Демократия и религия

Продолжение. Начало в № 767

Несостоятельные демократии

Уже более двух десятилетий Запад решает проблему агрессивного ислама, пытаясь привить демократию в мусульманском обществе и обеспечить таким образом безопасность в современном мире: «Демократии друг на друга не нападают». Так ли это?

Демократии в исламской республике Иран скоро исполнится 30 лет. Там сменились уже несколько избранных президентов. Выборы в Иране несовершенны, кандидатов там утверждает Высший религиозный совет, и не вписывающиеся в его идеологическую схему кандидаты отвергаются. Но известный выбор у народа есть.

Так, на недавних выборах президента иранцы могли проголосовать за умеренного кандидата. Но народ выбрал Амадинеджада, прозванного «новым Гитлером». Программа его проста: сварганить атомную бомбу и разбомбить неверных. В терминах ислама — джихад и мировой халифат.

На территориях, которые Израиль передал под контроль арабов, прошли уже третьи выборы. Американские аналитики любят глубокомысленно замечать, что демократия существует там, где состоялись третьи выборы. Нобелевский лауреат Джимми Картер сообщил читателям International Herald Tribunе, что это были самые честные выборы, какие он когда-либо наблюдал. Сброд, который с недавних пор стали называть палестинским народом, значительным большинством проголосовал за партию исламских террористов.

Состоялись выборы и в контролируемых частично американскими войсками Афганистане и Ираке, что не мешает жителям этих стран пытаться убить каждого, взгляды которого отличаются от их. Суд проамериканского режима в Кабуле приговорил к смерти афганца за то, что тот перешел в христианство. Спонсоры режима еле вывезли беднягу из страны.

Относительным успехом можно считать систему строгого отделения религии от государства в мусульманской стране, установленного в Турции отцом всех турок Ататюрком почти сто лет назад. Когда религиозная партия в результате выборов приходит к власти, армия без лишних слов смещает её. В последние годы население Турции становится всё более религиозным. Что будет, когда во главе армии окажутся религиозные мусульмане?

А на очереди у реформаторов мусульманского мира демократизация Египта и Пакистана. Не будет сюрпризом, если авторитарных правителей в этих странах сменят в случае успеха демократизации, соответственно версии Мусульманского братства и Талибана. Когда-то Уинстон Черчилль сказал, что демократия — это плохой строй, но лучше, чем какой-либо иной. Не думаю, что он повторил бы эти слова, наблюдая такое развитие событий. Во всяком случае, пока связь между умиротворением и демократизацией мусульманских стран не прослеживается. Более того, наиболее благополучными, с точки зрения сотрудничества с демократическим Западом, представляются такие авторитарные страны, как Иордания, Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Выясняется, что демократическая форма правления не очень-то подходит не только для секулярного, но и для религиозного, по крайней мере, мусульманского, государства.

Но, может быть, проблемы возникают потому, что искажены идеи, заложенные в основы создания демократий?

Афины и Рим

Демократия просуществовала в Афинах немногим более двух с половиной столетий — с 594 года до н. э., когда Солон создал афинскую конституцию, и до 338 года до н. э., когда царь Македонии Филипп II завоевал всю Грецию. Уже в самой первой демократии появилась проблема коррупции. Когда величайший политический деятель Афин Перикл (495 — 429 до н. э.) на деньги Дельфского альянса построил в 449 году до н. э. Акрополь и заказал скульптуру Афины Паллады, он был обвинён в расхищении средств. Периклу грозил остракизм — изгнание. К счастью для него, он догадался приказать сделать все золотые части скульптуры съёмными. Положенные на весы, они подтвердили, что Перикл золота не украл. Тем не менее историк А. Влахос считал весь проект Перикла одним из крупнейших расхищений общественных средств в истории.

Афины имели одну из самых высоких пропорций талантов на душу населения в истории. Чуть ли не на каждой базарной площади в округе «сидело в бочке по Диогену». Тем не менее, все вопросы большинством решала чернь. Если Перикл чудом избежал остракизма, то великий Сократ, обвинённый во вредных поучениях, был в 399 году до н. э. приговорён судом присяжных в 501 человек к смерти. Платон (428 — 347 до н. э.), всю жизнь переживавший казнь учителя, в своём «Государстве» доказывал, что идеальным государством должна управлять не демократия, а правители-философы, власть которых должна опираться на армию.

Ещё дальше пошёл в отрицании афинской демократии ученик Платона, Аристотель (384 — 322 до н. э.). Он стал советником македонского царя Филиппа II и воспитателем его сына Александра, покончивших с афинской демократией. Аристотель пытался реализовать идею Платона — воспитать правителя-философа или, хотя бы, правителя, слушающего советы философа. Афиняне отплатили Аристотелю должным образом. После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. они изгнали из города великого философа и вынудили его покончить жизнь самоубийством.

Проблемой демократичных Афин была и военная слабость. Так, они всегда уступали в военной мощи аристократичной Спарте, не говоря уж о монархической Македонии. Эту проблему Афин преодолела вторая демократия античного мира — Рим (с 509 по 60 год до н. э.). На время войн в Риме устанавливалась диктатура двух заранее выбранных консулов.

Но Рим не преодолел другую проблему демократии — коррупцию, хоть носила она и отличную от Афин форму. В Риме было коррумпированным всё население. Желающий занять высокий пост должен был подкупить избирателей. «Хлеб и зрелища» — стали предвыборной программой избирателей. Неприглядная картина римского демоcа вызвала позже грустное наблюдение Сенеки (5 до н. э. — 65 н. э.): «Настоящая демократия есть диктатура черни». Сменившая республику империя оказалась куда более жизнеспособной. Восточная её часть, Византия, просуществовала до 1452 года.

Новгородское

Вече

О нем мы знаем не много. Мы даже не знаем точно, как там проходило голосование. По одной версии, партии собирались на мосту через Волхов и сталкивали друг друга в реку. Партия, представители которой оставались на мосту, побеждала. По другой версии, решали «на голос», и побеждали те, кто громче кричал. Можно отметить, что версии противоречивы, так как громче кричали наверняка те, которых сталкивали в реку.

Однако доподлинно известна военная слабость Новгорода. Во время опасности новгородцы приглашали из Переславля Залесского вполне авторитарного князя Александра Невского с дружиной.

Республика просуществовала в Новгороде с 1136 до 1478 года. В 1570 году Иван Грозный окончательно покончил с новгородской демократией, а заодно и с самими новгородцами.

Наш печальный экскурс показал, что демократии чреваты для общества, их установившего, серьёзными проблемами. Семь смертных грехов демократий:

А) Демократии опасны «диктатурой черни», когда менее разумная часть общества навязывает свою волю более разумной.

Б) Демократии опасны хаосом, случающимся, когда всё общество не достигло уровня, необходимого для этой формы правления.

В) Демократии менее пригодны, чем диктатуры, для ведения войн.

Г) Демократии несовместимы с секулярностью общества, как, впрочем, несовместим с ней и любой другой государственный строй.

Д) Демократии несовместимы с теократической, по крайней мере, с мусульманской теократической формой правления.

Е) Демократии чреваты коррупцией двух видов. Это коррупция власти, использующей своё положение для личного обогащения, и коррупция граждан, отдающих свои голоса за вознаграждение.

Ж) Демократии имеют тенденцию сползать к автократии.

Не покрывают ли эти грехи весь спектр общественной жизни?

Конечно, нет. Высшие достижения в организации общества принадлежат демократиям.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора