Свет для народов

Мой десятилетний сын недавно начал изучать Талмуд. Первая тема, которую изучают в Талмуде, — законы возвращения находок.

Сказано в Торе: «Не отвернется еврей от потери брата своего… и вернет ему».

Словом «брат» Тора называет соплеменника — другого еврея.

Без правильного анализа Торы имеется опасность интерпретировать этот закон следующим образом. «Говоря «верни брату» еврею, Тора имеет в виду, что по отношению к остальным, т. е. неевреям, евреи могут вести себя неуважительно».

А теперь научимся понимать Тору правильно.

Талмуд учит нас фокусироваться на ключевых моментах.

Первый момент — «не отвернется» — означает, что естественное желание человека в данном случае — «не напрягаться» (отвернуться) и не брать на себя обузу — бросать свои дела и разыскивать хозяина. Тора же указывает: прояви (дополнительное) усилие и позаботься о другом человеке.

Второй момент — Тора не настаивает, чтобы еврей проявил эту «неестественную» заботу по отношению ко всем, Тора говорит «брату своему» — другому еврею.

Эти два ключевых момента высвечивают правильное отношение между евреями и неевреями. Поверхностный взгляд говорил — к евреям относись нормально, а к неевреям — можешь опустить планку и вести себя пренебрежительно.

Правильный подход: ко всем относись нормально (согласно обычному подходу, распространенному в мире), но по отношению к своим — «ПОДНИМИ планку» и прояви лишние усилия, чтобы вернуть находку опечаленному владельцу.

Чувствуете разницу? В первом случае — «опусти планку» к чужим, во втором случае — «подними планку» к своим!

Здесь лежит один из ключей к пониманию конфликтов, вызванных ненавистью антисемитов к евреям.

Что имеет в виду Тора?

С одной стороны, от всех людей нельзя требовать большего, чем заложено в их природе. Мы имеем право вести себя обычным образом. Но с другой стороны, мы должны стараться стать лучше — по отношению хотя бы к тем, кто ближе к нам.

Кстати, важно, что у человека есть такие близкие, среди которых он чувствует себя комфортно и может духовно расти.

А теперь посмотрим на три возможных взгляда нееврея на евреев.

= Уважение. Они (в смысле мы, евреи) молодцы, среди своих учатся быть более человечными. А ко всем остальным — просто нормальные.

= Желание присоединиться. Их еврейские законы делают человека более возвышенным и духовным. Я хочу быть, как они. Я прохожу гиюр и присоединяюсь к ним.

= Ненависть. Если они (евреи) просто люди, то я (нееврей) кто?! Значит, я — зверь?! Вы, евреи, «разбудили во мне зверя». Вы виноваты в том, что проснувшийся во мне зверь вас «укусит».

Первый вариант должен быть самым естественным. Он называется в Торе — «Евреи — свет для народов». Мы не требуем от всех быть лучшими, но для себя мы эту задачу ставим. И другие, видя нас, понимают, что есть способ стать лучше. Правильный еврей — благословение для окружающих.

Второй вариант говорит о том, что мы готовы принять к себе тех, кто, как и мы, готов работать над собой.

Третий вариант — иллюстрация многовековой реальности. У него несколько корней. А) Отсутствие правильного диалога с неевреями, чтобы показать им правильный взгляд на нас. Б) отсутствие понимания у многих из нас. В) Наличие среди нас многих ассимилированных, которые не собираются духовно расти.

Когда нееврей (внутренне готовый к первому варианту) видит еврея, ведущего себя, как все народы, у нееврея пробуждается третий сценарий. На уровне подсознания они понимают, что наличие Торы у нас и отсутствие Торы у них разделяют нас на ступеньку. И если мы выше среднего, то они просто нормальные. А если мы как все, то это «опускает» их, и они бьют нас, чтобы мы начали духовно подниматься вверх и поднимать за собой весь мир.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора