Танец мысли

Удивительно устроен человеческий ум! У умного и свободного он «танцует от печки», то есть от самого базиса, в смысле от основных и первоначальных понятий. А вот у просто умного… Место печки займёт набор аксиом, которым больше пристало бы быть теоремами.

Вот насмешливый пример: после публикации компьютер выплюнул в меня реакцию читателя, сделавшего одолжение и прочитавшего статью. В качестве аргумента против очевидной достоверности Торы из-за её критичности к величайшим своим персонажам он привёл вот что: есть критичность и у других. В Гефсиманском саду Иисус проявляет слабость и просит «чашу эту мимо пронести». Кстати, Пастернак использовал эту мифологему в своём знаменитом: «Мир затих. Я вышел на подмостки…».

То есть — он «самый человечный человек», а «ты, автор, плохо знаешь матчасть». Аргумент, согласитесь, вполне осмысленный — хотя и спорный, просьба к Создателю об отмене жестокой казни, на мой непросвещённый взгляд, проявление не слабости, а просто здорового рассудка. Но нечто человеческое в этом проглядывает. Не случайно первые христиане, стремясь заручиться авторитетом уже широко известной еврейской Торы, подкрепляли свои повествования ссылками на тексты Танаха и аллитерациями из них. В частности, использовали традиционный приём драматизации, «очеловечивания» образов и ситуаций. Но вот второй аргумент сразил аргумент первый просто наповал: «и вообще, как вы можете сравнивать совершенного человека с несовершенными героями Танаха!?». То есть читатель подтвердил, с гневом, нажимом и ударением, ту авторскую мысль, что во многих системах главные персонажи изображаются существами идеальными и безупречными, а не живыми людьми. На фоне сём, при такой установке даже нежелание идти на варварскую казнь выглядит слабостью. Ложь обязательно должна иметь в себе крупицы правды. Иначе кто на её клюнет? Если бы новозаветный Иисус радостно вскричал: «круто, наконец-то меня растерзают!» — об этой религиозной системе мы бы давно читали в энциклопедии курьёзов. Настолько это абсурдно для психически нормального человека. Сразу из-за кулис выскакивает Станиславский с возгласом: «не верю!». Поэтому герой, конечно, должен отыграть уготовленную сценаристами роль,- но, в силу буддийской и христианской концепции «богочеловека», обязан он, не отклоняясь от танго, делать на мгновение полушаг в сторону.

В том-то и проблема, что главные герои большинства религий выглядят совершенными и практически недостижимыми образцами — в рамках системы ценностей данной религии. Если вдуматься, унижая этим своих последователей. Уж коли «…(лишь) Мухаммад — пророк Его» — всякое иное пророчество, да любая иная позиция заведомо нерелевантны. Выбора нет, людям остаётся лишь почтительно следовать по начертанному пути. Тут уж вежливая просьба Всевышнего из «еврейской Библии»: «Жизнь и добро положил Я перед тобой, (либо) смерть и зло; прошу тебя, выбери жизнь» — вовсе неуместна.

Ну а уж если Иисус — (единственный) «Сын Б-жий» — то остальные люди, выходит, в самом лучшем случае внуки?! Или пасынки? Как это контрастирует с еврейским: «когда же я наконец смогу сказать, что мои дела достигли уровня дел Авраама, Ицхака и Якова?»! С: «сыны вы все Г-споду, Б-гу вашему».

Еврейский взгляд на мир очень реалистичен и (потому) оптимистичен. Мидраш даже описывает спор Иеровама с Б-гом, которой заканчивается гневным ответом Иеровама: «если я не первый — не хочу в рай!». И Иеровам начинает вводить в Израиле элементы идолопоклонства! А Всевышний ему, не выдержавшему испытания властью недавнему мудрецу и праведнику, кого Он прямым пророчеством отправил разделить царство Рехавама — позволяет творить это чёрное дело. Осуждает, посылает пророков остановить, но — позволяет.

image3

Ибо люди — не марионетки и не винтики большой машины. Просто — собственный, свободный выбор человеком добра — это и есть самое ценное из сокровищ, которые Б-г собирает в Своих кладезях. Об этом воскликнул пророк: «Как велика сила (терпения) Твоего, что Ты даже позволяешь (до времени) глумиться над Собой и над Своими посланцами!».

А знаете ли вы, кого Всевышний называет своим постоянным противником, так сказать, спарринг-партнёром? Амалека, маленькое семитское племя, кочевавшее в каменистых степях Аравии на юге от Земли Израиля. Его имя многократно употреблено в Торе. Как вы полагаете, чем оно заслужило такой почёт? Даже в богатырском изложении: «война у Б-га с Амалеком из рода в род»! Почти все его современники утонули в водоворотах времени, большинство имён забылось — а наследники этого нагловатого народца живут и здравствуют поныне, до самого прихода Машиаха. Не просто обитают, как какие-нибудь ассирийцы или калаши, напоминанием о великой древней истории — но по сей день порой одерживают решительные виктории над народом Всевышнего. Как в Холокосте. Как в погромах и в нынешних, пока ещё языками резолюций, оонах.

Величайшее «достижение» этого настырного народца — атеизм. Он первым вышел против евреев и их спутников, открыто ведомых Всевышним «в столпе облачном днём и в столпе огненном ночью». За это объявил злой пророк Билам: «первый из народов Амалек». И — Б-г любезно избрал его в соперники даровал долголетие. Должен же кто-то противостоять правде, даруя людям возможность выбора между «жизнью и добром, смертью и злом»!?

К слову, вам попадались буддийские, скажем, ламаистские картинки? А индуистские, насчёт богини Кали? Сделаны, они, конечно, красиво и замысловато, но внутри зачастую — страх и ужас. На их фоне любой Холоувин — жизнеутверждающий гимн монотеизму. А что для вас тот факт, что высшим символом великой религии является изображение зверски замученного человека? Это психологически хорошо сочетается с постоянно подчёркиваемым милосердием? И всякие аутодафе, крестовые походы, погромы и т.п. — случайные завихрения времени?

image15555555555555555

И камикадзе в Японии не имеют, конечно же, ни малейшего касательства к «самурайскому духу». Правда ведь? А что вам напомнит завершающий этап развития человечества в мусульманской идеологии, когда: «В Судный день Алл-х разрушит вселенную — земля вместе со всем, что на ней, начнёт трястись, температура станет очень высокой и всё, даже вода, начнёт гореть, звёзды смешаются, а солнце приблизится к земле. Всё живое на земле умрёт…». Вы согласитесь, это не имеет ни малейшего касательства к жестокостям нынешних радикалам, терроризму, войнам и прославлению смерти. Да? Известно, что перед самым концов света «верующих Алл-х заберёт к себе», а прочие всё равно провалятся в тартарары — отчего бы это немножко не поторопить?

Ну и как вам танцы человеческого ума, кои принято начинать не от «печки», не от цели и смысла жизни, а от некоей мифологемы? Ни в коем случае, конечно, ни от свободного и ответственного выбора. Который, согласно еврейскому мировоззрению, с величайшим уважением к человеку дарует ему Всевышний.

Оттого можно объявить: «Иисус — совершенный человек» (и по совместительству бог). Прочее прилагается. Можно целым народам жить в наиболее безнадёжной, смерть восхваляющей идеологии атеизма. В ней у человека нет никакого шанса на пощаду! Точно же известно, что «Б-га (или хотя бы богов) нет, а все якобы о Нём (них) свидетельства — сумасшествие, галлюцинации мозговой гипоксии и бесстыдные подтасовки служителей культов». Такая вот всеобъемлющая теория заговора. Вы всё ещё гуверены, что «сурово брови мы насупим», «перманентно враждебное окружение» и острая необходимость мировой революции не имеют никакого отношения к выбору смерти как личного разрешения предложенной Б-гом шарады?

Вот те, бабушка, и нынешний амалек… А не какая-нибудь плюгавая «Аль- Каида». И внутри мира Торы можно при желании отыскать чудную возможность подмены разума — идеологией. Труднее, конечно, есть здесь защиты от мёртвой догмы и больше «будильников» для спящего ума — но неужто у своего родного народа Всевышний свободу отнял?! Наоборот, добавил, ибо в Торе куда больше жизненных координат, они же — координаты выбора. Так что шанс и на жизнь, и на «минус жизнь» остаётся.

Хорошо танцуем, братцы!

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора