Обыкновенное чудо. Праздник Суккот

Заключительный раздел Пятикнижия «Ве зот ха-браха» будет прочитан в праздник Шмини-Ацерет, он же Симхат-Тора. Это единственный раздел, чтение которого в синагогах приурочивают не к субботе, а к празднику. А в ближайший шаббат, в третий день Суккота, вместо очередного недельного раздела прочтут специальные праздничные отрывки из Торы, а также книгу «Коэлет» («Экклезиаст»), автор которой мудрый царь Шломо предостерегает нас от бездумной погони за материальными благами и чувственными удовольствиями.

«В шалашах живите семь дней; каждый житель страны в Израиле должен жить в шалаше, дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил я сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской. Я — Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикра, 23:42-43).

Период осенних праздников и грозных дней завершается радостными и веселыми днями Суккота, как пишет о них Тора: «Зман симхатейну» — время нашей радости.

Если вы спросите среднего израильтянина, чего больше всего ему не хватает в суке, он не раздумывая ответит: «Кондиционера».

Именно так должны были чувствовать себя евреи в пустыне после своего побега из рабовладельческого Египта. Защищенные «облаками Славы» от жгучего солнца, они испытывали прохладу и комфорт на протяжении всех сорока лет странствий по безлюдной местности.

«Облака Славы» не только создавали евреям искусственный климат, но и сглаживали, разравнивали грунт во время их походов, позволяя им без устали идти по ровной местности, и даже чистили и гладили их одежду. Еда и вода поступали бесперебойно, к самому порогу их шатров. И сверх того, они ели хлеб, полученный от Самого Б-га: манн, который мог иметь вкус любого земного продукта. Получается лучше, чем в пятизвездочном отеле, и все — бесплатно.

Так почему же мы сидим в этих душных шалашах? На сей вопрос дается типичный для иудаизма ответ: единого мнения нет, это «махлокет», предмет спора авторитетов.

Облака Славы

По словам рабби Элиэзера, шалаши, «суккот», упоминаемые в приведенном выше отрывке из «Ваикра», это облака Славы, которые обеспечивали каждого еврея, находившегося в пустыне, надежным укрытием и защитой. Речь идет о подлинном чуде, которое продолжалось сорок лет без перерыва.

Рабби Элиэзер утверждает, что праздник Суккот символизирует два фундаментальных принципа еврейской веры:

Б-г любит евреев и заботится о них — лично. Так было в течение всех сорока лет их пребывания в пустыне;

Б-г постоянно присутствует и полностью контролирует силы природы.

Показывая евреям чудеса, противоречащие законам природы, Б-г, по существу, учил их жить на более высоком уровне реальности по сравнению с тем уровнем, который был доступен другим народам.

Как говорил рабби Ханина: «Тот, Кто велит маслу гореть, заставит гореть и уксус». Именно в такой реальности жили евреи в пустыне.

Когда чудеса становятся повседневной нормой, они перестают отличаться от самой природы, которая, если вдуматься, и есть главное чудо мироздания. Водопад — не менее удивительное явление, чем вода, вставшая стеною при переходе евреев по дну Красного моря. Проще говоря, если Б- смог создать все из ничего, то с тем же успехом он может превратить все в ничто.

Хижины в пустыне

По мнению рабби Акивы, суккот, которые нам заповедано строить, символизируют хижины, которые наши предки строили в Синайской пустыне после Исхода, чтобы защитить себя от изнуряющей жары.

Напрашивается вопрос: зачем нужен праздник в честь нашего пребывания в тесных и душных шалашах?

Рабби Акива дает такой ответ. Сука символизирует жизнь в этом мире. В ней как будто переплелись Б-жественное провидение и физический труд человека. Иначе говоря, несмотря на присутствие Б-га в пустыне, евреям все равно пришлось засучить рукава и построить временные жилища для себя.

Так же и в сегодняшнем мире, погруженном во мрак бездуховности, мы должны видеть Б-га в повседневных реалиях природы. Вот чему учат «нечудесные» хижины праздника Суккот: надо видеть «длань» Всевышнего в нашем естественном мире.

На вкус и цвет

В Суккот нам даны две главные заповеди: жить семь дней в «суке», шалаше с кровлей из ветвей и листьев, и ежедневно, кроме субботы, возносить во время утренней молитвы «арба миним», четыре вида растений: этрог (плод цитрусовых, похожий на лимон), лулав (нераскрытую ветвь финиковой пальмы), три ветки адасим (мирта) и две ветки аравы (речной ивы).

Эта красивая заповедь исполнена глубокого философского смысла и имеет много толкований. В одном из них, пожалуй, самом распространенном, упор делается на единство еврейского народа, которого нам почти всегда и особенно сейчас так не хватает. Притча рассказывает, что эти четыре вида обладают разными свойствами. Этрог — вкусен и хорошо пахнет. Он символизирует праведников, изучающих Тору и совершающих добрые дела. Лулав — ветвь дерева с приятными на вкус плодами, но без запаха. Это те, кто учат Тору, но не спешат помогать ближнему. Мирт обладает благоуханным запахом, но несъедобен. Это те, кто творят добро, но малосведущи в еврейской мудрости. Ива не имеет ни вкуса, ни запаха. Есть такие же люди и среди нас…

Короче, все мы разные, у каждого свои достоинства и недостатки. Но в праздник мы объединяемся, как эти четыре растения. Нельзя выполнить заповедь вознесения «арба миним» без одного из них. Народ Израиля неполон и ущербен, если от него отходит хотя бы один еврей, каким бы он ни был…

Грядет война народная…

Суккот ближе других праздников к мессианской эпохе. Пророк Захария сообщил, что народы, которые переживут последнюю в истории войну Гога и Магога, будут затем совершать ежегодное паломничество в Иерусалим, чтобы «пасть ниц перед Царем, Г-сподом Воинств, и праздновать праздник Суккот» (14:16).

В мистических видениях другого еврейского пророка — Иехезкеля описана жизнь евреев перед войной Гога и Магога. Бывшим изгнанникам удалось построить почти мессианское по своему духу государство, создать процветающее общество на вновь обретенной родине. Но затем народы мира, возглавляемые Гогом из страны Магога, нападут на Израиль, чтобы раз и навсегда покончить с еврейской проблемой.

Талмуд идентифицирует Магога с Готией, страной готов. Готы — это одно из германских племен, что соответствует интерпретации мидраша, называющего Магога «Гермамией» или «Германией».

Наша чудесная победа над коалицией Гога произойдет как раз в период Суккота. Часть врагов будет уничтожена, а часть раскается и будет ежегодно посещать Иерусалим, чтобы отмечать годовщину нашей победы над ними (точно так же, как в бывшей Восточной Германии, ГДР, праздновали «день освобождения от нацизма»).

Под крышей мира

Рабби Шимшон-Рафаэль Гирш (Германия, XIX век) отмечал, что «Гог» — одного корня с еврейским словом «гаг», крыша.

Крыша прикрывает нас от солнца, дождя и снега, символизируя мнимую независимость человека от Б-га. Этот символ диаметрально противоположен главной идее суки-шалаша, слабого, ненадежного строения с кровлей из ветвей и листьев, сквозь которую видны звезды. Такая конструкция напоминает о нашей полной зависимости от Творца вселенной. Поэтому борьба с Гогом — это борьба между «крышей» и «сукой»: материалисты, стремящиеся к господству над природой, жаждут истребить еврейский народ, само существование которого опровергает их мировоззрение.

Об универсальном характере Суккота свидетельствуют и специальные жертвоприношения, проводившиеся в Храме в этот праздник. Их было семьдесят — по числу народов, происшедших от Ноаха после Всемирного потопа. Семьдесят — это также гематрия слов «Гог ве-Магог».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора