А в остальном, прекрасная маркиза…

Каждое утро, просматривая новости в Интернете, ловлю себя на мысли, что ничего особого в мире, слава Б-гу, не произошло. Очередные теракты в Ираке, столкновения в Афганистане, очередное прерванное перестрелкой «перемирие» ФАТХа и ХАМАСа, ракетный обстрел Израиля… Все, как всегда… Кто-то из правительства опять проворовался, кто-то развратничал, кто-то ляпнул очередную глупость. Обязательно, где-то кто-то проводит очередные митинги, шествия, акции протеста и прочие топтания на площадях, призванные «дать понять», «выразить возмущение и негодование» и т. д., и т. п.

Сегодня, когда я пишу эту статью, четверг, 1 февраля 2007 г.

Газета выйдет во вторник, 6 февраля. Многое уже устареет, покажется неактуальным. Но то, о чем я пишу, — не обзор новостей и основных событий в мире. Это скорее попытка анализа нашего отношения к происходящему вокруг. Что нас задевает, на что мы реагируем, к чему привыкли и не замечаем.

Когда я приехал в Нью-Йорк, окна моей квартиры выходили прямо на эстакаду сабвея. Казалось, никогда не привыкнуть к грохоту проходящих поездов. Ничего, привык… Через пару недель просто перестал замечать… Разумеется, я не оглох, и грохот с интервалом в несколько минут все так же врывался в мою квартиру, несмотря на законопаченные окна. Просто сознание уже не воспринимало его как нечто необычное и раздражающее.

Что часто советуют психологи? Если не можете изменить ситуацию, то постарайтесь изменить свое отношение к ней. Так вот, у меня, да и почти у всех нас, это «замещение» происходит без всяких психологических советов. Мы не можем изменить ситуацию (Ирак, Иран, Афганистан, терроризм, антисемитизм, нацизм и т. п.), а потому автоматически меняется наше отношение к этим ситуациям… Они перестают казаться чем-то из ряда вон выходящим…

Заметьте, и газеты, и радио, и телевидение, говоря о терактах, взрывах, скандалах, часто употребляют термин «очередной».

«Очередной» — т. е. стоящий на очереди… Было вчера, есть сегодня и, скорее всего, будет завтра.

Мы перестаем реагировать на само событие. Мы реагируем только на то, как информация о событии пробивается к нашему сознанию.

Вот например:

10:29 01 февраля 2007

«… Президент Франции, Жак Ширак дал интервью сразу трем ведущим газетам. Вначале он сказал, что «если у Ирана будет пара ядерных бомб, то большой опасности это представлять не будет, и если Иран решится применить ядерное оружие против такой страны, как Израиль, то это приведет к немедленному уничтожению Тегерана», — пишет «Нью-Йорк Таймс».

… Жак Ширак успел побеседовать с корреспондентами «Нью-Йорк Таймс», «Интернейшенел Геральд Трибюн» и «Ле Нувель обзерватор». На следующий день он вновь пригласил к себе в Елисейский дворец корреспондентов указанных изданий и сказал, что берет свои слова обратно.

Во время второго интервью Жак Ширак неоднократно повторял, что перед этим говорил поспешно и необдуманно, так как полагал, что говорит при отключенных микрофонах.

«Мне следовало бы следить за тем, что я говорю и предположить, что меня, вероятно, записывают», — сказал французский президент» (Седьмой Канал).

Что в этой «очередной» информации главное, что остается в памяти? Пусть даже на самое короткое время, пока не заметил чего-то неизмеримо более важного — что в офисе закончились разовые стаканчики для кофе, и никто не позаботился купить новые…

Главное не то, что у «Ирана будет пара ядерных бомб…», и даже не то, что «Иран решится применить ядерное оружие против такой страны, как Израиль», а нечто совсем иное — то, что президент Франции (!) был уверен, «что говорит при отключенных микрофонах».

То есть не принципиально, что Ширак думает, а, следовательно, собирается предпринять в связи с возможной трагедией — гибелью миллионов евреев в Израиле и арабов, окружающих Израиль.

Принципиально другое: форма подачи этой информации —

«Мне следовало следить за тем, что я говорю, и предположить, что меня, вероятно, записывают».

И это вполне понятно и оправдано. То, что Иран разрабатывает ядерное оружие, — всем известно, и ничего нового, «раздражающего слух», в этом уже нет. То, что, скорее всего, это оружие будет использовано против Израиля, — тоже не тайна за семью печатями. То, что при подобном развитии ситуации погибнут миллионы людей — само собой разумеющееся… Все это известно, привычно и, как в случае с поездом метро, проходит мимо сознания. А вот то, что президент Франции сказал нечто, будучи уверенным, что говорит «при отключенных микрофонах…» — совсем другое дело. Это — важно! Это — царапнуло!

Казалось бы, инстинкт самосохранения, наряду с инстинктом продолжения рода — самые сильные инстинкты человека. Но, «самосохраняться» в наше время — задача почти нереальная. «Самосохраняться» современный человек может только в быту — не есть несвежие продукты и не вставлять пальцы в розетку. Даже чашка чая или кофе — порой смертельная опасность. Полоний Литвиненко стучит в наши сердца. И хотя большинство из нас не работали в КГБ и не получали заданий «мочить» олигархов, враги и недоброжелатели есть почти у каждого… Но это, как уже говорилось, в быту… В глобальном масштабе о нашей безопасности печется государство. Благодаря его неусыпной бдительности и нескольким десяткам миллиардов долларов, потраченных на обеспечение этой бдительности, мы теперь спокойны. Никто не подожжет при помощи зажигалки бикфордов шнур, ведущий к взрывному устройству в собственных ботинках, и не распылит детское питание в салоне самолета. Правда, как недавно выяснили правительственные агенты, проникнуть в самолет и пронести с собой что угодно — задача легко выполнимая. Даже не снимая ботинок и не оставляя бдительным контролерам флаконы с безумно дорогими духами и бутылки с марочными коньяками — для последующей проверки на взрывоопасность… Так что инстинкт самосохранения у нас надежно приглушен бытием, которое, как известно, определяет сознание.

Другое дело — инстинкт продолжения рода. Он продолжает будоражить нас ежедневно, а некоторых наиболее активных «продолжателей» — даже несколько раз в день. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить! Поэтому все, что связано с инстинктом, чрезвычайно на нас действует и, естественно, становится важной темой-раздражителем на фоне взрывов, терактов, убийств, покушений и прочего привычного «информационного шума».

Реальные или вымышленные сексуальные подвиги израильского президента, спровоцированные этим самым инстинктом продолжения рода, по большому счету мало кого волнуют. Разве что только еще одного, ныне бывшего президента, которого Моше Кацав явно обставил как по качеству, так и по количеству «обслуженных» дам. Дело в том, что политическое влияние этого «секс-гиганта» чрезвычайно мало. Другое дело — один из ближайших соратников Ольмерта — Хаим Рамон. Тем более, что партия «Кадима», которую Рамон осчастливил своим членством, в начале пути рекламировала себя «как партия борьбы с коррупцией, политических деятелей «с чистыми руками», проводящими «другую политику». Ну, посудите сами, кого заинтересует, что «… Рамон был инициатором строительства забора безопасности, что горячо поддерживал размежевание, и даже сказал: «Надо провести размежевание, а там будь что будет». Интересно, что сейчас кнессет обсуждает законопроект, запрещающий проведение научных опытов над животными, а вот «эксперименты» над 9000 евреями считаются в Израиле «законным, демократически принятым решением». Однако в историю Рамон войдет не как инициатор заборостроения и размежевания, а как неудачливый ловелас» (Седьмой Канал).

Заметьте, как эротическая окраска ситуации привлекает внимание, как к самой «Кадиме», так и к деятельности одного из ее членов.. Даже несмотря на то, что сама девица, чья честь оказалась под сомнением, сказала, «что Хаим Рамон как мужчина ее вовсе не привлекает. Старый он, на восемь лет старше ее отца, как подумать он мог, что нравится такой юной девушке…». Вот незадача… Может, он ее по-отечески приласкал, а она, наивная, не поняла? Да, Восток — дело тонкое…

Но, вернемся в Нью-Йорк. Из массы городских новостей, о которых трубят все газеты и все телеканалы, внимание останавливается на последнем достижений на ниве борьбы за популярность столицы мира.

Еще Фрейд утверждал, что сублимация сильных сексуальных инстинктов служит толчком для великих достижений в науке и культуре. Подтверждением этому может служить следующая сенсационная и чрезвычайно актуальная культурная информация:

«… Власти Нью-Йорка собираются удивить жителей города и туристов, выпустив серию презервативов, на упаковках которых будут изображены любимые виды города. К примеру, станции метро. По мнению создателей, новинка понравится не только местным жителям, но и туристам, которые станут развозить во все концы света эксклюзивные нью-йоркские контрацептивы. Кстати, для горожан презервативы будут распространяться бесплатно. Всего в рамках тестовой партии предполагается выпустить 18 млн. штук».

Согласитесь, что на этом фоне как-то блекнут невероятные по своей жестокости меры, которыми США наказывают Северную Корею: «Американское правительство запрещает экспорт предметов роскоши в Северную Корею. Правительство США выпустило распоряжение, подписанное президентом США, о том, что предприятиям и компаниям запрещается экспортировать в Северную Корею ряд предметов роскоши и результатов достижений научно-технологического прогресса.

В черный список товаров, запрещенных к вывозу за пределы страны, попали дорогие раритетные автомобили, мультимедийные плееры iPod, ювелирные украшения. Таким образом США намерены повлиять на лидеров Пхеньяна, которые не собираются искать консенсус по вопросу собственной ядерной программы». (GMT-5)

Не правда ли, адекватные меры, когда речь идет о ядерной программе? А представьте себе, если в этот перечень включат и упомянутые «эксклюзивные нью-йоркские контрацептивы с видами станций метро»? Так в этом случае милитаризированные власти несговорчивой Северной Кореи, начнут искать консенсус в таких местах, что и сказать неудобно…

Так что, уважаемые читатели, возвращая вас к началу этой статьи, еще раз с облегчением повторяю, что ничего особого в мире, слава Б-гу, не произошло. Точно так же, как, надеюсь, не произойдет и в день выпуска газеты, и во все последующие дни. А то, что будут взрывы, гибель людей, атомная угроза, рост наркомании, очередной финансово-коррупционно-криминальный скандал, все это настолько привычно, что не заслуживает пристального внимания. Привычный информационный шум, под который, как и под шум дождя, так уютно спится…

Главное, чтобы пробуждение не стало кошмаром…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора