На прошлой неделе в связи с приближавшимся Международным днем памяти жертв Холокоста глава МИДа РФ Сергей Лавров открыл в нью-йоркской штаб-квартире ООН выставку фотографий под названием «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение».
На фоне того, что мы с вами, читатель, видели, знаем и помним — ничего нового, просто в преддверии выборов российские власти лицемерно отметились.
Чего ради? Во-первых, это попытка кого-то уверить, будто российская власть сочувствует жертвам Холокоста и ныне живущим их родственникам. Вся послевоенная история свидетельствует об обратном (за исключением краткого периода с выступлением Ельцина в Конгрессе США, запечатленным в видеоролике https://www.youtube.com/watch?v=vDAw8dpSlYc, который я всем рекомендую посмотреть, чтобы возобновить в памяти время надежд).
Во-вторых, бывшие граждане СССР, бежавшие в другие страны, определенными российскими ведомствами, включая МИД, не сброшены со счета, с ними пытаются держать связь, ласково называют соотечественниками, кто-то откликается, их привлекают и вовлекают, а то и подкупают, держат в резерве, авось пригодятся и еще послужат покинутой родине. Вот и Лавров с ними встретился. Правда, их было разочаровывающе мало. Тем не менее, он, обычно неулыбчивый, улыбался пришедшим. И они ему улыбались, как родному, что мне, откровенно говоря, непонятно. Спросил бы, да ни с кем из фотографировавшихся не знаком.
Назвав в своей речи Холокост «одним из самых ужасных преступлений против человечности», российский министр заметил: «Не может не тревожить тот факт, что в последнее время мы наблюдаем ползучую реабилитацию нацизма». Нацистами в последнее время российская пропаганда именует то украинцев, то прибалтов, не замечая нацистские проявления в своей стране и в своей политике. Ну, например, в единении с иранскими нацистами, провозгласившими своей целью уничтожение Израиля.
В тот день, когда г-н Лавров представлял в ООН свою версию Холокоста, на израильском сайте sem40.ru (Центральный еврейский ресурс) была опубликована аналитическая статья Михаила Польского под названием «Как товарищи Махмуд Аббас и Евгений Примаков Холокост отрицали». Очень интересная статья, напомнившая в деталях о том, как в 1982 году Евгений Примаков по протекции Ясира Арафата натаскал тогда еще практически никому не известного аспиранта Махмуда Аббаса на диссертацию под названием «Связи между сионизмом и нацизмом. 1933 — 1945» (с грифом «Для служебного пользования»), и как новоиспеченного кандидата исторических наук запустили на Ближний Восток мутить воду. Напоминание, как говорится, не в бровь, а в глаз: Примаков был начальником и идейным вдохновителем Лаврова. Лавров, на мой взгляд, примерный ученик и последователь Примакова, так же, как Махмуд Аббас (Абу Мазен), глава палестинской автономии — последователь террориста Арафата.
Лавров умен и, конечно, Холокост не отрицает, но подает его слушателям односторонне. В его формуле «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» последнее слово ложно. После освобождения узников Освенцима в 1945 году спасения им от новых невзгод не наступило. Наоборот, Сталин повел «еврейский вопрос» к его «окончательному решению».
Только политически слепой не видит железной сталинской логики в цепи событий с 1945-го по год 1953-й: тост «за великий русский народ», борьба с «космополитами», расстрел Еврейского антифашистского комитета, ликвидация еврейской национальной культуры посредством закрытия ее учреждений, ареста и расстрела ее выдающихся деятелей, «дело врачей», разнузданная антисемитская пропаганда, подготовка депортации евреев, Холокост по-сталински — если б не пришла долгожданная «кондрашка» тирану.
Знал ли Сталин во время войны о гитлеровских преступлениях? Безусловно, знал, разведка доносила. Знал и о попытках спасения евреев. Думаю, по его указанию при освобождении Будапешта чекисты разыскали и арестовали шведского дипломата Рауля Валленберга, спасшего десятки тысяч венгерских евреев, предоставляя им шведские документы. Дипломата схватили, увезли в Москву, замучили и убили. В 1990 году (при Горбачеве) Александр Роднянский посвятил праведнику фильм «Миссия Рауля Валленберга». Сейчас он повторно демонстрируется. Не в Москве, в Нью-Йорке. За 28 лет фильм не потерял к себе интереса. Редкий случай, почему? Потому что в России всё та же чекистская власть.
Вот причина нашего бегства от «соотечественников». Мы видим портреты Сталина на российских улицах. Путин назвал его успешным менеджером, вернул сталинский гимн, его дух витает и возрождается, грозя бедой России и всему миру. Особенно теперь, в обстановке внутреннего разлада в связи с проблематичностью президентских выборов. Вот показательный момент: в 30 кинотеатрах Москвы на 25 января планировался показ британской сатирической комедии «Смерть Сталина». За пару дней до этой даты Минкульт отменил показ фильма из-за якобы выявленных в нем признаков экстремизма. Замахнуться на Сталина — экстремизм!
Михаил Ходорковский, лидер движения «Открытая Россия», призвал сторонников провести кампанию «Стоп Путин», одной из акций которой стало наклеивание на официальные объявления о выборах стикеров с таким текстом (как бы от Путина): «Мне плевать на всех. Я избираюсь, как хочу». Генеральная прокуратура немедленно заблокировала сайт движения openrussia.org. Но есть другие сайты и социальные сети, с которыми прокуратура ничего сделать не может.
Отстраненный от участия в выборах Алексей Навальный призвал, как известно, к бойкоту выборов, к «забастовке» избирателей. Теперь придумал расклеивать листовки как бы от имени председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой с ее подписью и таким текстом: «Уважаемые избиратели! 18 марта 2018 года состоится переназначение президента России Владимира Путина, которое мы по традиции называем выборами. Приходите! Мы максимально упростили для вас задачу и не допустили к участию ни одного реального конкурента»… И так далее. Текст издевательский, но, по сути — правдивый. Тут же появился комментарий: «Подделка документов — уголовное преступление». Как бы Навального еще раз не засудили. На 28 января им намечена массовая акция с выходом на улицы десятков городов. Когда эта статья выйдет в свет, мы уже будем знать, как страна откликнулась на призыв.
Станет ли конкурентом Путину кандидат от КПРФ и национал-патриотов Павел Грудинин? Такая цель преследовалась, однако неожиданно оказалось, что он по матери еврей (сам об этом сказал). Национал-патриоты в прострации. Проверять-то надо было до третьего колена, а вот прошляпили. Не знаю, как будут выкручиваться. Отступать поздно. Вероятно, постараются эту проблему замять.
Надо сказать, что Грудинин проводит свою кампанию уверенно, выглядит привлекательно и говорит толково. Во внутренней политике обещает социализм, внешнеполитические темы обходит стороной. Когда его за это упрекнули, он сказал, что для внешней политики «у нас есть министр иностранных дел, кстати, неплохой».
Наблюдаю и задумываюсь: с какой мыслью посматривает на Грудинина Путин? Опасается его или, наоборот, рассматривает как приемлемую резервную кандидатуру для прикрытия. С критикой Грудинина выступил Вячеслав Володин, спикер Госдумы, не так давно слывший потенциальным преемником Путина. Зачем вдруг раскрылся, непонятно. А Грудинин в центре внимания, его хвалят. С пламенной речью за него вступилась Светлана Савицкая, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Однако при наличии в избирательном бюллетене кандидатуры Путина Грудинин, конечно, в президенты не пройдет. Займет, наверно, второе место, оттеснив Жириновского на третье. Однако второго тура не будет. Ожидается, что Путину нарисуют процентов 70. Бюллетень же без Путина трудно себе представить. Разве что нечто невероятное произойдет.
Если бы выборам предшествовали дебаты кандидатов, сложилась бы иная картина. Но Путин исключил свое участие в дебатах, сказал, что дебатировать с конкурентами попросит своих доверенных лиц. Эта новация, конечно, никого из кандидатов не устраивает. Зюганов настаивает на публичных дебатах Путина с Грудининым. Напрасно старается, вытянуть Путина на публичные дебаты невозможно. Один из прокремлевских экспертов объяснил: «Играть в поддавки ради подобия демократичности Владимиру Путину неинтересно».
Создается впечатление, что дебаты с конкурентами для Путина заведомо проигрышны, поэтому неприемлемы. Высокий рейтинг — не гарантия победы в дебатах. А проиграть хоть раз дебаты — хоть кому, Грудинину ли, Жириновскому, Явлинскому, Титову или Ксении Собчак — для Путина унизительно, рейтинг сразу пойдет вниз. Так что выборы без дебатов, без публичного сопоставления позиций, то есть выборы без выбора — для Владимира Путина — это единственный безальтернативный вариант сохранения им абсолютной власти. Поэтому почти по Данте Алигьери: «Оставь надежду, всяк туда входящий»!
Что для Путина в процессе этих выборов важно, это восприятие его Западом, вернее — лидерами Запада, в первую очередь лидерами США и Евросоюза. Будет оно критическим или соглашательским? Признают ли результаты выборов легитимными? Простят ли прегрешения, помогут ли России выбраться из ямы, в которую она безнадежно сползла? А главное: обрушатся ли на Россию обещанные санкции? Как бы выпросить поблажки? В серьезные шахматы сядут с ним играть западные лидеры или в поддавки?