочерей с момента их зачатия, ибо сказано: «Они едят то, что мать их ест» (если она ест некошерное, то и еще не родившийся ребенок оказывается связанным с нечистотой). От отца вы можете узнать, что должны делать. От матери вам станет известно, кто вы есть. Написано в утренней молитве для детей: «Слушай, сын мой, наставления отца твоего и не оставляй учения матери твоей». Вот почему еврейство определяется по матери. Принести духовное в мир призван мужчина. Возвысить мир (включая формирование детей до и после рождения) — предназначение женщины». Наконец: «Когда Б-г сотворил мир, он каждому существу поручил определенную роль, и там, где каждый играет свою партию, господствует гармония». Однако «в последние десятилетия многие женщины стали работать наравне с мужчинами, и мир все более поддается заблуждению, будто совершенство женщины тем выше, чем успешнее она подражает мужчине. В действительности это деградация, и эти женщины могут поставить под угрозу будущее еврейского народа. Подобное уже привело к тому, что мир раскололся на две части, родители и дети перестали понимать друг друга» (и резко упала рождаемость в семьях -В. Р.). Подчеркивая необходимость с детства воспитывать чувство равенства полов, Ребе указывал, что в детских книжках «количество изображений девочек и мальчиков должно быть одинаковым».
Талмуд иллюстрирует разницу и единство полов так: «Человек работает в поле и приносит домой зерно, но съест ли он зерно? Какой прок от его труда? Жена перемелет зерно, получит муку, из которой испечет хлеб. Такова наша жизнь».
Продолжение следует