Под маской профессоров-врачей

Прошло шестьдесят пять лет с тех пор, как над советскими евреями навис дамоклов меч «дела врачей». Смерть палача Сталина, о которой стало известно в день праздника Пурим 1953 года, стала чудом, спасшим евреев СССР от депортации.

Многие историки считают, что Сталин был отравлен Берией. Захватив власть, Берия объявил, что «дело врачей» было сфабриковано. Наивно полагать, что Берия, карательный аппарат которого расправился с Перецем Маркишем и Соломоном Михоэлсом, намеревался защищать евреев. Так почему же Берия спас евреев? Проведем некоторые аналогии между Пуримом 1953 г. и историей спасения евреев Персии, изложенной в Книге Эстер. В этой связи зададим аналогичный вопрос: почему Ахашверош спас евреев? Несведущему читателю Ахашверош кажется легко поддающимся влиянию царем. Впрочем, мудрецы Талмуда утверждают, что Ахашверош был не меньшим врагом евреев, чем Аман. Только если Аман требовал уничтожить евреев физически, то Ахашверош стремился уничтожить их духовно, превратив в послушных рабов. Он хотел добиться полной ассимиляции евреев, потому и пригласил их на свой пир, где на посмешище выносились священные сосуды, захваченные разрушившим Храм Навуходоносором. Неужели Ахашверош был настолько наивен, что не знал, какой народ он приговорил к смерти? Ведь Аман сказал царю, что «есть один народ, рассеянный среди других народов, и законы у него иные, чем у всех народов… не угодно ли будет царю [дать] указание уничтожить их?» (Эстер, 3:8–11). Ахашверош согласился с планом Амана уничтожения евреев и, наделяя его властью, передал ему свое царское кольцо: «И снял царь перстень свой с руки и отдал его Аману… врагу иудеев» (Эстер, 3:10).

Сон царя

Вскоре после того как Эстер была взята во дворец, Мордехай сидел у царских ворот и услышал о том, что два стража замышляют убить Ахашвероша. Он предупредил о готовящемся покушении Эстер, которая рассказала об этом царю от имени Мордехая, а факт спасения царя был «вписан в книгу летописи» (Эстер, 2:21–23). То, что Эстер не присвоила себе заслугу спасения царя, а рассказала о заговоре от имени Мордехая, стало началом спасения евреев. Потому мудрецы сделали вывод: «Всякий, кто говорит что-то и упоминает имя того, кто это сказал, приносит избавление в мир» (Поучения отцов, 6:6).

Все, действительно, стало переворачиваться «в ту ночь, когда не спалось царю» (Эстер, 6:1).

Ахашверошу приснился сон: над ним стоял Аман с обнаженным мечом, который хотел убить его и снять с его головы царскую корону, рассказывает Мидраш. Ахашверош в ужасе проснулся.

«Тогда повелел он принести книгу летописи и читали ее царю. И найдена была запись о том, как рассказал Мордехай о двух стражах, которые замыслили наложить руку на царя Ахашвероша. И сказал царь: что было сделано для Мордехая в знак почета и уважения за это? И сказали слуги царя: ничего не было сделано для него».

Почему не отблагодарили Мордехая за спасение жизни царя? И почему Аман хочет убить Мордехая? Ахашвероша начали терзать сомнения. «Может быть, Аман и был тем человеком, который планировал покушение, потому он и хочет убить моего защитника Мордехая? — думал Ахашверош. — Зачем Аману понадобилась армия? Может быть, под предлогом уничтожения евреев Аман планирует захватить власть в стране, а дерево, на котором он собирается повесить Мордехая, в действительности готовит для меня? Может быть, сон, который я видел ночью, был вещим сном?»

Услышав от слуг, что Аман пришел во дворец, Ахашверош решил проверить свои сомнения и задал Аману вопрос, чтобы узнать, не хочет ли он занять царский трон: «Что сделать для человека, которому царь хочет оказать почет?» «И сказал Аман в сердце своем: кому, кроме меня, захочет царь оказать почет! И ответил Аман царю: …пусть принесут одеяние царское, которое надевал царь, и коня, на котором ездил царь, когда возлагали царскую корону на его голову. И пусть… оденут того человека, которому хочет царь оказать почет, и выведут его на коне на городскую площадь, и возглашают перед ним: вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет!» Когда Ахашверош услышал, что Аман упомянул царскую корону, то вспомнил свой сон: «Это то, что я видел во сне: Аман хотел отобрать мою корону и убить меня!» (Мидраш). «И сказал царь Аману: возьми скорее одеяние и коня и сделай так, как сказал ты, для Мордехая-иудея, сидящего у царских ворот!» (Эстер, 6).

Вскоре Эстер пригласила царя и Амана к себе на пир, на котором она обратилась к Ахашверошу с просьбой о спасении евреев. Царь в гневе вышел из комнаты, а когда вернулся, то застал Амана, который припадал к ложу Эстер. Царь в гневе сказал Аману: «Неужели еще и царицу хочешь взять со мной?» (Эстер, 7:8). Этим Ахашверош не только выразил свою ревность, но и обвинил Амана в заговоре убить царя и претендовать на престол, женившись на царице.

Теперь мы понимаем слова мудрецов: «Не потому, что они любят Мордехая, а потому, что ненавидят Амана!» Приказав повесить Амана, Ахашверош защищал не евреев, а самого себя от покушения Амана.

Власть топора

Когда Берия «разоблачил» «дело врачей», он думал не о евреях, а спасал себя. У него были все основания для беспокойства. В газетных статьях о «врачах-отравителях» звучал вопрос: почему органы безопасности не предотвратили эти преступления? Глава службы безопасности Берия понимал, что «делом врачей» Сталин готовил общественное мнение к расправе над ним. Объявляя «дело врачей» фабрикацией, Берия думал о себе.

8 марта 1963 года Хрущев сказал, что Берия не только не скрывал своего торжества по поводу смерти Сталина, но и был заинтересован в его преждевременной смерти («Шпигель», 1963, 32). Выступая по московскому радио 19 июля 1964 года, Хрущев заявил о насильственной смерти диктатора: «Напрасны потуги тех, которые хотят… взять под защиту все злоупотребления, которые совершил Сталин… В истории человечества было немало жестоких тиранов, но все они погибли от того же топора, которым поддерживали свою власть» (А. Астраханов «Тайны смерти Сталина»).

Победить Амалека

Соглашаясь с планом уничтожения евреев, Ахашверош передал Аману свое царское кольцо. И это снятие кольца способствовало большему единению евреев, чем призывы 48 пророков, утверждают мудрецы. Число 48 — на иврите «мем хет» — читается как слово «разум». Слова пророков евреи воспринимали лишь разумом, зато опасность ощутили сердцем, что и привело к раскаянию и единению народа. Однако у понятия «снятие кольца» есть и другое объяснение. Кольцо — «таббат» — однокоренное со словом «тева» — природа. Снять кольцо — значит перестать смотреть на события жизни как на случайности природы, пишет ребе из Гур в книге «Сфат Эмет».

В субботу перед Пуримом читают отрывок Торы, призывающий стереть память об Амалеке, потомком которого был Аман. Амалек — это та сила внутри нас, которая хочет скрыть Вс-вышнего и доказать, что все — лишь случайные проявления природы. Когда мы забываем о Вс-вышнем, то даем силы Амалеку. Когда же мы помним о Вс-вышнем, то побеждаем Амалека внутри нас и отнимаем силы у Амалека вне нас. В этом секрет падения Амана и названия праздника Пурим (дословно — жребий, случай), напоминающего нам, что все случайности закономерны.

mdhearing-q117_adid-233686_6-4x5_c

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора