«С такими результатами тестов этот ученик у нас учиться не сможет», — шепчет мне педагог. «А мне кажется, что сможет, и учиться будет хорошо», — не соглашаюсь я с ним тоже шепотом.
В Синай Академи проходят вступительные экзамены. Только что закончил знакомство с этим мальчиком, и он продолжает сидеть в нескольких шагах от меня в ожидании нашего решения.
Почему я проявляю оптимизм и спорю с учителем-реалистом? Не раз я был свидетелем того, как, казалось бы, самые слабые ученики, удивляя всех, расцветали в Синай Академи, подобно «Праведнику, который, как пальма, расцветет» (Псалмы 92:13). Конечно, чудеса не происходят каждый день, но в случае этого конкретного мальчика чудо, безусловно, имело место. Он с отличием окончил нашу школу, поступил в колледж и продолжает изучать Тору.
В свете этого и других педагогических чудес название школы — «Синай» — обретает особый смысл.
«В третьем месяце после Исхода народа Израиля из земли египетской… пришли они в пустыню Синай» (Шмот 1:18).
Выйдя из Египта, евреи видели вокруг безжизненную пустыню, но в момент Дарования Торы гора Синай расцвела, покрывшись зеленью, цветами и плодами! В память об этом в праздник Шавуот синагоги и дома украшаются зеленью и цветами. Это чудо выражает следующую мысль: если даже безжизненная гора Синай расцвела в момент Дарования Торы, то тем более может расцвести и изучающий Тору человек!
Тора — это вода! «Прольется как дождь учение мое» (Дварим 32:2), — говорил Моисей, обращаясь к еврейскому народу. Воды дождей и духовные ценности Торы спускаются с Небес, очищая и оживляя Землю и живущих на ней.
Прошедший праздник Ту би-Шват — Новый Год деревьев — является водоразделом лет. После Ту би-Шват начитается сезон дождей нового года. Этот день напоминает нам, что и мы, люди, нуждаемся в новой воде — мудрости Торы, способной вдохновить нас.
«Зачем человеку отмечать Новый год деревьев?» — удивится читатель.
У дерева есть корни, плоды. А у людей? Наши корни впитывают от родителей и учителей ценности Торы, которые мы передаем детям и ученикам — своим плодам. Дерево без корней — это дерево без плодов. Так же и народ без прошлого — это народ без будущего!
Ту би-Шват отмечает начало весны. Деревья пробуждаются от зимней спячки, по стволам начинает подниматься сок. И мы в это время можем ощутить тепло в наших сердцах, проснуться духовно, наполнить себя жизненными соками Торы и молиться о том, чтобы удостоиться совершить много добрых дел — хороших плодов.
Когда Всевышний сотворил мир, то все деревья плодоносили. «И сказал Всевышний: да прорастет земля… плодовым деревом, дающим плод по виду его» (Берешит 1:11). На неком духовном уровне произошел сбой, и земля произвела лишь «дерево, дающее плод» (намек: ветвь и плод стали разного вкуса, подобно тому, как отличаются процесс (ветвь) от (плода) результата труда). Когда взятый из земли (Адама) Адам совершил грех, съев запретный плод, и земля была наказана: многие деревья лишились способности приносить плоды, фрукты. Но когда придет Мошиах, все деревья вновь будут приносить плоды. «Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плоды!» (Дварим 26:3-4). Раши поясняет, что деревья полевые — это деревья нефруктовые, но в будущем и они будут плодоносить!
В Ту би-Шват решаются судьбы всех деревьев и их плодов. В этот день даже нефруктовые деревья как бы (в неком духовном смысле) мечтают о своих плодах и присоединяются к мольбе о возвращение евреев на свою землю. Поэтому каждый из нас, даже считая себя неудачником, может обратиться с молитвой о том, чтобы быть удостоенным хороших плодов — добрых дел, — объясняет рав Моше Вольфсон. В Ту би-Шват праведники молятся о том, чтобы удостоиться хорошего этрога (цитруса), символа добрых дел в праздник Суккот.
Пророки пишут, что деревья будут «рукоплескать» освобождению евреев, радоваться, что пришло время, когда каждый человек выполняет свое предназначение и приносит свой плод! «Ибо как дождь нисходит с неба… и поит землю, так же будет слово Мое… Ибо с весельем выйдете и с миром водимы будете, горы и холмы разразятся пред вами песней, и рукоплескать будут все деревья поля» (Исайя 55:10-12).