Расплата

 

Что, душа, ты скажешь Б-гу,
С чем придёшь к Его порогу?
В рай пошлёт Он или в ад?
Все мы в чём-то виноваты,
Но боится тот расплаты,
Кто всех меньше виноват.
Евгений Евтушенко

 

Историю, которую привожу вначале, я уже описывал, роняя слезы умиления над судьбой девочки и собственными попытками службы Б-гу.

                                   Цена подарка

            Лет 40 тому назад у меня был сослуживец Георгий Автандилович Габиташвили. Его отец служил директором Главпочтамта Грузии. Однажды он получил странное письмо, по-моему, из Приморского края России. Писал ему незнакомый молодой человек, у которого недавно родила жена. Я точно не помню, что была за проблема, грудное молоко или гемоглобин, но он просил выслать наложенным платежом гранаты и грецкие орехи. Папа Георгия засмеялся, что на базаре наложенным платежом не продают, пошёл на рынок и послал в подарок требуемое. Через месяц Гоги принёс на работу красную вяленую рыбу и объяснил, что это пришла посылка из приморского края. И мы с пивом оценили приморские подарки. Однако вспомнил я эту историю не сразу, а только прочтя в интернете аналогичную историю и написав рассказ. С той разницей, что директору Главпочтамта было за 70.

«Продавец, стоявший за прилавком своего магазина, рассеянно смотрел на улицу. Маленькая девочка подошла к его магазину и буквально прилипла носом к витринному стеклу. Её глаза заблестели от восторга, когда она увидела то, что искала. Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

— Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их? — спросила девчушка.

Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил:

— А сколько у тебя денег?

Без тени сомнения она вытащила из кармана платочек, высыпала из него на прилавок всю содержащуюся там мелочь и спросила, счастливо улыбаясь:

— Этого хватит?

Там было всего несколько мелких монет. Но девочка с гордостью продолжала:

— Знаете, я хочу подарить это своей старшей сестре. С тех пор как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у неё не остаётся времени. Сегодня день её рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.

Мужчина взял бусы, пошёл в глубь магазина, принёс футляр, положил туда бирюзу, обернул синей лентой, завязав бантик.

— Держи! — сказал он девочке. — И неси осторожно!

Девчушка выбежала счастливая и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно обёрточную бумагу и развязанный бант.

— Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?

— А! — сказал хозяин магазина, — стоимость любого изделия в моём магазине — это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом.

Девушка заявила:

— Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману!

Мужчина взял футляр, с большой нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:

— Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой свёрток…»

            Эту историю я нашёл в интернете в дневнике женщине, которой понравилась моя песня «Старьёвщик». Пожалуй, самая весёлая и озорная из моих песен. Интересно, что рассказы у меня в основном весёлые, а в песнях, утверждают, преобладает один минор. Так что некоторые говорят, будто поют и пишут разные люди.

            Я не думаю, что это раздвоение личности. Просто литература распространяется пространно, является результатом моего жизненного опыта, среды общения, в основном грузинской, любви к анекдотам, уроков Торы.

            А музыка рождается где-то в глубине души, как отголосок увиденного у горы Синай. Если сравнивать с Торой, то литература напоминает Талмуд, а музыка – кабалу. Она приходит ко мне в готовом виде. Надо просто, как ребёнку, распахнуть пошире душу и очень захотеть сделать людям подарок. Признаюсь, мне трудно читать рассказ про бирюзовые бусы вслух. Слёзы идут. Я не понимаю, почему. Ведь нет никакой трагедии. Кстати, я не совсем понимаю, почему люди, особенно женщины, плачут над моими песнями. Не так уж они трагичны.

            Одна из слушательниц написала мне следующие строки: «Я слушаю Ваши песни и нахожусь под сильным впечатлением. Я сама пишу стихи и меня Ваше творчество особенно задело. Это как полёт над пропастью. Волнительно, красиво, а главное — есть смысловое наполнение и душа. Этого не хватает очень сильно».

            Но наверное, и это не главное. А то, что, как выразилась моя ученица из Москвы: «Как я могу не плакать от счастья, когда в ваших песнях встречаюсь с Б-гом?»

            Но всё-таки, почему меня так растрогал этот рассказ? Мы часто думаем, а вернее, слушаем Сатана, который очень честно напевает. Например, вот как он напевает мне: «А на что ты, собственно говоря, надеешься? Большую часть жизни жил как дурак. И где жил? В Галуте. И ты не перспективный. Двенадцать лет бьёшься как сумасшедший, чтобы подарить людям бирюзовое ожерелье. Потому что оно так подходит к их глазам, а ты их так любишь. У Владимира Высоцкого театр был, даже жена-актриса – Марина Влади. Да, ты как та девочка, отдаёшь всё, что у тебя есть. Но хватит, успокойся! Добрые хозяева в магазинах только в сказках. А в 21 веке все живут по принципу «Боливар не вынесет двоих».

            Но большой ребёнок во мне (всё-таки есть раздвоение личности!) говорит: «Все эти большие дяди – только работники. А Хозяину магазина от тебя ничего не нужно, кроме нескольких медных монет твоего старания». И он уже вплёл в ожерелье твоего успеха благословение величайших мудрецов и праведников. И как следствие, стихи гроссмейстера Юдасина, фильмы украинки Мирославы Сидор, компьютерная помощь армянина Артика Сируняна и письма, письма со всех пяти континентов планеты Земля.

            И ты надеешься, что Хозяин вручит тебе такое ожерелье, которое подойдёт ко всем глазам. Ведь всё и так Его, а я уж постараюсь, чтобы ребёнок во мне никогда не слушал моего взрослого скептика. Воистину же, «любви все возрасты покорны, её порывы благотворны». Правда?

            Рассказ был закончен и напечатан. Но мне захотелось заплатить за драгоценное бирюзовое ожерелье хотя бы теми маленькими медными монетками, которые мне удаётся собрать. И сейчас я продолжу этот рассказ и опишу подлинную историю, касающуюся каждого еврея. Чтобы понять, как безмерна награда героя, побеждающего собственные страсти.

            Возьмём судьбу злодейского царя Йеровама, которого Творец лишил Будущего Мира, и увидим, что даже для него было не всё потеряно. Более того, он утратил не просто Будущий Мир, а право быть величайшим в нём.

            Всевышний через пророка повелел ему разделить царство Рехавама и подчинил ему, потомку Рахели, десять колен Израиля. Но Йеровам не смог справиться с испытанием гордостью. Начиная с определённого момента, его интересовало лишь одно: самоутвердиться, достигнув всеобщего признания своих достоинств. Ради этого он стремился всеми силами избежать ситуации, в которой люди могли бы посчитать кого-то достойнее его в чем бы то ни было.

            Мы знаем, что он лишил себя и своих подданных возможности выполнять заповедь восхождения в Храм на Песах, Шавуот и Суккот, опасаясь, как бы никто не сказал: «Это – царь, а это – раб». Ведь по законам Творца ему бы пришлось стоять во дворе Храма, где имел право сидеть только Рехавам, прямой потомок Иеуды и царя Давида. И в итоге он дошёл до того, что поставил заставы на дороге в Иерусалим, а также идолов-тельцов в Дане и Беер-Шеве и довёл многих в северных коленах до идолопоклонства. В итоге его царство было разрушено. Десять колен ушли в изгнание. И мудрецы сейчас спорят, вернутся ли они когда-либо к своему народу.

            Страшно подумать, до чего довели человека его собственные достоинства! Восхищаясь собой, он не сомневался, что только ему положена царская власть. И он предпочёл вообще не находиться вместе с Рехавамом в Храме, чтобы тому не уделяли больше почёта, чем ему. Все эти опасения были, конечно, лишены здравого смысла. Потому что власть зависит только от воли Творца.

            И всё-таки если бы он, несмотря на всю свою пристрастность, сумел  себя преодолеть и пришёл бы в Храм —  он бы удостоился освятить этим Имя Небес. И это по-настоящему возвеличило бы его в глазах окружающих!

            Учитывая его заслуги в Торе, Всевышний говорит царю Йероваму: «Раскайся! И тогда Я, ты и сын Ишая (царь Давид) будем вместе гулять в Райском Саду». Йеровам спрашивает: «А кто из нас будет во главе?». Всевышний отвечает: «Сын Ишая». И тогда Йеровам отказывается: «Если так – я не хочу». Не хочу ничего: ни вечности, ни близости к Создателю, ни величайших наслаждений будущего мира. Ничего. Пусть лучше исчезну я, пусть исчезнет для меня вся вселенная — но я не буду вторым!

            Но ведь в предложении Всевышнего был порядок — «Я, ты и сын Ишая», к чему тогда дополнительный вопрос: «кто впереди»? Йеровам прекрасно понял, что именно Творец предложил ему продумать и изменить. Удалить идолов – это запросто. Но раскаяние будет действенным, если он пойдёт в Храм, невзирая на присутствие сидящего там Рехавама. «Если ты преодолеешь себя и пойдёшь в Храм, не смотря на то, что тебе придётся стоять, твой уровень возрастёт настолько, что в Райском Саду ты будешь стоять впереди Давида». Ведь в Будущем мире всё по заслугам.

            Йеровам самим своим вопросом отказывается от предложенного пути. Добиться места впереди так, как ему предлагает Всевышний, работать над собой — не входит в его планы. Он не готов поступиться своим положением в этом мире и его интересует только, какова будет расстановка сил, если идолов он уберёт, но в Храм не пойдёт. Кто будет впереди при таком варианте раскаяния? Только на это Творец отвечает: «Бен Ишай».

            Но у меня возник вопрос. Почему всё-таки Йеровам может удостоиться места в Райском Саду выше, чем царь Давид? Ведь тот выдержал столько испытаний! Я нашёл ответ, на который Учитель сказал, что это мой хидуш (открытие) в Торе.

            Дело в том, что сыновьям Рахели труднее сделать тшуву, чем сыновьям Леи. Возможно, из-за того, что царь среди них, Иеуда, сумел дать образец: несколько раз преодолел себя и любые опасения о «потере авторитета» и признал правду, не обращая внимания, выставляет она его в розовом или тёмном цвете. А о соразмерной по силе тшуве потомков Рахели — Йосифа и Биньямина Тора нам не рассказывает.

            Учитывая это, Всевышний понимает, что для Йеровама стоять в присутствии другого царя – такой подвиг, который удостоит его высшего места в Мире Истины.

            Ведь Ему важнее всего трепет перед Ним.
            «Жизнь и смерть предлагаю тебе – выбери ЖИЗНЬ!!!»

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора