— Я похоронил 40 лет своей жизни под землей и собираюсь прожить долгую жизнь новым человеком, — сказал шахтёр Марио Сепульведа вскоре после того как его вызволили с глубины 700 метров. — Я извлек много ценных уроков, которые помогут мне выбирать правильный путь в жизни: если вы можете позвонить своей жене или своему мужу, то, пожалуйста, сделайте это… Я видел там и добро, и зло. Со мной были и Б-г, и дьявол, они боролись, но Б-г победил. Я выбрал руку Б-га и никогда не сомневался, что буду спасен.
В то время как спасатели боролись за жизни шахтеров, напряженная борьба проходила в сердцах отрезанных от мира людей. В отчаянии шахтеры видели дьявола, а в вере в Б-га — источник спасения…
Драма, разыгравшаяся на чилийской шахте, потрясла мир. Тридцати трем шахтерам удалось пережить обвал, но вскоре закончились скудные запасы еды и питья. Некоторые, ожидая смерти, легли в отчаянии на землю, но большинство шахтеров продолжали бороться за жизнь. В горных машинах они нашли похожую на машинное масло воду, которая спасла им жизнь. Спустя семнадцать дней спасателям удалось пробить узкое отверстие, через которое горнякам подавали воду и еду, а через 69 дней после аварии удалось пробить новую шахту и всех спасти.
Конечно, техника сыграла свою роль, но она явилась лишь инструментом в руках человека. Спасение стало победой человеческого духа. Оказавшиеся в ловушке, горняки могли опустить руки, однако они молились о своем спасении и предпринимали усилия. Спасатели могли отчаяться, но, вдохновленные верой, продолжали спасательные работы. Не только Марио Сепульведа, но и все мы можем извлечь из этой истории ценный урок: никогда не терять надежды.
— Я вижу в этой истории аллегорию, — поделился со мной Сэм Клигер (глава русскоязычного отдела Американского еврейского комитета). — Представьте себе, что шахтеры, среди которых были бы и мужчины, и женщины, должны были провести в шахте не 69 дней, а 69 лет. Там, под землей, возникли бы семьи, родились бы дети. Шахтеры рассказали бы своим детям, что наверху есть свет и другая, не известная им жизнь. Привыкшие к жизни в шахте дети с трудом верили бы в рассказы своих родителей о том, что кто-то ежедневно подает через отверстие еду и воду. Они стали бы воспринимать это как должное, как восход солнца, как закон природы.
В действительности все мы «шахтеры». Каждый из нас должен ценить все, что спускается ему Свыше! И каждый должен научиться ценить свой кусок хлеба, относясь к нему, как к манне небесной. Чувство благодарности необходимо нам для того, чтобы мы ценили людей, укрепляли наши отношения с ними. Более того, если человек начнет замечать и ценить происходящее с ним добро, то сердце его наполнится чувством благодарности к Небесам. Кто учил вере нашего праотца Авраама? Благодарность позволила ему увидеть великую гармонию законов природы.
Не случайно иудей, йеуди на иврите одновременно означает благодарить и признавать. Эти слова связаны по смыслу. Иногда люди проявляют неблагодарность, не признают, что кто-то сделал им одолжение, потому что не хотят чувствовать себя обязанными.
«Разве можно требовать от человека веры, в то время как даже Аристотель не постиг этого? — спрашивал рабби Эльханан Вассерман глава иешивы «Барановичи». — Не нужно быть философом, чтобы понять, что мир не может быть следствием случая. Если бы новорожденный был наделен разумом взрослого, то, впервые увидев мир, он осознал бы, что, подобно тому, как прекрасный рисунок указывает на художника, гармония законов природы свидетельствует о Творце. Почему же многие не видят Творца? Потому что не хотят видеть, не желая никому быть обязанными».
Авраам стал первооткрывателем веры не благодаря разуму, а доброму сердцу. Всевышний спас Авраама из огня, в который бросил его Нимрод. Поэтому благодарный Авраам посвятил свою жизнь спасению других. Он пытался спасти от разрушения даже Содом. И хотя ему удалось спасти только Лота и его дочерей, из них «вышел» царь Давид, потомка которого, Машиаха, евреи ждут во все времена, помня, что тот, кто сеет семена спасения, обязательно «пожнет» спасение для своего народа!
Художник Алекс Левин