Показ сатирической комедии «Смерть Сталина» отменили со скандалом. В то же время драма «Диван Сталина» с успехом идет в российских кинотеатрах. Ирина Прохорова — о том, почему комедия о вожде считается «кощунством» и в каком образе Сталин сегодня может появиться на экране.
Процесс реабилитации сталинизма в последнее время набирает обороты, и скандал вокруг фильма очевидным образом встает в один ряд с преследованием «Мемориала», правозащитников, строптивых деятелей культуры и всех противников репрессивной системы управления. Ползучая сталинизация еще не отлилась в правовую форму, но при таких темпах идеологической индокринации не удивлюсь, что скоро Сталин и его подручные станут фигурами неприкасаемыми, например, в рамках закона о фальсификации истории. Или недалек тот час, когда кого-нибудь привлекут за оскорбление чувств псевдо-ветеранов (или служителей ФСБ) за умаление заслуг великого вождя. Это предположение может казаться диковатым, но ведь при всех шалостях Министерства культуры последнего времени трудно было представить, что оно додумается отозвать прокатное удостоверение у фильма, где Сталин предстает в комическом виде. Т. е. еще вроде бы стыдно прямо сказать «Сталин — наше все», но месседж уже хорошо считывается. Не будем забывать, что хорошим тоном для лояльных чиновников в последние годы стало расставлять по столам бюсты Сталина или вешать его портреты на стены.
Совершенно очевидно, что сейчас Сталина можно изображать каким угодно: кровожадным, демонически загадочным, даже бесноватым, но только не комичным. Оно и понятно, в жестокости и безумии всегда при желании можно обнаружить своеобразную государственную логику («это он для пользы отечества»), но из ничтожности победительную идеологию не соткешь.
Запрет фильма выявляет, насколько глубоко моральная деградация проникла в наше общество. Ничего более безнравственного, чем попытка реабилитации государственного террора, быть не может. На этом ценностном фундаменте не построить ничего созидательного и достойного.
Память о жертвах репрессий и смех над палачами — это двуединое мощное оружие. Недаром против него всегда борются авторитарные режимы.
Ирина ПРОХОРОВА, главный редактор «Нового литературного обозрения»