Маньяк удачи

Среди людей, начинавших свой бизнес практически с нуля, Джим Кларк — единственный сумевший основать несколько компаний, три из которых стали впоследствии компаниями-миллиардерами. Кто же этот Джим Кларк, в чем заключается его феномен?

Родившись в бедной техасской семье, он смог заработать миллиарды, изменить мир, заставить многих поверить в реальность осуществления американской мечты.

В 1982 году 38-летнего преподавателя Стэнфордского университета Джима Кларка уволили за неповиновение. От него ушла жена, на нем висело клеймо диссидента… Сам Джим, рассказывая своему биографу Майклу Льюису, написавшему книгу «Новейшая новинка. История Силиконовой долины» (Michael Lewis. «The New New Thing. A Silicon Valley Story». W. W. Norton & Company), о том периоде, вспоминал: «Полтора года я проторчал в полной депрессии… все годы ты думаешь, что куда-то идешь. И приходишь в никуда. Я развил в себе это маниакальное стремление пробиться, прорваться…».

Он смог полностью изменить себя, свою жизнь, и на свет появился совершенно новый Джим Кларк — человек, гений которого изменил мир.

Чип спешит на помощь

А начиналось все в 1979 году, когда он собрал нескольких выпускников Стэнфордского университета, где в то время преподавал, и начал работу над чипом, обеспечивающим трехмерную графику. В 1981 году, убедившись в успехе проекта, Джим Кларк основал Silicon Graphics, Inc. (SGI). Он создал технологию, собрал лучших инженеров Силиконовой долины, чтобы они работали на него, и дал им шанс почувствовать себя участниками создания «новейшей новинки», которая изменит мир. Он смог привлечь деньги венчурных капиталистов под абсолютно новый проект, в важность развития которого мало кто верил в то время. Благодаря рабочим станциям, созданным именно SGI, ожили на экранах динозавры «Парка Юрского периода», был снят «Форрест Гамп», началась новая эра в технологии киносъемки, компьютерная графика стала объемной.

Методы и взгляды Джима Кларка были слишком передовыми и непривычными для финансистов и бизнесменов того времени. Он считал, что инженеры имеют такое же и даже большее право на прибыли компании, как и инвесторы. Но из-за стратегической ошибки, сделанной в самом начале развития (Кларк не смог реально оценить финансовые перспективы SGI), бoльшая часть акций компании была приобретена венчурными капиталистами по явно заниженной цене. Из-за этого сам Кларк — основатель и председатель совета директоров был вынужден следовать указаниям инвесторов. А инженеры, являясь источником обогащения для финансистов, оставались наемными рабочими, никак не участвуя в распределении прибылей от своих изобретений. К тому же сказалось отсутствие опыта работы с подчиненными. Производство в сфере высоких технологий имеет свою специфику: в нем задействованы люди двух совершенно разных складов характера — инженеры и менеджеры.

Для выхода из кризисной ситуации Кларк был вынужден нанять опытного руководителя на должность генерального директора и отдать все бразды правления в его руки.

Он настаивал на том, что рабочие станции SGI слишком сложны и дорогостоящи, поэтому необходимо перейти к созданию дешевых компьютеров, чтобы не быть раздавленными Microsoft. Но идея производства более дешевой продукции взамен дорогой и прибыльной была настолько чужда принципам ведения бизнеса того времени, что у Кларка возникли серьезные разногласия с инвесторами и руководством компании. Они стали предпринимать попытки вытолкнуть Кларка из им же созданной структуры. Его зарплата как председателя совета директоров была меньше, чем у генерального директора, его идея разработки интерактивного телевидения была полностью присвоена руководством, а его имя даже не упоминалось. И Джим Кларк ушел. «Он просто бросил созданную им компанию, заявив, что хочет начать новое дело», — пишет Майкл Льюис, основываясь на газетных статьях того времени.

На волне Netscape

В 1994 году Кларк, занимаясь поиском точки приложения своих сил, наткнулся на разработку программы Mosaic, призванной облегчить людям возможность бродить по Интернету. Одним из ее создателей был Марк Андреессен, 22-летний выпускник Университета Иллинойса. Джим Кларк позвонил ему и предложил совместную работу. Это положило начало созданию Netscape.

Netscape Communications, в которую Джим Кларк вложил треть своих средств — 5 млн. долларов, в 1994 году стала символом новой эпохи — эпохи Интернета. 9 августа 1995 года акции Netscape были размещены на фондовой бирже. За один день торгов цена акций компании, просуществовавшей всего несколько месяцев и не заработавшей еще ни цента, поднялась с 12 до 58 долларов. А еще через несколько месяцев их цена достигла 140 долларов, сделав Джима Кларка первым в мире инженером-миллиардером, заработавшим на Интернете. Он учел свою ошибку с SGI, прекратив доверять инвесторам, и оставил себе 19 % акций Netscape. С этого дня Силиконовая долина перестала быть просто местом, где изготовлялись микрочипы, и стала мировым центром новых технологий, возведенных в ранг миллиардного бизнеса.

Марк Андреессен, отзываясь о Кларке, говорил, что Наполеон любил повторять: «Я предпочитаю умному генералу генерала удачливого». И далее Марк добавлял: «В Джиме счастливо сочетались оба эти качества. Его умение соединять в своей голове технологию, маркетинг и бизнес совершенно уникально». Талантливый инженер, он всегда увлекал людей своей идеей. Он научился быть бизнесменом. В интервью журналисту издания Darwin Online Тому Девенпорту на вопрос: «Как вы назовете то, что вы делаете», Кларк ответил: «Я назвал бы себя венчурным предпринимателем. Я не знаю, кто еще умеет это делать. Но я вижу себя только в startup». Главное отличие венчурного предпринимателя от капиталиста, по мнению Кларка, заключается в том, что он вкладывает деньги в развитие своего собственного предприятия, изучая не только бизнес-планы, но и все основные аспекты деятельности компании.

Финансисты безоговорочно верили ему и боролись за право участвовать в новых проектах. Лучшие программисты считали за честь работать под его началом. Конечно, нельзя сказать, что все всегда шло гладко. Были и провалы, и неудачи. Но вследствие целеустремленности, вере в себя, фантастической удачливости и дару предвидения он всегда выходил победителем. К слову сказать, все участники предприятий Кларка в момент акционирования получали опцион на акции. В награду за преданность. И благодаря таланту своего руководителя в считанные месяцы становились миллионерами.

К осени 1995 года, когда Netscape перестал быть «новейшей новинкой», Джим Кларк свел свое участие в жизни компании к присутствию на отдельных совещаниях. Он был членом совета директоров и управлял своим пакетом акций. Майкл Льюис в своей книге писал: «Убедившись в своей полной непригодности для работы внутри большой организации, он проектировал все будущие большие организации таким образом, чтобы внутри не было места для него». Сам Джим Кларк в интервью изданию Darwin Online в октябре 2000 года сказал: «Неправильно думать, что мне становилось скучно. Просто из своего опыта с SGI я понял, что разработка деталей — это не для меня. Это работа генерального директора, и нужно дать ему возможность ее выполнять. Так что после работы в SGI я никогда не давал себя глубоко вовлекать в деятельность основанной мной компании». Оставляя за собой право принятия глобальных решений, он нанимал опытного генерального директора для того, что называется day-to-day management (повседневное руководство). Сам же он предпочитал бoльшую часть времени заниматься своим хобби — программированием полностью компьютеризированной яхты. В 1999 году America Online (AOL) купила Netscape. Джим Кларк оставил себе акции AOL на 1,4 млрд. долларов. Сам он к тому времени был занят другими проектами.

Электронная медицина

К 1996 году уже созрела новая идея, способная перевернуть американскую систему здравоохранения — система Healtheon, сейчас известная как WebMD. При кажущейся простоте замысел Кларка поражает своей масштабностью. На собственном опыте он убедился в том, что треть расходов пациентов при посещении врачей уходит на бумажную волокиту. При использовании Интернета необходимость в оформлении бумаг отпадает. Интернет-ресурс, по замыслу Кларка, призван объединить базы данных пациентов, врачей, страховых компаний и поставщиков лекарств и услуг. И никакой бюрократии. Если учесть тот факт, что в 1996 году американцы тратили на здравоохранение 1,5 трлн. долларов в год, то желание получить половину от сэкономленной трети этой суммы вызывает уважение.

В 1999 году в интервью журналисту издания CNET Networks (Сан-Франциско) Джим Кларк так прокомментировал свою деятельность: «Заняться Healtheon меня побудили несколько причин. Во-первых, это огромный рынок. Все три мои компании были ориентированы на большие рынки. Я не обращаю внимания на мелкие, нишевые рынки. Меня привлекают предметы, которые должны стать или уже стали важнейшими. У меня нет склонности заниматься тем, что уже пройдено. Я не охочусь за компаниями, уже сделавшими свой бизнес. Так что рецепт — в сочетании упорной работы, ориентации на большой рынок и подборе для освоения этого рынка самых лучших людей, которых только можно найти».

На этот раз на раскрутку компании ушло больше времени — сильно помешало падение рынков в 1998 году. Компания избежала краха только за счет преданности сотрудников. Кларк, что называется, подкинул идею, собрал команду, дал им средства на разработку и свое имя. И самоустранился, решив, что этого достаточно. Инженеры, как всегда, великолепно справились с задачей. Но внезапно оказалось, что продукт их труда никому не нужен. Кларк не учел таких факторов, как консервативность самой медицины как отрасли и консервативность общества по отношению к медицине. К тому же все были сильно напуганы обвалом рынков. Несмотря на это, Кларк немного выждал и решил рискнуть, выбросив акции компании на биржу. Риск оправдал себя: в 1999 году доход Healtheon уже составлял около 500 млн. долларов. А Джим Кларк раскручивал все новые идеи. Одна из них воплотилась в создание Интернет-компании MyCFO — «мой финансовый директор», которая помогает управлять капиталами тем, чей доход превышает 100 млн. долларов. Сам Джим Кларк стал первым ее клиентом. Сейчас услугами MyCFO пользуется около двадцати человек, и их количество постепенно увеличивается. Сам Кларк считает, что у этого предприятия большое будущее.

Джим Кларк: динамическое многоточие…

Последним Интернет-проектом Кларка явилась компания Shutterfly — ресурс, позволяющий создавать свой фотоальбом в Интернете. Строго говоря, идея проекта не принадлежала самому Кларку. Она просто показалась ему перспективной, и он решил профинансировать, поддержать ее создателей. Сама по себе пересылка фотографий через Интернет не являлась чем-то новым. Новинка заключалась в рассылке фотоотпечатков понравившихся кадров. Кларк посчитал, что люди еще долго будут получать удовольствие именно от фотографий, напечатанных на бумаге.

В 2000 году Кларк принимает участие в создании научного центра DNA Sciences в Стэнфорде, первой в мире компании, занимающейся генетикой, ориентированной на рядового потребителя, работает с компанией SmartPipes, развивающей Интернет-телефонию. Он все меньше и меньше появляется в Силиконовой долине, сделав основным своим занятием разработку программного обеспечения для своей гигантской яхты «Гиперион». Создание совершенной, полностью компьютеризированной яхты длиной 155,5 футов было его любимым занятием с 1996 года.

В интервью изданию Business week Кларк заявил, что Силиконовая долина стала «безумно депрессивным местом», в котором не происходит и в ближайшее время не произойдет ничего интересного. Он перебрался в Майами и занялся торговлей недвижимостью в составе компании Hyperion Development Group. «Сейчас Флорида переживает бум в сфере недвижимости…. Приходится возвращаться к старомодным методам зарабатывания денег», — констатировал он свое решение. Создалось впечатление, что Джим Кларк решил полностью отойти от мира высоких технологий, расслабиться, отдохнуть от безумной гонки. Но… 24 июня 2005 года агентство Bloomberg опубликовало интервью с Джимом Кларком, в котором 61-летний миллиардер, сообщил об основании фирмы Commandscape Inc. в городке Редвуд, в Калифорнии. Планируется, что компания, базируясь на программном обеспечении, созданном для управления яхтами Кларка (он построил вторую, 295-футовую шхуну) и его домом во Флориде, будет заниматься автоматизацией жилых домов. Означает ли это начало нового гигантского проекта, призванного воплотить в жизнь фантастику Рэя Брэдбери? Время покажет…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора