Книга «Ваикра» — третья в Пятикнижии. Ее называют также «Торат-коаним», учение священников, поскольку она содержит законы храмовой службы и жертвоприношений, относящиеся к функциям коэнов из колена Леви (отсюда ее христианское название «Левит»).
Призвав Моше из Шатра Откровения (Мишкана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется «олот», жертвы всесожжения. Животное (обычно — быка) приводят к входу в Мишкан, и хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка закалывают, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезают тушу на части и раскладывают на огне жертвенника. Так же обрабатывают и жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц. Далее описаны различные виды «хлебных даров» («менахот»), которые готовят из муки, растительного масла и ароматных веществ. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед. Следующая группа жертвоприношений — «шламим», мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от «олот», эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров — «хелев». Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее руководителями и рядовыми членами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.
***
«И призвал (ваикра) Б-г Моше…» (1:1).
С этих слов начинается книга «Ваикра». Но почему «призвал»?
«Призвал» — значит, обратился с любовью, с симпатией. Моше был любимым пророком Всевышнего.
Б-г призвал Моше, и Моше пришел к Нему. Но когда мидьянский пророк Билам хотел проклясть сынов Израиля в разделе «Балак», Б-г сам пришел к нему в ночном видении. Откуда такая честь? Если сам Моше, величайший и любимейший из пророков, пришел к Творцу, то злодею Биламу и подавно следовало явиться пред лицо Владыки Вселенной.
Вовсе не обязательно. Принимая дорогого гостя, вы приглашаете его в свою гостиную и усаживаете на самое удобное место. Но когда в дверь звонит мусорщик, вы не даете ему переступить порог, сами выходите к нему, чтобы после его визита в вашем доме не осталось запаха помойки.
Алеф — это я
«И призвал Б-г Моше…» (Ваикра 1:1).
Вижницкий ребе говорил, что не понимает, как люди могут радоваться почестям. Наоборот, почести должны вызывать у человека острое смущение, сильное чувство неловкости, чтобы хотелось сквозь землю провалиться.
Свое утверждение Вижницкий ребе пояснял такой притчей. Один царь назначил своего ближайшего советника губернатором провинциального города. Этот губернатор, как и ожидалось, стал пользоваться большим уважением со стороны местных жителей.
Однажды царь приехал инкогнито в этот город, чтобы проверить, как правит губернатор. Никто не знал царя в лицо кроме самого губернатора. Когда они вдвоем проезжали по городским улицам, жители снимали шапки и низко кланялись губернатору, совершенно игнорируя его заурядного на вид спутника.
Губернатор не знал, куда деваться от неловкости. Чем больше почтения оказывали ему жители, тем больше он смущался. Ведь губернатор понимал, что все оказываемые ему знаки уважения должны по праву принадлежать переодетому в простую одежду царю.
Такое чувство неловкости должны испытывать все люди. Ведь мы знаем, что почестей заслуживает только Б-г, и лишь благодаря тому, что Он постоянно сопровождает нас везде и всюду, и нам оказывают уважение за те добродетели, которыми Он наделил нас.
Моше-рабейну был смиреннейшим из людей. Когда Б-г велел ему написать первое слово «И воззвал» в книге «Ваикра», которую мы начинаем читать с этой недели, Моше написал слово «ваикра» с маленькой буквой, потому что «алеф» означает личное местоимение «я».
Стремясь избежать даже намека на личную амбицию, он написал «алеф» в конце слова «ваикра» мелким шрифтом, и в результате получилось не «ваикра» (и воззвал), а «ваикар» (повстречался), как будто Б-г случайно натолкнулся на Моше.
Наш величайший пророк и законоучитель чувствовал, понимал, что он далеко не самая важная персона, чтобы Сам Б-г обратился лично к нему. Если смотреть именно с такой позиции, то и в самом деле получается, что Б-г как будто натолкнулся на Моше, случайно повстречал его.
Вечное обновление
Цикл чтения «арба паршийот», четырех тематических отрывков из Торы, завершится в ближайшую субботу отрывком «Ха-ходеш», «этот месяц». Его прочтут в синагогах сразу после недельного раздела.
«Ха-ходеш» всегда читают в канун месяца нисан (в этом году первое нисана выпадает как раз на этот шаббат 17 марта). Самый первый «рош-ходеш нисан» навсегда вошел в еврейскую историю. В тот день, накануне Исхода из Египта, сыны Израиля получили первую общенациональную заповедь — освящать наступление еврейских месяцев. Традиция праздновать «рош-ходеш» имеет глубокое духовно-историческое значение. В период восстания Маккавеев греко-сирийские захватчики пытались силой отменить ее вместе с двумя другими основополагающими заповедями иудаизма — освящением шаббата и обрезанием. Наши враги хорошо понимали, как важен еврейский календарь в сохранении евреев как народа Торы.
Мудрецы объясняют, что в заслугу соблюдения этой заповеди Б-г дал евреям власть над временем. Члены Синедриона, высшего законодательного органа еврейской власти, получили право строить календарь с его неизменным циклом праздников. Они провозглашали наступление нового месяца по свидетельству двух человек, видевших появление молодой луны. В освящении календарных месяцев заложен потенциал вечного обновления. Еврейский народ похож на луну. У него бывают периоды «ущербности», и кажется, что он вот-вот исчезнет с исторического небосвода. Но после каждого цикла «убывания» наступает период расцвета и роста. Вопреки законам истории и простой логике, евреи продолжает жить и духовно обновляться, демонстрируя уникальную способность претворять в жизнь древние пророчества о грядущем Спасении.