Когда Данию в 1941 году оккупировали нацисты, король Кристиан X записал в своем дневнике: «Если евреев Дании заставят носить символ, отличающий их от других сограждан, все мы тоже будем носить этот символ». Датскому королю не пришлось носить звезду Давида, поскольку в Дании оккупанты не заставляли евреев носить такие знаки, но сама идея наглядной солидарности многим показалась привлекательной. Когда в 2006 и в 2008 годах российские власти устраивали антигрузинскую истерию, нормальные россияне в ответ создали флешмоб «ягрузин»: носили такие значки и прикрепляли такие надписи на свои аватарки в социальных сетях.
Сегодня российское СМИ или журналисты, которых не включили в реестр иностранных агентов, не заблокировал Роскомнадзор или хотя бы не выслал им предупреждение, должны спросить себя: что со мной не так? Просто потому, что все места, где живет или хотя бы ночует журналистика, в той или иной форме посетила цензура.
Вице-спикер Петр Толстой, председатель думского комитета по информационной политике Леонид Левин, сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова внесли законопроект, предусматривающий блокировку тех СМИ, которые, будучи признаны иностранными агентами, не учредят российское юридическое лицо в течение месяца с момента признания. Кроме того, иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны и физические лица.
То есть гражданин РФ Петр Петров, жена, двое детей, собака такса, кошка с белым пузом, проживает в Саратове, при ближайшем рассмотрении оказывается иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Ладно, если бы просто объявили шпионом, так ведь фантазия Петра Толстого и его коллег по поискам нечистой силы этим не ограничивается. Им надо, чтобы упомянутый гражданин РФ из Саратова к имеющимся жене, таксе и белопузой кошке завел себе еще и юридическое лицо. Помимо имеющегося физического, которое до сих пор всех устраивало. Не надо спрашивать Петра Толстого и его коллег, зачем им это нужно. В ответ услышите бред про Отечество, которое пылает в огне информационных войн.
Только что Роскомнадзор заблокировал сайты движения «Открытая Россия», «Ходорковский.ру», «Открытый университет» и «Вместо Путина». Бесполезно спрашивать, за что. Было б за что, убили бы. А тут просто так. Потому что Ходорковский. Немцова, например, убили просто за то, что он был Немцов.
Сегодня в России стыдно не быть иностранным агентом. Стыдно не быть в каком-нибудь запретительном реестре Роскомнадзора или Минюста. Поэтому у меня объявление: отныне я — иностранный агент. Чей, пока не решил. Как решу, сообщу дополнительно.
Фото: Сергей Карпов/ТАСС
Игорь ЯКОВЕНКО