В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Каждому по свободе? История одного народа в годы революции». Выставка посвящена годовщине одного из самых значимых событий в истории России — Октябрьской революции 1917 года. Обсуждение того периода до сих пор вызывает громкие дискуссии: одни считают это время чуть ли не золотой эпохой, другие — трагедией для советской страны.
Так или иначе, революция коренным образом изменила и жизнь всей страны в целом, и жизнь еврейского народа в частности. Черту оседлости отменили, евреям разрешили создавать собственные национальные партии и творческие объединения, а также свободно исповедовать иудаизм. Гонения временно прекратились. «Среди евреев есть рабочие, труженики, их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи в борьбе за социализм!» — доносилось с трибун от Владимира Ленина. В общем, в молодом государстве стала складываться новая, советско-еврейская идентичность. К сожалению, буквально через год-два все эти процессы обратились вспять.
Разумеется, сотрудники Еврейского музея и центра толерантности не могли обойти такую важную тему стороной. Однако, как отметил в приветственном слове куратор выставки Григорий Казовский, организаторы пытались представить лишь «исторический срез эпохи», то есть показать голые факты без каких-либо оценок или личного мнения. Эта идея максимальной беспристрастности заложена и в названии — «Каждому по свободе?». Вопросительный знак открывает пути для дискуссии.
Структурно выставка построена в виде хронологической линейки, где параллельно истории революции развивается история «советского еврейства». «Летосчисление» выставки начинается незадолго до революции — в 1915 году — и заканчивается 1919 годом. Когда идешь по выставке, создается ощущение, что ты буквально «плывешь» по истории. Вот 28 августа 1915-го, подписание важнейшего документа для еврейского народа — «Циркуляра о временной отмене черты оседлости». 4 июня — 20 сентября 1916 года — легендарная победа русской армии, Брусиловский прорыв. Апрель-май 1916 года — первая выставка Еврейского общества поощрения художеств.
Уникальность выставки в том, что она охватывает все сферы жизни. Война смешивается с политикой, политика — с искусством, искусство с религией. Реальные документы тех лет сменяются картинами Роберта Фалька и Лисицкого, а те, в свою очередь, предвыборными плакатами еврейских партий. Величественный портрет вождя пролетариата Ленина в исполнении Исаака Бродского соседствует c абстрактным «Погромом» кисти Рыбака.
Концепция выставки отразилась и на основных ее персонажах. Их выбор тоже незауряден: здесь рассказываются истории невероятно разных людей, начиная от яркого представителя авангарда Марка Шагала и заканчивая председателем Реввоенсовета РСФСР Львом Троцким. Каждому герою выставки выделена отдельная «комната», передающая его внутренний мир. Если в случае с Шагалом речь идет о комнате — в буквальном смысле слова — его дома, где он жил и творил, то в случае с Троцким показана карта всего мира, где он успел выступить со своими пламенными речами. Одну из подобных речей можно услышать из патефона, расположенного рядом. При входе в «комнату» Юлия Мартова, одного из лидеров меньшевиков, невольно вздрагиваешь — на стене начинает заливаться звоном старинный телефон. Если поднять трубку, можно услышать одну из речей Мартова, который начинал как близкий соратник Ленина, а закончил как его ярый противник.
Примечательно, что всех персонажей проекта разделяет не только род деятельности, но и отношение к еврейству. Марк Шагал в своих эссе писал: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником». Лев Троцкий (урожденный Лейба Бронштейн) в разговоре с сокамерником во время очередного ареста заявил: «Я не еврей, я социал-демократ!» — таким образом отказавшись от своего происхождения. Но организаторы пошли дальше, отдав одну из «комнат» Василию Шульгину — главному редактору газеты «Киевлянин» и открытому антисемиту. Между тем из большого списка речей Шульгина, сохранившихся и по сей день, организаторы выбрали не самую известную, но самую провокационную. Она так и называется — «Что нам в них не нравится» — и посвящена, ни много ни мало, последовательной критике еврейского народа. На этом месте Григорий Казовский, заметив удивление на лицах гостей, отмечает: «Из песни слов не выкинешь. Мы считали, что это принципиально важно, чтобы звучали все голоса. Мы предоставляем срез истории, в котором найдется место всему».
Артем ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Jewish.ru