Двойным разделом «Ваякеэль-Пикудей» мы заканчиваем чтение книги «Шмот», второй в Пятикнижии. В эту же субботу в синагогах будут читать специальный «мафтир» (фрагмент из Торы, завершающий субботний раздел). В него включен предпоследний из четырех весенних тематических отрывков, называемый «Пара».
Речь идет о так называемой «красной корове» — «пара адума». Во времена Храма пепел этого животного редчайшей масти использовали для ритуального очищения после контакта с мертвым телом, а также перед посещением Храма и принесением пасхальной жертвы. Поэтому «Шаббат Пара» всегда выпадает на период подготовки к празднику Песах, который мы будем отмечать через три недели.
«Ваякеэль»
Перед возведением переносного Храма (Мишкана) Моше призывает евреев соблюдать шаббат, затем просит собрать пожертвования — материалы для Мишкана, его обстановки и одежд священников. Б-г назначает Бецалеля и Оголиава главными специалистами и руководителями «проекта». Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний и оливкового масла для Меноры и помазания коэнов, что образуются большие излишки, и Моше велит прекратить сбор. Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вставленных в серебряные подножия. Бецалель готовит деревянный Ковчег Завета с двухсторонним золотым покрытием для хранения Скрижалей. На золотой крышке Ковчега вычеканены два «крува», человекоподобные фигурки с вытянутыми друг к другу крыльями, смыкающимися в виде арки. Стол для хлебов также сделан из дерева и покрыт золотом. Менора выкована из цельного слитка чистого золота. Далее описан порядок изготовления двух жертвенников: малого — для воскурения благовоний и большого — для жертвоприношений.
«Пикудей»
После завершения всех производственных работ Моше дает полный отчет о расходе материалов. Сыны Израиля приносят готовые изделия. Моше высоко оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисан и описывает порядок монтажа и размещения храмовой обстановки. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.
***
«И сделали Менору из чистого золота…и основание Меноры, и ствол ее, и украшения в виде чашечек, завязей и цветков были выкованы из того же слитка» (37:17).
Описывая храмовый светильник, Тора перечисляет его украшения в строгом, неизменном порядке: чашечки, завязи и цветки. В этой неизменности, как и в любой другой композиционной детали Мишкана и его утвари, заложен глубокий смысл.
Развитие человеческого разума делится на три этапа. В детстве и юности мы заняты, в основном, сбором информации. Мозг ребенка похож на чистый лист бумаги. Пока он не будет заполнен информацией, ребенок не способен выносить разумные суждения и делать здравые выводы. Его память наполняется знаниями, как чаша вином. Чашечки Меноры отражают эту концепцию.
Затем наступает второй этап. Накопив информацию, молодой человек погружается в себя. Он на время отстраняется от внешнего мира, чтобы привести в порядок и усвоить те знания, которые успел собрать. Он много размышляет; его мозг напряженно работает. Этот этап представлен в шарообразных «завязях» Меноры.
«Юноша, обдумывающий житье», учится концентрированно мыслить. Само слово «концентрация» подразумевает замкнутую цикличность и ориентацию на «центр», стремление на время отгородиться от окружающего мира. Однако второй этап невозможен без первого. Для размышлений нужна пища — накопленная информация.
Мудрый царь Шломо наставлял молодежь в своих «Притчах» («Мишлей»): «Иди к муравью, ленивец!» Человек должен, подобно муравью, кропотливо собирать знания, чтобы затем использовать их в своем интеллектуальном развитии. Как сказано в трактате Мишны «Авот»: «Если нет муки, то нет и Торы». Если ты не собрал достаточный объем информации, «муки знания», тебе не из чего будет печь хлеб, а если и спечешь что-нибудь, то лишь безвкусное печенье.
И, наконец, заключительный этап: из накопленных и переработанных знаний прорастают цветы собственных идей. Цветок — это всегда нечто совершенно новое и неожиданное. Так и наши идеи. Они поражают своей новизной, оригинальностью, несмотря на то, что представляют собой результат естественных, хотя и скрытых от глаза процессов, происходящих в «недрах» нашего разума.
Менора, внешне похожая на раскидистое дерево с направленными вверх ветвями, воплощает собой извечное стремление человека к свету запредельной мудрости, к мудрости Торы. Приблизиться к этой мудрости можно, лишь следуя порядку в конструкции храмового светильника: чашечка, завязь, цветок.
Сто золотых подножий
«И пошло сто кикаров серебра на отлитие подножий для балок стен Святилища и подножий столбов — сто подножий из ста кикаров, по кикару на подножие» (38:27).
Наверное, именно эти подножия имел в виду царь Шломо, когда аллегорически описывал великолепие облика Творца в «Песне Песней»: «Руки Его — округлости золотые, испещренные хризолитами; живот Его — полированная слоновая кость, покрытая сапфирами; голени Его — столбы мраморные, поставленные на золотых подножиях…» («Шир а-ширим», 5:14-15).
Мудрецы говорят, что в честь этих ста подножий царь Давид, отец Шломо, ввел традицию произносить ежедневно сто благословений в адрес Всевышнего.
Но какая тут связь? Слово «адоним», подножия, очень созвучно произносимому в благословении Имени Б-га: «А-до-най». К тому же, подножия служили основанием для Мишкана, а основой молитвы, заменившей Б-гослужение в Мишкане и Храме, является заключительное слово «Амен» («истинно, верно»), которое можно рассматривать также как аббревиатуру слов «Э-ль Мелех Неэман», Б-г, Царь истинный.
Так нам сердце велело…
«Потом пришли (сыны Израиля) — каждый, кого подвигло сердце его, и каждый, кого побудил дух его…» (35:21).
Что отличает самых богатых людей планеты, самостоятельно сколотивших миллионные состояния? В чем состоит их главное преимущество перед другими людьми? В первую очередь, конечно, инициативность. Инициативный, предприимчивый человек никогда не останавливается на достигнутом. Он думает не о том, что имеет, а о том, чего он еще не достиг. Он ставит перед собой задачу и прилагает все усилия, чтобы добиться ее выполнения.
«Каждый, кого подвигло сердце его».
Строители Мишкана проявили, в первую очередь, ни с чем не сравнимый энтузиазм, поскольку кроме энтузиазма у них больше ничего не было: ни опыта, ни образования, ни учителей. Поколение пустыни не кончало университетов и техникумов, не посещало курсы повышения квалификации. В Египте они лишь таскали кирпичи и месили строительный раствор, а навыки плотников, вышивальщиков, чеканщиков по золоту, серебру и меди, огранщиков драгоценных камней приобретали на месте, в ходе строительства Храма.
Они были настоящими первопроходцами, дерзновенными мечтателями. Их порыв был обречен на успех, потому что они строили не архитектурный шедевр ранне-библейского периода, а духовное пространство, земную обитель для Б-га. Духовное богатство приобретается так же, как и материальное — инициативой и верой в успех.