Семь тучных лет сионистской дипломатии
Иегуда Ерушалми
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Часть 5 Часть 6 Часть 7
Черчиллю приписывают высказывание, что, как ни плоха демократическая форма правления, все остальные еще хуже.
И одним из недостатков демократического управления обычно является заданный потолок срока активности его реального правителя, убивающий замыслы с размахом, вначале обещавшие успех.
Это я к тому, что реальные правители Британии — парламент и правительство, согласно закону, если даже и нет кризисов управления: политических, экономических и т.п., периодически переизбираются, и власть, зачастую, переходит к иным силам, нередко намеренным проводить противоположную ушедшим политику.
Эти политические «галсы», по большому счету, обеспечивают динамическую устойчивость государства и страны и служат инструментом регулирования прямых и обратных связей между «демосом» и «кратосом» в изменяющейся обстановке.
В 1919-20 гг. британский премьер Ллойд Джордж участвовал в Парижской конференции и подписал мирный Версальский договор, в общих чертах определивший итоги 1МВ(20 в.).
А в октябре 1922 г. возглавляемое им, дружелюбное Сионистской организации правительство, от имени которого за пять лет до того глава МИД составил письмо, известное как «Декларация Бальфура», ушло в отставку. Затем в Британии наступила правительственная чехарда, и за два последовавших года сменились три премьера, причем один успел даже дважды.
А в эти годы дипломафия, продираясь сквозь межгосударственные противоречия, вовсю, как раз, занималась доводкой до конкретики общих положений Версальского договора.
Отработка шла на нескольких, как сейчас модно говорить, «площадках»: Сен-Жермен, Трианон, Нейи, Севр, Сан-Ремо…
Сначала судьба Эрец Исраэль решалась в Севре, где победители в муках разделывали проигравшую войну Османскую империю. Причем, проблемы евреев, вообще и сионистов, в частности, были на периферии их деятельности. Да и как тогда могло быть иначе?
Однако, Сионистская организация, которую с 1921 года возглавлял Хаим Вейцман, была в эпицентре событий и активно включилась в международное законотворчество, стремясь обеспечить еврейскому «национальному очагу» место под солнцем.
Теперь вернемся несколько назад, о бедных арабах замолвим слово. Ведь, именно 1МВ(20 в) резко возбудила их политическую активность. Приближение конца Османской империи явно чувствовалось уже со второй половины 19 в., когда империя, втянувшись в арьергард «гонки вооружений» промышленных стран, наделала огромные долги и была близка к финансовому краху.
Развал же ее политический начался в середине века в связи с постройкой Суэцкого канала и провозглашения затем независимости Египта, организованным тамошним османским наместником Али-Пашой, этническим албанцем. Затем Россия нанесла туркам мощный удар в юго-восточной Европе, вынудив их почти полностью уйти с Балкан.
Но, буквально через десяток лет, в результате борьбы между Египтом и его бывшей метрополией, новые египетские властители с их средневековыми методами не справились с управлением. Молодое государство сорвалось в экономический кризис и было вынуждено продать почти все акции Суэцкого канала французам и англичанам и вскорости оказалось де-факто, под британской оккупацией.
Это происходило в эпоху индустриализации Европы и Северной Америки, когда научно-техническая революция открыла эру моторов, и в мире возникла все более возрастающая потребность добычи нефти в промышленных масштабах. Британия, наиболее развитая технологически из европейских держав, стремилась захватить под свой контроль месторождения Аравии, удобные для добычи высококачественной и дешевой нефти. Поэтому, при любом правительстве, с арабами активно работали и Форин оффис, и разведка.
И британские власти развивали внешнюю политику в нескольких направлениях, в частности, сотрудничая с нарождающимся арабским национализмом.
И, похоже, что если одна «партия» британского чиновничества поощряла сионистов, видя в них (в массе своей, европейских ашкеназах), людей близких по культуре и развитию, пригодных, в рамках колониалистского мышления, для создания пробританского «белого форпоста» на стыке Азии и Африки, в центре арабского мира, то другая, известными представителями которой были полковник Лоуренс, по прозвищу «Аравийский», и Уинстон Черчилль, работала с арабами.
Естественно, что каждая «партия» продвигала, прежде всего, интересы Лондона.
В рамках этой деятельности, при посредничестве англичан, Х.Вейцман подписал еще в 1919 г. с шерифом Мекки, принцем Фейсалом, стремившимся к владычеству над всем Аравийским полуостровом и прилегающими землями, соглашение, определяющее границы будушего арабского королевства, и еврейского «национального дома», к созданию которого, согласно Декларации Бальфура 1917 года, стремился Вейцман. Следует отметить, что по тексту соглашения «национальный дом» также именуется и «Палестиной».
Арабы тем самым дали принципиальное согласие на выделение Палестины из арабского королевства и ее самостоятельное существование.
Соглашение подчеркнуло совместные корни евреев и арабов Палестины и определило свободу религии и свободный доступ мусульман к священным местам ислама в Палестине. Роль судьи в возможных конфликтах должна была играть Великобритания.
Под английским текстом оригинала документа Фейсал написал внизу, от руки, замечание по-арабски:
При условии, что арабы получат независимость на условиях, перечисленных в моём (последующем) послании от 4 января 1919 года в министерство иностранных дел Великобритании, я согласен с вышеперечисленными статьями. Если же эти условия будут изменены хотя бы малейшим образом, то я ни словом не буду связан этим Соглашением, оно будет недействительным, не будет иметь какого-либо значения, и я не смогу за него каким-либо образом отвечать.
В дальнейшем, при «разделке» великими державами Ближнего Востока, требования Фейсала не были учтены в полной мере, и соглашение не вступило в силу. Однако, как черновой материал, оно послужило дипломафии для составления последующих документов.
Кстати, опыт «разделки» ярко продемонстрировал европейской дипломафии особенность дипломафии мохаммеданской, известной еще с времен Пророка, но за множество веков европейцами так и не усвоенной. Я вот тут сетую на ненадежность демократических режимов, а ведь, ислам просто считает законным для себя односторонне ломать любые договоренности: любые «сульхи» — примирения, любые «худны» — договора, если им это выгодно. Ибо, согласно Корану, так поступал сам Пророк.
В конкретном же случае послевоенного мирного урегулирования в 20-х годах прошлого века, турки, проигравшая войну сторона, в течение примерно лет 4-5 морочили голову Лиге Наций на севрской площадке, блокируя решения конференции, на периферии которых и решалась судьба Еврейского национального дома.
Поняв бесперпективность возни вокруг севрского договора, Лига наций, под давлением Британии и Франции, не дожидаясь его затянувшегося урегулирования с Турцией, созвала весной 1922 г. заседание конференции в Сан-Ремо, с целью выдачи мандатов на управление территориями б.Османской империей. В основу были положены договоренности Сайкса-Пико 1915-16 гг.
Франция получила мандат на управление Сирией, включавшей нынешний Ливан и район Хатай, отошедший перед 2МВ(20 в.) Турции. Британии же, достались Месопотамия, ставшая через несколько лет подмантатным протекторатом-арабским королевством (ныне-Ирак), и Палестина, по обоим берегам Иордана: от Месопотамии с востока и до Средиземноморского побережья. Эти мандаты Лиги Наций относились к группе «А» — т.е., для территорий, б.Османской империей, достигших развития, позволяющего стать им независимыми государствами, при предоставлении мандатарием административной помощи.
И Британия, и Франция, еще в 1920 г. до созыва конференции Сан-Ремо, руководствуясь Версальским договором и соглашением Сайкса-Пико, де-факто взяли на себя функции мандатариев, назначили губернаторов и создали соответствующие администрации.
Решения конференции Сан-Ремо были окончательно утверждены Советом Лиги Наций 24 июля 1922 года. Согласно Уставу Лиги, они были обязательными для всех ее членов.
Напомню, что в тот момент ни США, ни бывшая Российская империя, представлявшая собой конфедерацию из РСФСР и еще трех республик, возникших в ходе революции и гражданской войны, в Лиге Наций не состояли.
Отсутствие США стало юридическим препятствием для проведения решений о мандатах через Совет Лиги, поскольку базовый документ — Версальский мирный договор до самого момента подписания готовился при активном участии американских дипломатов и подписанных ими. Проблема была разрешена созданием англо-американской декларации от 3 декабря 1924 года о безусловном обязательстве Великобритании выполнить все условия Британского мандата.
Этой декларацией, после ратификации ее Сенатом и провозглашения ее президентом Кельвином Кулиджем 5 декабря 1925 года, США приняли на себя ответственность за соблюдение Британией условий Мандата на Оттоманскую Палестину.
Впоследствии, как учредитель и член ООН, подписавший ее Устав, США подтвердили свои обязательства, являющиеся законом и по сей день.
СССР вступил в ЛН в 1934 г., правда с оговоркой, что не берет на себя ответственность за все положения документов ЛН, ранее составленные и принятые без его участия. Через 5 лет страну Советов из ЛН исключили из-за ее агрессии против Финляндии.
В 1946 году, когда Лигу Наций сменила Организация Объединенных Наций, в число учредителей которой входили и СССР, и США, в ее Устав (гл.12) была специально введена статья 80 о сохранении в силе Мандатов Лиги Наций (включая британский Мандат на Палестину). Даже Генассамблея ООН не может отменить эту статью.
В Мандате, в частности, зафиксированы следующие положения, важнейшие для воссоздания Еврейского Государства:
Держатель Мандата должен быть ответственен за приведение в действие Декларации, сделанной впервые 2 ноября 1917 года Правительством Его Британского Величества и принятой упомянутыми державами, в пользу установления в Палестине национального дома для еврейского народа…
…Поскольку таким образом признается историческая связь еврейского народа с Палестиной и основания для восстановления их национального дома в этой стране…
…Ст.2. Держатель мандата будет ответственен за помещение страны в такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат установление еврейского национального дома как изложено в преамбуле, и развитие институтов самоуправления, а также за неприкосновенность гражданских и религиозных прав всех обитателей Палестины, независимо от расы и религии…
…Ст.4. Соответствующее Еврейское Агенство будет признано в качестве общественного органа с целью консультаций и взаимодействия с Палестинской Администрацией в таких экономических, общественных и других вопросах, которые могут затрагивать установление еврейского национального дома и интересы еврейского населения в Палестине, и будучи подконтрольно Администрации, содействовия и участия в развитии страны.
Сионистская Организация, если ее организация и установление будут уместными по мнению Держателчя Мандата, будет признана таким агенством. Она предпримет шаги по консультации с Правительством Его Британского Величества для обеспечения сотрудничества всех евреев, которые пожелают содействовать установлению еврейского национального дома.
Ст.5. Держатель Мандата будет ответственен за соблюдение того, чтобы никакая часть территории Палестины не была уступлена, сдана в аренду или любым способом помещена под управление правительства иностранной державы.
Ст.6.Палестинская Администрация, обеспечивая неущемление прав и положения других групп населения, будет содействовать еврейской иммиграции при подходящих условиях, и будет поощрять, в сотрудничестве с Еврейским Агентством как оговаривается в Статье 4, плотное заселение евреями земель, включая государственные земли и пустующие земли, не являющиеся необходимыми для общественных надобностей.
Ст.7. Палестинская Администрация будет ответственна за выработку национального законодательства, в которое будут включены положения, способствующие приобретению палестинского гражданства евреями, которые выберут Палестину местом своего постоянного проживания…
Таким образом, была создана международно-правовая основа воссоздания Еврейского Государства в подмандатной Палестине, хотя в тексте Мандата слово «государство» еще не употребляется.
Но именно этот документ, датированный 24 июля 1922 г. и стал настоящей юридической базой, позволившей через 26 лет провозгласить Государство Израиля.
И я считаю, именно ее следовало бы сделать В Государстве Израиля национальным праздником!
Хотя, до Государства предстояло пройти еще долгий и тяжелый путь борьбы, впрочем, и сегодня не завершенной.
Окончание следует
Ноябрь 2017
Читаю,Иегуда, с большим интересом. Узнаю много для меня нового. И написано хорошо. Жду окончания. Спасибо.
Полностью согласна с предпоследней фразой представленного материала: мы, евреи, должны отмечать не 29 ноября, на самом деле день попрания ООН решения Лиги Наций и еврейского права на Эрец Исраэль, а день, когда это решение было принято на конференции в Сан-Ремо…. Однако, интересно эта, ныне признанная международным судтей и умиротворителем организация начинала свою деятельность — с нарушения!..