Во вторник вечером президент Дональд Трамп произнес свое первое ежегодное «Послание о положении страны» (State of the Union), аббревиатура которого SOTU также значит «Тайны Вселенной» (Secrets of the Universe). Никаких таких тайн Трамп не раскрыл, и в среду газета New York Post на первой полосе поместила снимок дружелюбно улыбающегося президента с крупным заголовком «State of Schmoozing», заимствовав из идиш это слово, обозначающее дружеский разговор. Выступив перед обеими палатами Конгресса, лидерами двух остальных ветвей власти и приглашенными гостями, Дональд Трамп «шмузил» 80 минут, за которые ему аплодировали 150 раз, то есть почти каждые полминуты.
Аплодировали, понятное дело, не все, и демократы Конгресса сидели с каменными лицами, многие дамы были в черных нарядах, как и было ими заранее обещано, подчеркивая солидарность с женским движением против сексуальных домогательств, а заодно траур по Америке, которой уже год правит негодный для этого президент.
Правда, лидер сенатских демократов Чак Шумер, его коллега из палаты представителей Нэнси Пелоси и сенатор-социалист Берни Сандерс несколько раз плеснули в ладоши в случаях, когда Трамп говорил о самом святом.
77-летняя Пелоси была в строгом черном платье, контрастируя с 47-летней первой леди Меланией Трамп, которая появилась отдельно от мужа в ослепительно-кремовом брючном костюме от Dior, белой блузке от Dolce&Cabbana и туфлях на шпильках от Christian Louboutin. Следуя мало допустимому в данном случаю либретто балета «Лебединое озеро», первая леди выглядела Одеттой, Пелоси – Одиллией, и в таком случае президент Трамп должен быть добрым принцем Зигфридом, а сенатор Шумер – злым гением Робартом. Шутка…
К выступлению Трампа в Конгрессе готовились соответственно. По стране прошли предупредительные митинги протестов, и во вторник днем на Коламбус-серкл в центре Манхэттена трое шалунов забрались в решетчатый глобус, укрепленный на 30-футовой металлической колонне, и развернули там плакат со словами «Любовь Без Границ Остановите Депортации» без знаков препинания. Надо отдать должное Нэнси Пелоси: она уговаривала коллег во время речи Трампа не безобразничать. «Пусть внимание будет на этом слюнтяе, – передало ее слова агентство АР с ссылкой на двух свидетелей. – Если хотите уйти, то не приходите». Ее совета послушались 12 членов палаты представителей во главе с 79-летней чернокожей амазонкой Максин Уотерс – еще 2 афроамериканки и 5 афроамериканцев, а также белые евреи Эрл Блуменауэр и Джен Шаковски, кубинец Албио Сирес и индианка Прамила Джейпал. В знак своей непримиримости с Трампом на его тронную речь в Капитолии не явилась член Верховного суда США 84-летняя Рут Гинзбург. Сенатор-демократ от Нью-Йорка Кирстен Джиллибранд не только пришла, а привела с собой Юлин Крус, мэра пуэрториканского города Сан-Хуан, которая в сентябре прошлого года ругала Трампа за недостаток помощи на последствия урагана.
Но, повторю, обошлось. И в зале Конгресса Трампу кричали только приятные слова, и полиция никого не выводила. Президент начал с того, что показал на стоявший рядом стакан с водой, наверное, давая понять, что не будет пить из бутылки, и заговорил. Суть его речи была ясна заранее, это был девиз «Америка прежде всего!», подкрепленный конкретными свершениями его администрации за истекший год. Трамп рассказал о росте экономики и рабочих мест, об успехах биржи и снижении налогов, о борьбе за «наш американский уголь» и возвращении автопрома из-за границы, но ждали от него не только этого. Широко муссировалась надежда, что его послание станет жестом дружбы и доброй воли консерватора-республиканца к либералам-демократам, то есть компромиссом, способным если не объединить, то сблизить беспрецедентно расколотую Америку.
Этот обертон звучал чуть ли не в каждой фразе SOTU Дональда Трампа. «Сегодня, – сказал он, читая свое послание по телесуфлеру, – я призываю всех вас отложить в сторону все наши различия, искать общее и добиваться необходимого для народа единства. Факт, что для Америки это новый момент. Для достижения Американской мечты еще не было лучшего времени». В то же время президент подчеркнул, что великая Американская мечта, которая многие годы была лозунгом новой жизни для прибывающих иностранцев, должна работать и на американцев, которые «тоже мечтатели». Трамп в самых примирительных тонах упомянул о компромиссе с демократами в связи с иммиграционной реформой, но напомнил, что иммигранты бывают разные, и Америке нужны полезные иностранцы, а не преступники. И, конечно, легальные, а не нелегалы, нашествие которых вместе с наркотиками и преступностью можно остановить только стеной на мексиканской границе.
«Сегодня, – заявил Трамп, не повышая и не понижая голоса, – я хочу сказать о том, каким должны быть наше будущее и наша страна. Все вместе мы, как одна команда, один народ и одна американская семья, можем сделать все что угодно. У нас один дом, одно сердце, одна судьба и один американский флаг». Трамп добавил, что все мы чтим Государственный гимн, кольнув футболистов-профи, которые забузили в знак протеста против расового неравенства, отказываясь перед началом матчей слушать гимн стоя.
По поводу внешней политики США президент тоже не сказал ничего нового, если не считать его твердого решения сохранить тюремный лагерь для террористов на нашей базе ВМС Гуантанамо на Кубе. По словам Трампа, он выполнил данное народу обещание уничтожить ИГИЛ как государство, и теперь нужно кончать с террористами, которых, конечно, лучше уничтожать, а в крайнем случае отправлять за колючую проволоку. Режимы Кубы и Венесуэлы Трамп назвал коммунистическими, режим КНДР «жестокой диктатурой», а про Иран сказал, что не может молчать, «когда иранцы восстают против преступлений их коррумпированной диктатуры». Россию и Китай Трамп назвал соперниками США, очевидно в военном смысле, которым нужно противопоставить «несравнимую мощь».
Все это тоже прозвучало не новостью и легко забылось, но Трамп и режиссеры-постановщики его SOTU нашли верный ход к сердцам не присутствующих в зале Конгресса политиков-профи, а миллионов зрителей и слушателей, 75% которых одобрили его послание. Все недавние президенты в таких случаях приглашают, представляют и прославляют героев из народа, и во вторник гостями первой леди стали 12 человек, включая12-летнего мальчика и трехмесячного ребенка. Одноногий беженец из Северной Кореи показал костыли, на которых он чудом выбрался из этой страны. Родители двух лонг-айлендских девочек, зверски убитых членами латиноамериканской банды MS-13, оплакали дочек, а родители студента, который был арестован в Северной Корее, осужден и умер в США вскоре после освобождения, оплакали сына. Сержант армии и агент иммиграционной полиции ICE – все они стали героями SOTU за свои подвиги, и все это были истории, которые рассказал президент Трамп. К его резким и не всегда обдуманным твитам привыкли, а вот эти щемящие душу истории, по мнению обозревателя Джона Подгореца, «стали совершенно неожиданными, а потому еще более эффективными». По мнению Подгореца, профессиональному телешоумену Трампу как президенту до сих пор могло не хватать именно этой сентиментальности, которую, кстати, так любят наши консерваторы.
Ответить 71-летнему президенту-республиканцу в этом году демократы поручили 37-летнему конгрессмену Джои Кеннеди-третьему, внуку президента Кеннеди, племяннику сенатора Теда Кеннеди и сыну конгрессмена Джона Кеннеди-второго. Несмотря на разницу в возрасте, политического опыта у Кеннеди больше, чем у Трампа, и он резво начал в духе ответа покойного дяди Рональду Рейгану в 1982 году. Кеннеди-третий стоял без пиджака перед собравшимися в актовом зале техникума в массачусетском городке Фолл-Риверс на фоне Ford Mustang с открытым капотом и в окружении флагов страны, штата и техникума. За 15 минут речи он разнес Трампа и республиканцев в пух и прах без ненужной аргументации. Республиканцев он сравнил со школьными хулиганами и предложил стране выход из созданного ими хаоса. Именно демократы, сказал Джои Кеннеди, знают, «что лучше для тех, кто называет эту страну домом».
«Хулиганы могут ударить. Могут оставить след. Но никогда, ни разу в истории Соединенных Штатов им не удавалось сравниться силой и духом народа, единого в защите своего будущего, – с молодым задором сказал Кеннеди-третий. – Политиков могут хвалить за данные обещания. Наша страна будет судить по обещаниям, которые мы выполняем». И так далее. В отличие от Трампа, который об этом не упомянул, Джои Кеннеди взял в союзники сексуальные меньшинства и не посрамил тени деда, дяди отца. Его ответ прозвучал не контратакой, а утешением для своих, и обозреватели больше обратили внимание на полоску неведомой жидкости в углу его рта.