Мидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величии Б-га Итро признает истинность Торы.
Видя, что Моше не справляется в одиночку с множеством судебных дел, исков и ходатайств, с которыми к нему обращаются евреи, Итро советует зятю назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и трудные дела. Моше так и поступает.
Шестого числа месяца сиван сыны Израиля приходят к горе Синай, и Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, вспышки молний и трубные звуки шофара Творец обращается «голосом» с вершины дымящейся горы. Звучат Десять заповедей:
1) Я — Б-г (заповедь веры в Творца).
2) Не будет у тебя других богов.
3) Не упоминай всуе Имя Б-га.
4) Помни и освящай субботу.
5) Почитай отца и мать.
6) Не убивай.
7) Не прелюбодействуй.
8) Не кради.
9) Не лжесвидетельствуй.
10) Не желай чужой собственности.
Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им речений просят Моше стать посредником — передавать им дальнейшие слова Всевышнего. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.
***
«А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя — вся земля» (19:5).
Почему только после казней египетских и Исхода Б-г призвал евреев слушаться Его?
В Иерусалимском Талмуде сказано, что ханаанейский раб освобожден от заповеди произносить молитву «Шма, Исраэль», поскольку он не может искренне принять иго Небес (в чем как раз и заключена суть этой заповеди). Дело в том, что он находится под другим игом — игом своего хозяина.
Честный раб не в состоянии одинаково служить двум хозяевам. Чем более он предан одному из хозяев, тем меньше его преданность другому.
Лишь после того как Всевышний разорвал узы египетской неволи, вывел на свободу сынов Израиля и поднял их высоко «на крыльях орла» над всеми другими народами, Он стал их неоспоримым Хозяином и мог потребовать от них принять иго Небес.
Теперь давайте задумаемся. Сколько времени мы тратим на служение «другим хозяевам»: нашим амбициям, богатству, престижу, легкомысленным развлечениям и необоснованным тревогам?
Чтобы летать на крыльях орла, еврей должен иметь только одного «хозяина» — Творца вселенной.
Песнь радости
Если суд предписал виновному в неуплате долга оставить кредитору в залог свой единственный пиджак, как должен вести себя этот человек? Мудрецы Талмуда (трактат «Санхедрин», 7а) рекомендуют ему радостно петь по дороге домой.
Ибо если справедливость не восторжествует в этом мире, то есть опасность, что Сатан, выполняющий роль прокурора в Высшем суде, вынесет обвинительное заключение, и Б-г, Главный Судья, будет вынужден тяжко наказать виновного по окончании его земной жизни.
Если же правосудие вершится на земле, Б-гу нет нужды восстанавливать справедливость в Грядущем мире. И тогда между Ним и людьми устанавливаются гармоничные, подлинно мирные отношения. В подтверждение этой мысли в Талмуде приводится стих из сегодняшнего раздела. Посоветовав своему зятю Моше назначить судей для рассмотрения мелких тяжб, Итро завершил свою рекомендацию такими словами: «Если сделаешь так… то сможешь устоять, и весь народ этот (включая тех, кто был признан виновным на суде и понес заслуженное наказание) прибудет в мире на свое место (в Мир грядущий)» (18:23). Мудрецы с афористической точностью сформулировали эту мысль: «Если суд вершится внизу, то нет необходимости вершить его наверху».
Поучительная история на ту же тему приведена в другом талмудическом трактате «Песахим». Неся службу в Храме, первосвященник Иссахар Иш Кфар-Баркай надевал перчатки, чем грубо нарушил закон Торы и осквернил свое священнослужение. Кроме того, он оскорбил однажды царя Яная, и тот приказал отсечь бунтарю вначале одну кисть руки и потом другую. Узнав об этом жутком наказании, рав Йосеф воскликнул: «Благословен Г-сподь, воздавший ему по заслугам в этом мире!»
Ведь если виновный получает наказание в своей земной жизни (которая представляет собой лишь переходное состояние души, длинный темный коридор, ведущий в ярко освещенный Дворец бессмертия), то он предстает перед Высшим судом с закрытым счетом.
Вот почему тот, кто заслуженно проиграл тяжбу в суде, должен петь от радости, даже если он вынужден отдать в залог свой единственный пиджак. Нет сомнений, что он покинет этот мир в полном ладу с Б-гом и своей совестью.
И все же будем реалистами. Трудно представить, что кто-нибудь из нас безропотно примет суровое решение суда, будь оно хоть трижды справедливым, и выбежит на улицу с радостной песней на устах. Но если бы мы могли видеть, как сурово караются грешники в Грядущем мире, то принимали бы даже повестки о штрафе за переход улицы в неположенном месте если не с песней, то, по крайней мере, с чувством глубокого удовлетворения.
Шаббат и в пустыне — шаббат
«Помни день субботний… Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, шаббат, (посвящен) Б-гу… Не совершай никакой работы…» (20:8-10).
Что означают слова «шесть дней работай»? — спрашивает Виленский Гаон. На первый взгляд, совершенно излишняя фраза. Ведь нам не заповедано работать шесть дней. Непонятно также значение слов «делай всю работу свою» и «не совершай никакой работы». Что значит «всю» и «никакой»?
Отвечая на эти вопросы, Гаон приводит любопытное положение из Талмуда (трактат «Шаббат», 69б). Если, оказавшись в пустынном месте, еврей потерял счет дням и не знает, когда наступит суббота, он должен отсчитать шесть дней с этого момента и в седьмой день выполнить все субботние заповеди: зажечь свечи (если они при нем), произнести «кидуш» и т.д. Однако, учитывая чрезвычайные обстоятельства, ему разрешено выполнять во все дни (каждый из которых может оказаться реальным шаббатом), включая назначенную им «субботу», лишь тот минимум действий и работ, которые необходимы для его выживания, не более того.
Именно на это галахическое положение намекает Тора. «Помни день субботний!» — предупреждает нас Б-г: не забывай, когда наступает шаббат, не теряй счет дням, чтобы «делать всю работу свою в положенное время». И тогда шаббат будет днем, «посвященным Б-гу», а не произвольно выбранным «для себя». И ты сможешь правильно соблюдать шаббат, «не совершая никакой работы», пусть даже необходимой для выживания.
Dear friends,
I’d like to ask you about favor. I have an aged friend who likes to read your articles about weekly parsha on Shabbos. I need to get your articles on Tuesday night to deliver her before Shabbos. We really appreciate your efforts. Thanks in advance, Chana.