«И услышал Итро… обо всем, что сделал Г-сподь для Моше и для Израиля» (18:1).
Но что именно услышал Итро? Комментаторы сообщают, что Итро был особенно потрясен двумя событиями Исхода — рассечением Красного моря и нападением Амалека на евреев в пустыне. Настолько потрясен, что решил немедленно перейти в иудаизм, отказавшись от сана мидьянского жреца. Что же его потрясло? С переходом через Красное море все ясно — там, как сообщает мидраш, даже простая служанка испытала более яркое пророческое озарение, чем пророк Иехезкель. Но что особенного в истории с Амалеком?
Принято считать, что после Катастрофы многие религиозные евреи отошли от иудаизма, разуверившись в справедливости Тв-рца. Да, такие случаи были, но было и наоборот. Несколько известных лондонских интеллектуалов, убежденных атеистов и циников, узнав о чудовищных преступлениях нацистов, пережили душевный перелом и обратились к Б-гу. Они поняли, что одни нормы цивилизованного поведения, лишенные действенной веры, не могут удержать человека от падения в бездну варварства и звериной жестокости.
Нечто подобное «услышал» и Итро. Ему рассказали, что амалекитяне, презрев увиденные и признанные всем миром уникальные чудеса Исхода, убедительно доказавшие несравненное всемогущество Б-га, без колебаний атаковали Его «избранный народ», подняли руку на Хозяина. Узнав, что такое неслыханное зло возможно, Итро понял, что и он способен на подобное безумие, если останется в обществе идолопоклонников. Только вера в Единого
Тв-рца и в Его Закон, Тору, могут сохранить мораль, справедливость и порядок в мире. Ведь «слышать» еще не значит «делать». Интеллектуальные игры, не подкрепленные беспрекословным подчинением своих инстинктов Б-жественному кодексу поведения, могут привести к страшным злодеяниям.
Образцовый прозелит
«И услышал Итро…» (18:1).
Важнейший раздел Торы не случайно назван именем нееврея, перешедшего в нашу веру. Сам этот факт свидетельствует о нашем глубоком уважении к новообращенным, но только если они искренни и присоединяются к нам не ради личной цели или материальной выгоды, а, осознав истинность нашей религии, всей душой желают разделить трудную судьбу еврейского народа и его уникальную миссию.
В самом имени Итро заложена важная идея. Чтобы раскрыть ее, разберем гематрию этого слова (числовое значение его букв). Каждой еврейской букве, как известно, соответствует цифра, которую можно суммировать и затем анализировать полученные числа. Поэтому гематрия часто используется для смыслового разбора священных текстов.
Тора требует от неевреев соблюдать Семь законов Ноаха, полученных после катастрофического Всемирного потопа, когда жизнь на Земле началась как бы с «чистого листа». У евреев, как известно, 613 заповедей. Получается, что нееврей, принявший иудаизм, берет на себя дополнительные 606 заповедей. (На самом деле семь «нееврейских» и 613 еврейских заповедей имеют разный смысл и никак не сочетаются. В данном случае мы берем лишь чисто арифметический аспект.) Тора представляет Итро как образцового прозелита. В его имени как бы наложились друг на друга слова «йитер-ТРО»: «он добавил 606» (буквы ТРО = тав (числовое значение — 400) + реш (200) + вав (6) = 606). Любопытно, что гематрия имени другой известной нам из ТАНАХа прозелитки — моавитянки Рут, от которой произошел царь Давид, тоже составляет 606. И буквы в ее имени те же: реш, вав, тав.
Две скрижали
«И говорил Г-сподь все слова эти» (20:1).
Дарование Торы у горы Синай, описанное в разделе «Итро», — это, безусловно, важнейшее событие мировой истории. Оно оставило неизгладимый след не только в нашей еврейской судьбе, но и в генетическом коде всего человечества на вечные времена.
Десять заповедей, точнее, Десять речений, составляющих основу Торы, были высечены, как известно, на двух каменных скрижалях — пять речений на каждой. Зачем потребовались именно две скрижали? Разве одной не хватило бы? Такое разделение имеет важный смысл. Пять первых заповедей отличаются от пяти остальных тем, что они дополнены обещаниями награды за их соблюдение и угрозами наказания — за невыполнение. На второй скрижали заповеди сформулированы без всяких условий.
В первых пяти речениях содержатся обязанности человека по отношению к Тв-рцу: верить в Него, не иметь других богов, не поминать всуе Имя Б-га, соблюдать шаббат, чтить отца и мать, партнеров Тв-рца в продолжении человеческого рода. Ценность этих указаний не всегда очевидна, поэтому их выполнение приходится стимулировать угрозами и обещаниями.
Практическая польза заповедей, выведенных на второй скрижали, не требует разъяснений и убеждений.
Б-г запрещает нам убивать, похищать людей, развратничать, лгать на суде, зариться на чужое добро, — короче, делать все то, что портит отношения между людьми и мешает нормальному функционированию общества. В самом исполнении этих пяти речений заключена их награда. Общество, которое пренебрегает ими, превращается в джунгли, где, вместо закона и морали, правят хаос и произвол. Худшего наказания не придумаешь.
Некоторые ошибочно зачисляют Десять речений в разряд так называемых «общечеловеческих ценностей». На самом деле эти заповеди были даны только евреям, о чем свидетельствует включение в их число шаббата (для других народов существует семь законов Ноаха, возникших после Всемирного потопа и во многом сходных с Десятью заповедями).
Шаббат дан только евреям. Это не просто день отдыха, безделья, а особое состояние, прорыв в духовную среду, приближение к Тв-рцу, доставляющее высшее наслаждение еврейской душе. Недаром в Талмуде сказано, что шаббат — это одна шестидесятая часть Мира Грядущего.
Рассказывают такую притчу. Королевский сын попал в заложники к врагам. Из уважения к монаршему сану знатного узника не заточили в темницу. Принц жил под охраной в персональном замке в окружении слуг и пользовался достаточной свободой передвижения. Однажды ему тайно доставили письмо от отца. Король призывал сына не падать духом, держаться с достоинством. Спасение грядет.
Преисполненный надежды на скорое освобождение принц решил отметить эту добрую весть. Он собрал слуг и отправился с ними в ближайший трактир. Там он заказал вина для всех. Слуги пили, радуясь бесплатному угощению. Принц пил вместе с ними, радуясь отцовскому письму.
То же самое происходит и с нами в шаббат. Наш желудок наслаждается вкусной едой и сладким субботним вином, а душа празднует тайное рандеву с Творцом.
Мы с вами где-то встречались
При чтении Десяти речений во многих синагогах принято вставать. Тем самым молящиеся евреи не только отмечают важность момента, но и как бы заново принимают Тору из рук Вс-вышнего. Дарование Торы произошло только один раз, но мы возвращаемся к Синаю уже более 3300 лет, дважды в год: в субботу, когда читаем раздел «Итро», и в годовщину Синайского откровения — 6 сивана, в праздник Шавуот. Каббалисты, еврейские мистики, утверждают, что Тору получало в пустыне не только поколение Исхода. Там незримо присутствовали души всех евреев, которые жили и еще будут жить во все эпохи.
Однажды меня познакомили с пожилым американским евреем посреди иерусалимской улицы Яффо. Он пристально посмотрел на меня и задумчиво сказал: «Мне кажется, я где-то видел вас… Точно! Мы с вами стояли у Синая. Помните? Вы еще жаловались на слишком громкий звук шофара».