Новейшая политическая история евреев характеризуется постоянной ассоциацией с левым либерализмом, нередко с сильной революционной составляющей.
Некоторые исследователи пытались объяснить эту ассоциацию стремлением приложить принципы иудаизма к социальному строительству: наличием призывов к справедливости в Ветхом Завете. Сразу же отмечу, что подобные призывы содержатся в религиозных текстах практически всех религий, включая и более древние. Попытки вывести происхождение еврейского либерализма из еврейской религиозной традиции могут быть легко опровергнуты историческими фактами: множество видных революционеров и левых либералов происходили из ассимилированных семей, нередко полностью порвавших с иудаизмом. Как правило, эти деятели не ассоциировали себя с еврейством и не основывали свои теории и взгляды на принципах иудаизма, исповедуя, от Маркса до Емельяна Ярославского, достопамятное высказывание «Религия — опиум для народа». (Бывший секретарь Сталина Бажанов описывает случай, когда известный впоследствии Мехлис заявил ему: «Я не еврей, я большевик». Впрочем, Мехлиса трудно причислить как к теоретикам, так и к либералам). Такими были многие деятели русского революционного движения, от большевиков (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и меньшевиков (Мартов, Дейч, Дан) до конституционных демократов (Винавер, Гессен). Причина длительной, с середины XIX века, и не меняющейся со временем приверженности европейских евреев к левым движениям лежит, разумеется, в том факте, что эти движения находились на переднем крае борьбы с существующей государственной властью. Власть притесняла евреев, преследовала их с разной степенью жестокости, а левые движения, напротив, начиная со времени социальной эмансипации евреев, открыто приветствовали их в своих рядах (в этой статье я сознательно не рассматриваю достаточно краткие периоды филосемитской политики некоторых европейских государств). Естественным образом социально активные евреи начали массово тяготеть к левым течениям и партиям.
Случались и исключения. Немецкий, позднее американский профессор-медиевист Эрнст Канторович в юности служил в кавалерии и участвовал в подавлении т.н. спартаковского прокоммунистического восстания в 1919 г. После вынужденной эмиграции в США в 1938 г. он ещё долго подвергался нападкам за приверженность резко консервативной идеологии. Также известно, что некоторые евреи стояли у истоков фашистской партии Италии (ограничусь двумя примерами: Маурицио Рава, армейский генерал и губернатор Итальянского Сомали; Гвидо Юнг, министр финансов) и оставались с ней вплоть до 1938 г., когда Муссолини под давлением Гитлера и в результате остракизма со стороны Лиги Наций за агрессию в Эфиопии, принял свои расистские законы.
Историческая память о многовековых ограничениях и преследованиях, исходивших от властей, плюс опыт последних четырёх-пяти поколений еврейских либералов в Америке и Европе в значительной степени сформировал политическое сознание большинства. Так, в соответствии с данными послевыборных опросов (exit polls) в Америке, в 2008 г. крайне левому либералу и ненавистнику Израиля Бараку Обаме отдали свои голоса 78% от общего числа всех евреев, принявших участие в голосовании, в 2012 г. — 69%, а Хиллари Клинтон получила в 2016 г. 71% еврейских голосов. В нынешний 115-й Конгресс Америки избраны 28 евреев-демократов (20 в Палату Представителей и 8 в Сенат) против только 2 республиканца. Евреи широко представлены во многих левых организациях. Они весьма активны, в том числе и как руководители, в относительно умеренном, до недавнего времени, Союзе борьбы за гражданские свободы (ACLU).
Наличием значительного еврейского компонента характеризуются и многие крайне левые течения, включая «Антифу», которая постоянно использует акты насилия, вандализм и хулиганские действия. «Антифа», похитившая своё громко звучащее наименование у реальных антифашистов, находится в авангарде разнузданных выступлений как против администрации президента Трампа, дестабилизируя при этом политическую систему Америки, так и против любых движений и деятелей, отстоящих хотя бы на миллиметр вправо от их собственных позиций. Парадоксальным является тот факт, что евреи продолжают оставаться, а нередко играть руководящую роль в левых организациях, практически тотально антиизраильских, а нередко и мигрирующих к неприятию еврейских символов (звезда Давида) и другим, более действенным проявлениям антисемитизма.
Рассмотрим некоторые аспекты, обосновывающие насущную необходимость для евреев дистанцироваться в современных условиях, от леволиберальных движений.
Первый аспект — финансово-экономический. Евреи в большинстве случаев принадлежат к обеспеченному классу — тому самому, который в истории многих стран давал и нередко продолжает давать, высокий процент леволибералов. В настоящее время это профессионалы «белых воротничков» (врачи, юристы, финансисты, менеджеры, компьютерщики, профессура и преподаватели), а также владельцы бизнесов. Это хорошо обеспеченные люди, заинтересованные в стабильности существующих возможностей высокого (заработанного!) дохода, гарантированного их образованием, квалификацией и напряжённым трудом. Эти евреи никак не могут выиграть от воплощения в жизнь лозунгов, выдвигаемых левыми либералами — повышение налогов на т. н. «богатых» (куда априори зачисляется любой индивидуум с приличным заработком), бесплатное содержание постоянно расширяющегося класса «малоимущих» и предоставление им всё большего количества льгот и привилегий, приём студентов в университеты и колледжи не в результате свободной конкуренции знаний, а по расовым и национальным квотам.
В социально-политическом аспекте евреи заинтересованы в укреплении (хотя никоим образом не в расширении) государственной власти. Каждому непредвзятому наблюдателю должно быть ясно, что опасность для евреев представляют не государственные структуры, которые во многих случаях резко пресекают акты антисемитизма, а будоражащие сознание обывателей леволиберальные группы, то и дело нарушающие общественный порядок. Хочу оговориться, что имею в виду демократические страны Северной и Южной Америки, Европы, Австралии и Океании (впрочем, даже из России Путина, при безусловном наличии антисемитских течений и публикаций, что-то не слышно об университетских митингах с антиеврейской риторикой, иной раз происходящих в Западной Европе и в Америке). Государственные институты в указанных странах в значительной степени защищают интересы среднего и высшего классов, к которым и принадлежит большинство евреев. В тех из них, где в правительстве начинают доминировать леволиберальные тенденции, евреи, с полным соблюдением законов, выиграют от участия в легальных консервативных движениях.
Упрочнение государства отнюдь не означает необходимости «заморозить» статус-кво. Старая аксиома — всякая система, остановившаяся в своём развитии, неотвратимо обречена на деградацию — полностью применима и к любой политической системе. Законы должны постоянно изменяться и дополняться, но исключительно эволюционными методами. Слишком хорошо известно, к каким неисчислимым бедам приводят революции. Это признано всеми, кроме левых либералов (в этой части я не касаюсь крайне правых течений, но упомяну их позднее) — одними по молодости, другими по неопытности, третьими, весьма многочисленными, в силу того, что ложно интерпретированная идея «всеобщего равенства» полностью затмила их сознание. Равенство перед законом и равенство политических прав для всех категорий населения подменяется в их понимании идеалистическим равенством уровня жизни для всех, правом на незаработанные льготы и общественные блага, правом устраивать уличные дебоши и погромы по явному или сфабрикованному поводу, извращённым принципом «презумпции виновности» для полиции. С другой стороны, либеральные лидеры и теоретики, во многих случаях достаточно широко образованные, позволяют себе опасные радикальные игры, поскольку отказ от популистски-эгалитарных, революционных и квази-революционных призывов полностью лишит их авторитета в левых кругах. Среди них можно встретить немало евреев. Лидеры, которые встроены в политическую систему, заинтересованы в расширении и постоянном «взбудораживании» своего левого электората. Делается это путём применения той самой стратегии популистских лозунгов, в использовании которой левые ad nauseam обвиняют консерваторов.
Таковым является бывший американский президент Обама, нередко ассоциировавший себя по расовому принципу с нарушителями закона и практически призывавший разоружить полицию в её усилиях по поддержанию порядка. Таковыми являются крайне левый президент Канады Джастин Трюдо, американские сенаторы Сандерс и Уоррен, Хиллари Клинтон и Нэнси Пелоси, немалое число политиков и государственных деятелей Западной Европы, включая, по-видимому, президента Франции Макрона. По пути ли евреям с этими движениями? Хотя революционные волны и крутые изменения политической структуры иной раз возносили некоторых евреев на самый верх политической пирамиды, еврейским массам они, как правило, доставляли беды и страдания.
Позволю себе коснуться, без малейшего желания кого-либо обидеть, и религиозного аспекта причин еврейского либерализма, хотя и в несколько анекдотическом плане. Ведь Десять заповедей никак не призывали к передаче во владение другого хозяина принадлежавшего ближнему вола или осла. А призывы к равенству, в применении к сегодняшнему дню, естественным образом интерпретируются как равенство политических прав и равенство перед законом.
Что же касается эмоционального аспекта, то здесь ситуация может оказаться сложнее. В сознании многих слово «либерал» по-прежнему таит в себе некий магически-положительный элемент, а термин «консерватор» ассоциируется с тормозом прогресса. Однако историко-социальная реальность нередко преподносит нам удивительные изменения смысла многих слов и понятий. Позитивный для многих из нас в детстве и юности термин «чекисты» давно уже утратил какую-либо привлекательность. Не думаю, что мне следует повторять, как изначально, казалось бы, неплохие слова «товарищ» и «партайгеноссе» оказались опорочены коммунистами и нацистами. Уже много лет назад было подмечено, что крайне правые и крайне левые практически смыкаются в своих взглядах и действиях. Иногда закрывают глаза на то, что партия Гитлера именовалась национал-социалистической. Все мы помним, что советские пропагандисты неуклюже преподносили это название как «национал-социалистская», но разве это меняет дело?
Известный американский публицист Иона Голдберг ещё в 2008 г. опубликовал своё фундаментальное исследование «Либеральный фашизм» (с подзаголовком «Секретная история американских левых» — бестселлер №1 «Нью Йорк Таймс» в течение семи недель, есть русский перевод), где отметил все типовые признаки обыкновенного фашизма в призывах, лозунгах и действиях либералов. Хулиганские атаки маскирующейся под своим названием «Антифы» и других леволиберальных организаций (возможно, правильнее было бы сказать «бандформирований») в университете Беркли, устроивших поджоги зданий, сорвавших выступления консервативных ораторов Бена Шапиро (через некоторое время выступление Шапиро все-таки состоялось, сопровождаемое усиленной полицейской охраной и арестами штурмовиков из «Антифы») и Мило Яннопулоса и избивавшие их сторонников, вызывают недоумение — как могут евреи принимать участие или хотя бы солидаризироваться с подобными акциями. Показательно, что Союз борьбы за гражданские свободы, в своё время выступавший в суде за право нацистов на марш в Скоки, Иллинойс, пальцем не шевельнул в поддержку декларированной в Конституции свободы слова для указанных ораторов.
Несколько слов в заключение. Я не призываю евреев немедленно присоединиться к крайне правым движениям Европы и Америки — хотя, к примеру, Национальный фронт Франции в лице Мари Ле Пен неоднократно заявлял о своей поддержке французских евреев. Впрочем, не все высказывания мадам Ле Пен можно однозначно одобрить (в скобках замечу, что леволиберально настроенных евреев ничто не останавливает от участия в крепко отдающих антисемитизмом левых течениях и их акциях). В то же время хотелось бы предостеречь против поспешного наклеивания ярлыка антисемитизма на некоторые правые организации на основании разрозненных и вырванных из контекста высказываний их отдельных представителей. Я предлагаю политически активным евреям более тщательно ознакомиться с деятельностью таких ярких и популярных фигур на правом фланге, как уже упомянутый выше Бен Шапиро, Дэвид Горовиц, Берни Голдберг (не путать с Берни Сандерсом), рано ушедший Эндрю Брейтбарт и других. Я хорошо знаком с политическим ландшафтом Америки, но уверен, что подобных им деятелей можно найти и в Западной Европе. Полагаю, что они будут лучше представлять интересы евреев — и как национальной группы и как сознательных и последовательных патриотов своих стран.
Григорий ПИСАРЕВСКИЙ