Не в шаббат будет сказано…Недельная глава Торы «Ки Тиса»

0

Б-г велит, чтобы каждый мужчина от 20 лет и старше сдал полшекеля серебра для «искупления души» и подсчета численности народа. Затем Он дает указание изготовить медный умывальник для храмовой службы коэнов. Приведена формула масла для помазания, которым будут освящаться Мишкан (передвижной Храм), его обстановка, а также священники-коэны. Перечислены компоненты благовоний для воскурения на малом жертвеннике. Бецалель и Охолиав возглавят работы по строительству Мишкана. Cынам Израиля вновь заповедано строго соблюдать шаббат. Моше получает две каменные скрижали с высеченными на них Десятью заповедями. Тем временем в стане иноплеменников, примкнувших к евреям при Исходе, начинается паника: им кажется, что срок возвращения Моше с горы Синай миновал, — и «мы не знаем, что с ним сталось». Вместе с некоторыми евреями они требуют назначить нового вождя и вынуждают Аарона изготовить Золотого тельца. Б-г велит Моше немедленно вернуться в стан, грозя уничтожить всех евреев и произвести от пророка новый народ. Увидев оргию идолопоклонства, Моше разбивает скрижали, затем уничтожает тельца и вместе с левитами наказывает зачинщиков массового бунта. Вернувшись на гору, он молит Б-га пощадить провинившийся народ. Молитва принята. Моше собирает Мишкан и просит Б-га показать «Славу свою» — механизм управления миром, но эта просьба выполняется лишь частично. Б-г велит Моше высечь новые скрижали и сообщает ему текст универсальной молитвы, пробуждающей милосердие с Небес. Евреи получают дальнейшие указания: им нельзя заключать соглашения с язычниками в Эрец-Исраэль и родниться с ними; запрещено также смешивать мясные и молочные продукты в еде. Приведены законы Песаха; описан порядок посвящения Б-гу первенцев из скота и первинок урожая, а также выкупа сына-первенца. Б-г снова напоминает о святости шаббата и велит отмечать праздники Шавуот и Суккот. Когда Моше спускается с горы, неся вторые скрижали, его лицо светится изнутри — результат прямого общения с Б-гом.

***

«Шесть дней ты будешь трудиться, а в седьмой день прекращай работу — и во время пахоты, и во время жатвы работу прекращай» (34:21).

«Ништ ауф шаббес гередет» — одно из самых распространенных выражений в лексиконе религиозных евреев. На идиш это значит: «Не в шаббат будет сказано».

Подслушанный субботний диалог:

Ништ ауф шаббес гередет: ты знаешь, на следующей неделе в центральном универмаге будет большая распродажа!

– Да ну! Ништ ауф шаббес гередет, и когда она начнется?

– Кажется, Ништ ауф шаббес гередет, если я правильно понял, в пятницу, но может быть и в субботу, Ништ ауф шаббес гередет…

Шаббат — нежное создание. Его легко спугнуть. Чтобы ощутить шаббат по-настоящему, надо обеими руками оттолкнуть от себя рабочую неделю и теми же руками обнять шаббат и прижать его к себе.

«Если … удержишься от исполнения дел твоих в святой день Мой, — возвестил Всевышний устами пророка Иешаягу, — и назовешь субботу отрадой…, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (лишнего)».

Мудрецы говорили, что эти слова пророка учат нас важному правилу: наша речь в шаббат должна быть не такой, как в будни. В кодексе еврейских законов «Шульхан Арух» говорится, что в шаббат запрещено обсуждать мирские дела, и что надо говорить очень коротко даже на разрешенные темы.

«А в седьмой день прекращай работу — и во время пахоты, и во время жатвы работу прекращай».

В этой фразе скрыты сразу два намека на вышеупомянутые речевые ограничения. Пахота, «хариша», намекает на запрещенные разговоры о будничных и мирских делах. А жатва, «кцира», буквально, «отрезание», указывает на то, что надо свести к минимуму даже те разговоры, которые разрешены в шаббат.

И тогда вас ждет награда: «И назовешь субботу отрадой… И наслаждаться будешь перед Б-гом».

Кошерный заменитель «тельца»

«И насели они на Аарона, и потребовали: «Давай, сделай нам всесильных вождей, которые пойдут перед нами…» (32:1).

Поклонение сынов Израиля Золотому тельцу — центральное событие раздела «Ки Тиса», ставшее трагедией поистине космического масштаба. Евреи совершили акт предательства по отношению к Б-гу всего через сорок дней после Дарования Тора, после клятвы: «Все, что Б-г сказал, выполним».

Однако Золотой телец — это не просто «грех» с тяжелейшими для нас историческими последствиями. Он проявил слабость и духовную ограниченность человеческой натуры. Наш разум не в состоянии органически усвоить абстрактную идею невидимого Единого Б-га. Человеку необходима физическая точка приложения его духовной религиозной энергии. Признав этот важный факт, Тора повелела нам «построить Святилище» (в последних разделах события не всегда излагаются в хронологическом порядке: есть мнение, что поклонение Золотому тельцу предшествовало указанию о строительстве передвижного Храма, о котором мы читали в двух предыдущих разделах «Трума» и «Тецаве»). Возможно, Храм и не потребовался бы, если бы мы не были простыми смертными, которым «ничто человеческое не чуждо». Но Б-г понял, что одной идеи мало. Чтобы отвлечь нас от будущих «тельцов», необходим их «кошерный» материальный заменитель, освященный Его Присутствием. Нужен Храм. Нужна «Шехина», физическое ощущение Его близости к нам.

По закону круговой поруки

«И воскликнули они: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из страны Египетской» (32:4).

После возвращения Моше левиты казнили по его приказу три тысячи инициаторов бунта против Б-га. Но есть мнение, что на самом деле непосредственно виновных было гораздо меньше. В книге «Коэлет» (Экклезиаст) мудрый царь Шломо пишет: «Мужа — одного из тысячи нашел я, а женщины — ни одной из всех этих («эле») не нашел я» (7:28). В оригинале употреблено слово «эле» в значении «этих». То же самое слово мы находим и в приведенном стихе из сегодняшнего раздела: «Эле элохеха исраэль» — «Вот («эле») твой бог, Израиль» (провозгласили бунтовщики, указывая на тельца). Получается, что Золотому тельцу поклонялся один мужчина из тысячи и ни одной женщины (так и было: женщины действительно не участвовали в этой оргии язычества). Поскольку взрослых мужчин в еврейском стане насчитывалось шестьсот тысяч, число зачинщиков не могло превышать шестисот. Почему же казнили три тысячи? Ответ мы выводим из закона, который разбирался в комментарии к разделу «Мишпатим»: «Если украдет кто быка…, то стоимость пяти быков заплатит за быка» (Шмот, 21:37).

Виленский Гаон проводит логическую параллель: если за одного украденного быка расплачиваются пятью быками, то за каждого человека, поклонявшегося тельцу, «сыну» быка, полагалось наказать евреев в такой же пропорции: шестьсот помножить на пять — получается три тысячи.

Но разве можно казнить людей за чужие грехи? Да, еврейская традиция допускает такое, исходя из правила: «Коль исраэль аревим зе лезе» — все евреи отвечают (дословно, поручители) друг за друга. За преступления безответственного меньшинства расплачивается весь народ. Таков непреложный факт еврейской истории вплоть до наших дней.

21

Об авторе

Нахум Пурер

Израиль

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Notice: Unknown: failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in Unknown on line 0