Владимир Янкелевич
Любуясь медалью на груди ветерана, помни, всякая вещь обратную сторону имеет!
Козьма Прутков. «Из ненаписанного»
Объем материала по теме настолько велик, что в рамках этой статьи неизбежны сокращения, безусловно снижающие информативность материала, но автор руководствовался словами Черчилля:
«Толщина этого документа надежно защищает его от прочтения».
Президент США наконец-то решил перенести посольство США в Иерусалим. Конечно, Израиль и сам хорошо знал, что Иерусалим его столица, просто Дональд Трамп явно и недвусмысленно продемонстрировал всему миру поддержку Израиля. Старая Европа скривила губы, но, как говорят наши соседи: «Тяжело без зубов, но глотать надо».
Приход Трампа в Белый дом кардинально изменил подход США к урегулированию израильско-палестинского конфликта. Складывается впечатление, что Трамп лучше своих предшественников понимает особенности «восточного базара». На таком базаре нельзя говорить: «Я предлагаю – это вам, а это нам». На такое предложение ответ известен заранее, предложенное палестинцам немедленно становится своим, а остальное – это и станет предметом торга.
Израиль сегодня захлестнула волна энтузиазма: together, we’ll win. Все это прекрасно, США – самая мощная страна, ее поддержку нельзя переоценить… Да и враждебное окружение вокруг Израиля никуда не делось, все так. Но и эйфория очень опасна.
Президент Трамп – важнейший, но временный фактор, кто-то раньше или позже придет ему на смену.
Да и нельзя забывать, что он – президент Соединенных Штатов, они его главная забота, а не Израиль.
Взаимоотношения США и Израиля сложны и многогранны. Обо всем не расскажешь.
США далеко не всегда были партнером Израиля. Прошедшие годы уходят в историю, обрастают мифами. Стало общепринятым считать, что США всегда были главным из всех партнеров Израиля, но действительность намного сложнее.
Периоды неприязни сменялись периодами дружбы, но порой объятия «большого друга» становились сильны настолько, что могли и задушить. Да и понимание ближневосточной ситуации из офисов у реки Потомак несколько иное, чем здесь, на местности.
В данной статье рассматриваются лишь некоторые аспекты американской военной помощи, вклад США в оборонный потенциал Израиля и влияние на баланс сил в регионе.
Экскурс в историю
1947-1949 гг
Взаимоотношения с США старше самого Израиля, они начались до его создания — во время борьбы за голосование в ООН по разделу Палестины в 1947 году.
Главным противником создания еврейского государства был прославленный генерал, в то время Госсекретарь США, Джордж Маршалл. Он не был антисемитом, он был практиком.
Нужно сказать, что резоны у него были. Он считал, что 400 тыс. евреев не смогут противостоять миллионам арабов, и если США встанут на сторону евреев, то придется отправлять туда армию и воевать, спасая их от уничтожения. Кроме того, он считал создание Израиля акцией Советского Союза, который создает там коммунистическое государство, опасное для США. Вот он и доказывал Трумэну, что поддерживать Израиль ни в коем случае нельзя.
«Когда генерал Маршалл свидетельствует о чем-либо, мы забываем, демократы мы или республиканцы. Мы твердо уверены в том, что пред нами человек, который знает, о чем говорит».
Конгрессмен Сэм Рэйберн
Генерал Маршалл знал, о чем говорил, и в своих решениях ошибался редко, палестинский вопрос оказался одним из тех редких случаев. Казалось, что он учел все, но воюют не оружие, а люди с помощью оружия. Генералу оказалось сложно при оценке боевого потенциала сторон в палестинском противостоянии учесть дух армии, способный серьезно изменить соотношение сил. Военный дилетант Бен-Гурион это сделать смог.
На Трумэна, кроме Маршалла, давили и люди, связанные с нефтяным бизнесом на Ближнем Востоке.
Американская нефтяная компания Standard Oil of California получала колоссальные прибыли от ARAMCO (Arabian American Oil Company), концессионного соглашения с Саудовской Аравией, а существование этого консорциума целиком зависело от доброй воли арабов и, прежде всего, короля ибн Сауда.
Королю сионистская идеи как-то не нравилась. Да и кроме того, президент Рузвельт обещал ему не предпринимать ничего, что арабы могут воспринимать, как стремление ущемить их интересы.
Была начата мощная пропагандистская антисионистская компания. Лидером этой компании стал Уильям Альфред «Билл» Эдди, бывший разведчик, бывший посол в Саудовской Аравии и бывший переводчик на переговорах Франклина Рузвельта и саудовского короля, когда Ибн Сауд сказал Рузвельту, что арабский мир никогда не признает еврейское государство на Святой Земле, какого бы размера оно ни было.
А вице-президент ARAMCO Джеймс Дьюс (James Duce) щедро оплачивал «мнение» американских политиков и прессы. Благо дело роялти, то есть то, что перепадало от ARAMCO саудовскому королю, лишь немного превышало 5%. Но Джеймс Дьюс этим не ограничился, он организовал в Вашингтоне теневой клон Госдепартамента с большим штатом в виде «отдела по связям с арабскими странами».
Трумэн настоял на своём решении поддержать создание Израиля.
«Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов[1]»
И, кроме того, он был верующим человеком и питал религиозную симпатию к евреям. Указание голосовать за план по разделу Палестины он передал своему представителю буквально накануне голосования.
Но «короля играет свита».
Через 6 дней после голосования США вводят эмбарго на поставку вооружений на Ближний Восток. Это эмбарго вполне предсказуемо коснулось только Израиля.
Госдепартамент, кроме того, объявил, что отныне американцам, кроме дипломатов и людей, ведущих бизнесы в регионе, не будут выдаваться паспорта в Ближневосточные страны. Этим решением правительство США пыталось остановить поток евреев-добровольцев из США в Палестину для защиты ишува, а добравшихся туда нелегально сделало преступниками.
Несмотря на это, почти 1000 американских добровольцев участвовало в войне за независимость на стороне Израиля, но не благодаря, а вопреки позиции США.
Что делать, если пятизвездным генералом парадный подъезд закрыт для Израиля? Войти через задний двор. О чудовищной трагедии европейского еврейства в США уже было хорошо известно.
Меир Лански, создатель и один из руководителей координационного совета гангстеров, получившего название «Национальный преступный синдикат», принял свое решение, отличное от решения Госдепа: они и его коллеги обязаны помочь переправить оставшихся в Европе евреев в Палестину и оказать содействие в создании государства. Лански отдал соответствующие распоряжения.
Нью-йоркский порт контролировал Альберт Анастасия, один из итальянских боссов «Синдиката», друг Лански. Настоящее его имя — Умберто Анастазио — босс семьи Гамбино, одной из пяти влиятельных семей мафии, «контролирующих» Нью-Йорк.
Введенное эмбарго на экспорт оружия в ближневосточный регион у него вызвало только улыбку. В портах Нью-Йорка и Нью-Джерси стали концентрировать оружие для ишува, причем более половины оружия ещё ни разу не было использовано в военных действиях. В подсобных помещениях портов полученное оружие систематически проходило перекомплектацию и отправлялось в Хайфу в помощь Израилю.
Анастасия заботился о тайной погрузке судов, направлявшихся в Палестину, одновременно выводил из строя корабли, которые подозревались в том, что на борту находится оружие для арабов. Он же занимался отправкой денег, собранных Лански для передачи в Палестину, и нелегальной переправкой американских евреев-добровольцев, которые хотели уехать в Эрец-Исраэль.
Это была существенная помощь, но помощь не правительства США.
Благодаря поставкам оружия израильская армия смогла выстоять в Войне за независимость.
Действия Лански и Анастасии имели и побочный эффект, ими был проложен новый морской транспортный путь Нью-Йорк — Хайфа.
1949-1957 гг
Государственной помощью США в 1949 году были гарантии по кредиту в размере 100 млн. долларов. В течение следующих двух десятилетий помощь США была очень скромной.
В 1950-х годах на Ближнем Востоке доминировали несколько различных, но взаимосвязанных очагов напряженности. Основным, конечно, была «холодная война», геополитическая битва за влияние между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
В Алжире разгоралась война за независимость от Франции. Алжирских повстанцев поддерживал Египет. Чтобы не дать ему полностью сосредоточиться на Алжире, Франция стала активно поддерживать Израиль крайне необходимыми поставками продовольствия и вооружения, предоставила передовую военную технику и технологии. Это сделало Францию основным союзником Израиля.
Ну а СССР к тому времени переориентировался на арабов и поддерживал Египет.
Соединенные Штаты в этой каше пытались понять, с кем дружить на Ближнем Востоке. Надо бы поддержать союзников по НАТО, главных партнеров по «холодной войне», но ведь они — колониальные державы, а это так не по-американски.
Подтянуть страны третьего мира до уровня «Свободного мира» и включить их в свою орбиту – «Это ли не цель желанная?»
Ну не понимали они ближневосточных реалий.
Непосредственным следствием непонимания стала новая политика «беспристрастности», в рамках которой Соединенные Штаты в 1953-54 годах поддерживали арабские государства в спорах с Израилем.
На что же опирались США в своей ближневосточной политике?
Франция, Великобритания и Соединенные Штаты после встречи министров иностранных дел 25 мая 1950 г. в Лондоне опубликовали трехстороннюю декларацию[2].
В ней, в частности, говорилось, что для стабилизации ситуации в регионе Франция, Великобритания и Соединенные Штаты сообщают о решении не поставлять оружие государству, укрывающему агрессивные замыслы. И что, если они обнаружат, что какое-либо из [ближневосточных] государств готовится нарушить границы или линии перемирия, [то они] будут последовательно выполнять свои обязательства в качестве членов Организации Объединенных Наций, незамедлительно принимать меры, как в рамках Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами, для предотвращения такого нарушения
Эйзенхауэр очень высоко оценил Трехстороннюю декларацию, как способ сохранения мира на Ближнем Востоке, совершенно не принимая во внимание специфическое восточное отношение к договорам.
США очень хотели мира на Ближнем Востоке. Ради мира они выдвинули такой план оригинальный мирного урегулирования между Израилем и Египтом:
В обмен на мирное соглашение Израиль должен передать Египту часть южного Негева (для создания коридора между Египтом и Иорданией) вместе с портом Эйлат, а также принять часть палестинских беженцев, а другим выделить компенсацию[3].
Этот план носил название «План Альфа». Египет, в духе «восточного базара», потребовал весь Негев, а Израиль эту идею отклонил в принципе. Когда Израиль по просьбе ООН ради мира отвёл свои войска от границы, на его южные поселения «обрушилась новая волна террора».
Насер готовился к войне. На Западе ему оружие не продавали, и он решил купить его в СССР. Во время секретных переговоров в 1955 году запросы Насера по поставкам оружия были более чем удовлетворены. Новость о покупке Египтом в сентябре 1955 года огромного количества советского оружия через Чехословакию была шоком для Запада.
Следствие не заставило себя ждать.
Вооруженный Насер почувствовал силу, немедленно национализировал Суэцкий канал, международный водный путь, принадлежавший Великобритании и Франции. Англия и Франция стали готовить военную операцию. Замысел был таким:
Израиль в ответ на непрерывные террористические атаки, начинает операцию на Синайском полуострове. Франция и Англия как бы требуют прекратить боевые действия, а когда их требование остается невыполненным, то высаживают свои войска для принуждения к миру и попутно восстанавливают свою юрисдикцию над Суэцким проливом.
Эйзенхауэр, конечно, признавал, что к вторжению привели «серьезные и неоднократные провокации» со стороны Египта, но он решил попытаться снискать дружбу арабского мира и выступил плечом к плечу с СССР, заставляя немедленно прекратить военные действия, тем самым поддержав ультимативное требование СССР к Израилю. Одновременно он грозил Израилю исключением из ООН, озвучил свои требования в радио- и телеобращении к американскому народу.
Наверное, он честно считал, что служит делу мира, реально же он делал неизбежной Шестидневную войну.
Это был не единственный случай, когда США, в своем особом понимании реальности, действовали совместно с СССР. По этой же схеме США действовали в войне в Анголе – совместно с СССР против Португалии, своего союзника по НАТО, но это уже тема другой статьи.
Под давлением США и СССР Англия, Франция и Израиль вывели свои войска. Определенный выигрыш в этом конфликте получил только Израиль. Была гарантирована свобода судоходства через Тиранский пролив, который Египет блокировал для израильских перевозок с 1950 года[4]. Кроме того ООН направила подразделение миротворцев для защиты египетско-израильской границы.
Продолжение следует
Январь 2018 г.
Исключительно нужный и взвешенный анализ позиции США в ближневосточной политике. С нетерпением жду продолжения.