На Новый год ставят елку, на Крещение купаются в проруби, на День благодарения жарят индюшку, на Хэллоуин дурачатся, на 8 Марта дарят цветы, на 9 Мая надевают ордена, на День Холокоста плачут, сочувствуют ну и морщатся – сколько ж можно?
Международный День памяти жертв Холокоста установлен Генассамблеей ООН всего 13 лет назад. Отмечается он 27 января — в годовщину освобождения Красной Армией в 1945 году «Освенцима» — крупнейшего лагеря смерти, где нацисты уничтожили около двух миллионов евреев.
Дата и повод определили содержание этого дня, его тон и пафос.
Спасительная схема
Из всего шквала, выплескивающихся каждый раз в канун 27 января мероприятий, публикаций, передач, фильмов и спектаклей на титульную тему, уже сложилась привычная схема с четким распределением ролей и эмоций.
Вот евреи – несчастные бессловесные жертвы. Их — жалеть. Вот убийцы, злодеи-палачи – это нацисты, а если общее – немцы. Их — осуждать: как могли? Вот освободители — они спасли. Им – благодарность: что с нами (более распространенный вариант – с вами) было бы, если б не они? А вот мы сегодняшние, уже все: не забудем — ни первым, ни вторым, ни третьим.
Смысл учреждения Международного дня памяти в том, чтобы знали, чтобы помнили, чтобы ужаснулись, дабы не повторилось никогда, ни с кем… Однако нельзя же помнить все. Память избирательна: каждый выбирает из прошлого лишь то, что помогает, возвышает или хотя бы позволяет смириться с настоящим, а то, что мешает, стремится отсеять, отбросить, затушевать. Это характерно для людей, но еще в большей степени относится к странам и народам.
Отсюда сложившаяся схема ролевых стереотипов. Она хороша тем, что позволяет и быть в курсе, проявлять участие и соучастие, и не углубляться в подробности. А в них-то и прячется черт.
Палачи
О злодеях… В схеме памяти о Холокосте — это немцы. Без них ничего бы не было. Гитлер – их вождь. И, пожалуй, только они, с их дисциплинированностью и тщательностью, могли придумать и выстроить такую совершенную машину уничтожения, с такой одержимостью идти к поставленной глобальной цели – дерзновенной по замыслу и невероятно сложной технически. Их вина очевидна, общепризнана, в том числе и ими самими – на государственном, национальном, ментальном уровне. Они – единственные, кто покаялись. Даже австрийцы, встречавшие присоединение к Рейху всенародным ликованием и влившиеся в него органично, выставляют себя жертвами, призывы к раскаянию с гневом отвергают и с готовностью голосуют за неонацистов.
Немцам не за кого спрятаться. Зато за ними спрятались все. И литовцы, которые расправлялись со своими евреями с энтузиазмом и изуверством, не дожидаясь немецких приказов (в Каунасе оккупационные власти даже остановили начавшийся до их прихода и бушевавший два дня погром). Литовская писательница Рута Ванагайте, издавшая два года назад книгу «Наши» — об участии своих соотечественников в Холокосте, стала изгоем в родной стране, среди друзей и даже родственников.
И украинцы, канонизировавшие убийц евреев как национальных героев: чествуют, ставят им памятники, называют в честь их улицы, помещают их в учебники, устраивают в их честь фестивали. Там книга, подобная той, что написала Ванагайте, немыслима. Даже украинские евреи, чутко улавливающие патриотический дух, находят оправдания зверствам своих соотечественников в отношении своих соплеменников.
Иосиф Зисельс, председатель Ассоциации еврейских организаций Украины, в прошлом году опубликовал пост, где объяснил участие украинских националистов в убийствах украинских евреев во время войны их местью за убийство в Париже евреем Самуилом Шварцбардом Симона Петлюры в 1926 году. Чисто еврейская изобретательность. За поступок одного еврея (кстати, оправданного французским судом) — полтора миллиона мужчин, женщин, детей по прошествии 15 лет – логично и оправданно.
То же в Латвии, где прославленный летчик, путешественник и писатель Герберт Цукурс, ставший во время войны палачом Рижского гетто и убитый за свои «подвиги» агентами «Моссада» в Уругвае, — вновь национальный герой.
И в Польше… Там, как в Литве и на Украине, расправы с евреями начинались до прихода немцев, а во время немецкой оккупации местное население массово помогало нацистам проводить «окончательное решение». Поляки, спасавшие евреев, скрывали это от своих соседей даже после войны – боялись расправы уже от них. Волна погромов и убийств евреев прокатилась по Польше и в послевоенные годы.
В Венгрии сбором и отправкой евреев в лагеря смерти и уничтожением их на месте занималась местная полиция. Списки на депортацию составляли муниципалитеты во Франции, отлавливала и содержала их в транзитных лагерях французская полиция. В Голландии – то же, там почти никто не избежал депортации. Семью Анны Франк арестовал наряд голландской полиции, правда, с представителем гестапо.
Без немцев ничего бы не было. Но без помощи местного населения и местных властей у них бы ничего не вышло. Как сорвалось, например, в Дании, где власти саботировали распоряжения гестапо, а местное население массово помогало евреям сбежать в нейтральную Швецию (теперь говорят – не бесплатно, но какое это имеет значение?). И в Болгарии – союзнице гитлеровской Германии, которая по договору обязана была отдать на расправу еврейское население. Но воспротивились православная церковь и парламент. Трижды подгонялись к Софийскому вокзалу эшелоны для отправки евреев в лагеря смерти и трижды они уходили пустыми.
Но причастными оказались не только оккупированные нацистами государства и населяющие их народы. Соучаствовал весь мир, включая страны антигитлеровской коалиции.
Соучастники
Первоначально в планах Гитлера не было тотального уничтожения евреев – он еще оглядывался на мировое сообщество, да и задача представлялась слишком сложной. У евреев собирались просто отнять имущество и выгнать – вынудить к эмиграции. Но им некуда было бежать. Никто не хотел принимать у себя изгоев.
Сердобольное мировое сообщество собрало в июле 1938 года, по предложению США и под эгидой Лиги наций, международную конференцию по еврейской проблеме — во Франции, в городе Эвиан-ле-Бен. Участвовали 32 страны. Ни одна не согласилась принимать у себя евреев Германии, Австрии и Чехословакии (тогда шла речь только об этих трех странах, оказавшихся под властью нацистов) — тяжелое экономическое положение, высокая безработица, лишние рты и руки.
США завили, что квота на въезд беженцев в этом году уже исчерпана. Великобритания, в чьем управлении находилась тогда Палестина, тоже отказалась увеличить квоту для евреев – 75 тысяч на пять лет: британское правительство не хотело сердить арабов. Голландия согласилась обеспечить транзит в другие страны, если они найдутся. Но не нашлось. Вот если бы германские власти разрешили евреям привозить с собой капиталы и ценности – тогда еще как-то… Но власти Рейха не разрешили – и вопрос отпал. Евреи были оставлены на произвол судьбы. Впоследствии пароходы с еврейскими беженцами отправлялись обратно. Их пассажиры оказывались в лагерях.
Именно тогда, убедившись, что всему миру наплевать на евреев, Гитлер понял, что никто не поможет им и не помешает ему избавиться от ненавистного племени, и «окончательное решение еврейского вопроса» состоит в их физическом уничтожении. Остальное стало делом техники.
Так что – не только немцы и их пособники. Не только Гитлер, список причастных длиннее…
Освободители
Евреев принялись убивать сразу с началом войны. Массовые расстрелы начались после захвата территорий СССР, уже в августе 1941 года – в моем родном городе, Каменец-Подольском, где расстреляли свезенных на Восток европейских евреев. Но вскоре обнаружились естественные трудности такого простого подхода: очень медленно, дорого и утомительно для персонала. Масштаб задачи не соответствовал устаревшим методам. Нужен был новый, системный подход. Его и определили нацистские бонзы на конференции в Ванзее 20 января 1942 года. Там был дан старт созданию технологии уничтожения на промышленном уровне.
О его масштабах мировые державы – правительства США, Великобритании и СССР – узнали уже в декабре 1942 года. Но не сделали ничего. Стратегическая авиация союзников уже бомбила Германию. С 1943-го налеты стали регулярными. Стоило разбомбить подъездные пути к лагерям смерти – это хотя бы замедлило темпы уничтожения. Но на них не упало ни одной бомбы. Маршруты бомбардировок тщательно обходили нацистские фабрики смерти. Они бесперебойно работали вплоть до 1945 года. В конце 1944-го усилиями главного логистика Холокоста Адольфа Эйхмана пропускная способность Освенцима достигла своего пика.
Советское командование тоже не корректировало планы наступлений в стремлении спасти узников лагерей. Когда 27 января 1945 года советские войска вошли в Освенцим (самый страшный лагерь – Освенцим II, Биркенау, захватила часть полковника Григория Елисаветского, еврея, обратившегося к спасенным на идиш), там оставались около десяти процентов уцелевших узников – остальных немцы успели угнать в «марши смерти».
В День памяти следует вспомнить все…
Владимир БЕЙДЕР
Ни Гитлера, ни Второй Мировой войны могло не быть, и, скорее всего, не было бы, если бы не политика СССР (Сталина) в отношение германских социал-демократов, снабжение Германии зерном и стратегическими материалами,
обучение в училищах и полигонах СССР немецких танкистов, лётчиков ; если бы в сентябре 1939 г СССР совместно с Германией не разделила Польшу; если бы Великобритания, Канада, США, СССР согласились дать убежище евреям, как это предлагала Германия…. Если бы США всю войну втайне не торговала с фашистами, в том числе и нефтью. …..
Не было бы Холокоста! Не погибли бы миллионы ни в чём не повинных людей на фронте и в тылу…. Много чего бы не было! Германия свою вину признала! Остальные — нет!
Тему лучше не трогать. Все равно не скажешь правильно. Например так примитивно и просто, как в статье автора или комментариях Исаака. Даже сам факт написания статьи из 100 слов на такую большую тему — оскорбление их памяти. Все эти статейки, в которых один смысл: умный, как моя жена потом, разговоры типа, если бы да кабы…, сваливание в кучу незначительных фактов того времени с фактом гибели 6-ти миллионов, — кощунство.
И День памяти Холокоста, утвержденный ООН — не нужен. Сегодня — это уже другая память. Сегодня их память эксплуатируется и пересматривается каждый раз по -новому. Евреям международный День Холокоста не нужен. И европейцам не нужен.
Несколько лет назад еврейские организации Венгрии отказались участвовать в правительственных мероприятиях о Холокосте: по всей Венгрии проходили антисемитские демонстрации с лозунгами: «евреев в печь», «Гитлер был прав!»
Все сегодняшние лицемерные мероприятия Европы, России и т.д. несут одну цель: мертвым евреям — почет, живым — антисемитизм. Смотрите, мы не антисемиты, мы отмечаем День памяти…
Тема Холокоста должна быть внесена в книги по истории всех стран потому, что это правда.
А евреи мира должны зажигать свечу памяти и читать Кадиш. У нас Холокостов было много. А на следующий день после дня памяти должен проходить военный парад в Иерусалиме, а весь народ должен ликовать и радоваться жизни. Именно это и есть память о них.
К большому сожалению, День Холокоста всё чаще НЕ ВЫПОЛНЯЕТ главного — НЕ ПОМОГАЕТ повсеместному УНИЧТОЖЕНИЮ АНТИСИМИТИЗМА, включая даже сам Израиль, где прямо в кнесете позволяют говорить с трибуны явным НЕНАВИСТНИКАМ еврев.
Это происходит практически по всей Европе. Германия — не ислючение, хотя, справедливости ради, благодаря принятым законам и осознанию своей вины, проявления антисимитизма бывают здесь в гораздо меньшей степени.
Хуже того, День Холокоста, делая упор на времена нацизма, «задвигает в тень» новых ненавистников евреев — исламистов.
Они легко «отгораживаются» от этого, «переводя стрелки» (под шумок) на немцев и других…
В этом сейчас — ГЛАВНАЯ ОПАСТНОСТЬ (как минимум, для Европы).