Сынам Израиля велено доставить чистое оливковое масло для зажигания храмового светильника — Меноры. Даны указания по изготовлению восьми служебных одежд Первосвященника.
Эти одежды включали в себя: хошен — нагрудник из ткани, в который вправляли двенадцать драгоценных камней с именами колен Израиля; эйфод — фартук на лямках; меиль — длиннополая мантия без рукавов с золотыми колокольчиками и гранатами на подоле; ктонет — клетчатый хитон из льна; мицнефет — льняной тюрбан; авнет — длинный вышитый пояс; циц — золотая пластина для ношения на лбу и михнасаим — короткие штаны. Моше должен провести семидневный обряд посвящения в должность Аарона и его сыновей-коэнов. Церемония включает в себя жертвоприношения, облачение священников в новые одежды и помазание Аарона священным маслом. Б-г велит дважды в день — утром и перед заходом солнца — приносить в жертву годовалого ягненка. Это жертвоприношение, совершаемое в передвижном Храме, Мишкане, дополняется хлебным даром и возлияниями вина и масла. В конце раздела дано указание изготовить жертвенник для воскурения благовоний; перечисляются конструктивные детали этого жертвенника, обслуживать который поручено также Первосвященнику Аарону и его потомкам.
***
«И прикажи ты сынам Израиля, и они доставят тебе чистое оливковое масло, выжатое вручную из маслин, для освещения — чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (27:20).
В дополнительном отрывке из книги Пророков (афтара), который читали в синагогах в прошлый шаббат после раздела «Трума», сказано, что царь Шломо «сделал в Храме окна, расширенные внутри и суженные снаружи» (Книга Царств, 6:4). Обычно делают наоборот. Окна должны быть шире снаружи, чтобы пропускать как можно больше света, и узкими внутри, чтобы сфокусировать свет, не дать ему рассеяться.
Почему же царь Шломо поступил наперекор строительным нормам?
Дело в том, что Храму не требовался свет извне. Наоборот, мир нуждался в его свете. Оба иерусалимских Храма освещали мир своей духовностью.
Первый Храм простоял 410 лет. На иврите это число пишется: ת»י. Второй Храм продержался 420 лет. На иврите — ת»כ. Если сложить эти две двухбуквенные комбинации, то мы получим слово כתית»», что означает «выжатый».
«Чистое оливковое масло — чтобы зажигать светильник, горящий постоянно».
Хотя свет первых двух Храмов был כתית, спрессован и втиснут в 830 лет, в Третьем храме, которого мы все ждет с нетерпением, будут зажигать светильник, свет которого навечно осветит наш мир.
Свет нашей жизни
У каждого из нас бывают радостные дни, когда мы, как будто купаемся в розовом сиянии утреннего солнца, и ждем будущего с надеждой и оптимизмом. Но бывают и другие времена: невзгоды, как грозные тучи, закрывают горизонт; на душе — мрак и тревога.
Описывая порядок храмовых жертвоприношений, Всевышний наставляет Моше и Аарона: «И вот то, что будешь приносить на жертвенник: двух годовалых ягнят в день, постоянно» (29:38).
Тора употребляет здесь необычную грамматическую конструкцию: «ле-йом» — для дня, а не более уместное «бе-йом», в день, днем. Отсюда комментаторы делают вывод, что «шхита», забой жертвенного животного во время будничных жертвоприношений, должен совершаться при свете солнца. Утреннюю жертву закалывали в западной части храмового двора, чтобы восточная стена не загораживала лучи восходящего солнца, а послеполуденную жертву приносили, наоборот, вдали от западной стены, закрывавшей солнце на закате.
Сегодня у нас нет Храма, и мы лишены той близости к Творцу, которую давали храмовые жертвоприношения. Их заменило «служение сердца» — молитва, которую читают всегда — в радости и печали, на восходе жизни и в угасающих вечерних сумерках.
Сердцевина жизни
«И сделай священные одежды для Аарона, брата твоего, для славы и великолепия» (28:2).
Почему мы надеваем лучшие одежды в шаббат? Чтобы достойно отметить этот день. Но не только.
Зададим другой вопрос. Коэны, служившие в Храме, носили специальные одежды, без которых они не могли выполнять свои обязанности. Но почему не было таких одежд у левитов?
Дело в том, что коэны несли «внутреннюю» службу — их работа не была рассчитана на публику; ее скрывали от посторонних глаз. Все, что находится внутри, нуждается в покрове. Душа, внутренняя часть человека, облачается в тело, когда спускается в этот мир. Духовные посланники Б-га — ангелы — тоже нуждаются в телесной оболочке, когда вступают на землю.
Левиты, в отличие коэнов, служили в Храме у всех на виду. Они играли на музыкальных инструментах и пели, стоя на храмовых ступеньках. Такая «внешняя» служба не требовала специальных одежд.
Шаббат — это внутренняя часть нашего бытия. Шаббат показывает нам скрытую часть Творения, сердцевину жизни и саму ее цель. Обладая внутренней сущностью, он нуждается в специальных покровах. Вот почему мы носим особые одежды в этот день «славы и великолепия».
Субботний чолнт против Амалека
Эта суббота называется «Шаббат захор», «Шаббат — Помни!». В канун праздника Пурим, который мы будем отмечать на следующей неделе, нам заповедано вспомнить о наших заклятых врагах амалекитянах, от которых произошел злодей Аман, задумавший истребить всех евреев Персии. Поэтому чтение недельного раздела Торы будет завершено специальным отрывком из книги «Дварим»: «Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда уходили вы из Египта, как застал он тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших…а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Г-спода» (25:17,18).
Помнить об Амалеке — это мицва из Торы. Но какая связь между Амалеком и шаббатом? В Торе сказано, что Амалек напал — когда застал тебя в пути («ашер карха ба-дерех»). Слово «карха» имеет три смысла: «случайность», «духовная нечистота» и «холод».
Шаббат противостоит этим трем вещам. Амалек пытается отравить сознание людей идеей, что все в мире — «микре», случайное совпадение, стечение обстоятельств. Отмечая шаббат, мы свидетельствуем, что Б-г создал мир за шесть дней, и что ничто в мире не случайно.
Кроме того, Амалек представляет собой вид духовной нечистоты — «кери», половые выделения. Шаббат же подобен микве, очищающей еврейскую душу. В субботней молитве мы просим Творца: «Очисть наши сердца, чтобы мы служили тебе правдой».
Третье значение слова «карха» — холод. Естественное стремление еврейского народа — служить Б-гу с горячей убежденностью. Амалек стремится нас «охладить», вселить в нас цинизм и безволие. Всю трудовую неделю мы заняты делами, которые толкают нас ближе к Амалеку и отдаляют от иудаизма. Но в шаббат в нас снова пробуждается ощущение близости к Творцу. Шаббат греет еврейскую душу, вселяет в нее жажду воссоединения c Высшим Источником всякого блага.
Художник Елена Флерова