Двумя неделями ранее я, воодушевленный ее смелым высказыванием о Крыме, сказал о ней словами Добролюбова: «Луч света в темном царстве». И продолжил: «Вот бы и другим лидерам Запада по обе стороны Атлантики прислушаться к голосу мужественной женщины». Прислушаются? Я в этом не уверен.
Но граждане Германии на прошедших 24 сентября выборах в бундестаг обеспечили ей четвертый срок на посту канцлера. И это многозначительный факт, ибо Германия — локомотив ЕС, а ЕС — естественный партнер США в неспокойном мире.
Результаты выборов таковы (в процентах): ХДС/ХСС — 32,8; СДПГ — 20,4; Альтернатива для Германии (националисты) — 13; Свободная демократическая партия — 10,7; Левые — 9,1; Зеленые — 9; прочие — 5. Соответственно распределение мест в Бундестаге (в том же порядке) выглядит так: 238; 148; 95; 78; 66; 65. Явка избирателей на выборы была необычайно высокой — 76,5%. Сенсацией стало третье место партии АдГ. Многие в Европе, называя эту партию чуть ли не нацистской, огорчены. Лишь Марин Ле Пен от французского «Национального фронта» с АдГ солидарна. Почти сотня парламентариев от этой партии может создать нервозность для Меркель при обсуждении некоторых ее инициатив, например, по части иммиграции, но это как раз будет во благо. Так что глупо заранее видеть в АдГ опасность.
Победа Ангелы Меркель и ее блока ХДС/ХСС подсвечена еще и тем, что Социал-демократическая партия Германии, долго входившая в правительственную коалицию и по мере возможности искажавшая ее курс, постепенно разочаровала граждан Германии, в результате чего ее поддержка электоратом резко снизилась. Значительная часть ее электората, вероятно, перешла к Свободной демократической партии и к партии Зеленых, так что у Меркель появились коалиционные партнеры, альтернативные СДПГ. Она может создать коалицию со Свободной демократической партией и Зелеными, чтобы, располагая в Бундестаге 381 голосом (238+78+65), иметь там поддержку более 55 процентов собрания.
Мартин Шульц, нынешний председатель СДПГ, сразу увидел, что участие в правительственной коалиции ему уже не светит. Он заявил, что отныне его партия уходит в оппозицию. Насколько я понимаю, фактически СДПГ всегда была в оппозиции прогерманскому курсу канцлеров Гельмута Коля и Конрада Аденауэра. Герхард Шрёдер, бывший председатель СДПГ, ставший канцлером Германии, не боясь стыда, переметнулся на лучше оплачиваемую работу в «Газпром» и «Роснефть», причем основная его деятельность сводится к проталкиванию российских интересов в рамках российской политики «шрёдеризации» Европы.
Участие СДПГ в коалиционном правительстве прежде бронировало за ней важнейший правительственный пост министра иностранных дел. Теперь этой привилегии конец. Нынешний глава МИД Зигмар Габриэль, зарекомендовавший себя проводником политики России, будет уволен. Конечно, у Меркель есть достойный кандидат на этот пост, и мы вскоре увидим укрепление Германии на международной арене.
Дональд Трамп накануне пожелал Меркель победы на выборах. До сих пор их отношения не были подчеркнуто теплыми. Теперь вместе с поздравлением ему и Госдепартаменту, на мой взгляд, необходимо как можно скорее сблизиться с новым правительством Германии. Америке ни в коем случае нельзя уступать Германию влиянию России.
В этой связи напомню, как настойчиво старался Владимир Путин подчинить своему влиянию Ангелу Меркель, чтобы она его то ли не боялась, то ли, наоборот, боялась. Проведав, что она боится собак, он задумал ей тест, ради чего пригласил ее в Сочи. Это было в 2007 году. Во время беседы и протокольной съемки в комнату «случайно» вбежала его собака Кони. Нечаянно получившаяся фотография через 10 лет оказалась в распоряжении германского журнала «Фокус», и он ее опубликовал, присовокупив фразу относительно фрау Меркель: «Sie hat zwar Angst vor Putins Hund, aber keine Angst vor dem Hund Putin». Переведу с немецкого только часть этой фразы до запятой: «Она действительно страшится путинской собаки, но никакого страха…» — далее переводите сами. Варианты: «…перед Путиным нет» или «…перед собакой, принадлежащей Путину, нет», или еще как-то иначе.
Вместо того, чтобы эту двусмысленную и шаловливую остроту «не заметить», российское посольство в Берлине потребовало от журнала объяснений «за оскорбительное высказывание в адрес Путина», а пресс-секретарь Путина Песков назвал опубликованное журналом «оскорбительное высказывание о президенте РФ» недопустимым. «Мы никого не собирались оскорблять, это была ироничная игра слов, к сожалению, ее невозможно адекватно перевести на русский», — оправдывался журнал. Казалось бы, инцидент исчерпан, и скандалу конец. Так нет, верноподданные служаки привлекли экспертов-лингвистов с доказательствами, что это именно оскорбление президента РФ, и оно, это оскорбление, по интернету широко распространилось. Беда президенту РФ от его услужливых дураков.
А у него тоже выборы, и тоже на четвертый срок, но совсем по-другому. Он даже не объявил еще о выдвижении своей кандидатуры. Видимо, считает, что это самоочевидно. «Ну, если не Путин, то кто?», — слышатся ему недоуменные возгласы со всех сторон. С рейтингом, закрепившимся на уровне 83 — 86 процентов, ему и выборы вообще-то не нужны. Разве что для показа, для демонстрации их демократичности и обеспечения легитимности процедур. И поскольку у него, как говорится, «всё схвачено», нет оснований сомневаться, что 18 марта 2018 года избирком объявит его победителем.
Поискав в интернете, нашел имена претендентов на участие в выборах президента РФ на следующие 6 лет. Это Жириновский от ЛДПР, Явлинский от партии «Яблоко», Сурайкин от коммунистов, Баташёв от «Зеленых» и двое беспартийных — предприниматель Полонский и общественник Бизюкин. К ним добавлю Ксению Собчак, о которой с симпатией высказался Путин, и Наталью Поклонскую от Монархической партии.
Что о них могу сказать хорошего? Кроме Явлинского — ничего. Но все они не более, чем удобные Владимиру Путину статисты, способные набрать все вместе от силы процентов 15 голосов, а по отдельности большинство из них и вовсе не пройдет избирательный барьер. Единственный кандидат в президенты, который опасен Путину и способен его победить, — это Алексей Навальный, основатель и глава «Фонда борьбы с коррупцией», умело проводящий встречи с избирателями по всей стране от Мурманска до Владивостока. Но его, организовав приговор в Кировском суде, к выборам не допускают. «У оппозиционера нет никаких шансов пройти регистрацию, — сказала журналистам Элла Памфилова, председатель Центризбиркома, — помочь ему может только чудо».
В чудеса не верю, но слушая его ролики, восхищаюсь его умом, эрудицией, настойчивостью и находчивостью. Защита Навального обжаловала несправедливый приговор в Европейском суде по правам человека. Там приговор Кировского суда был признан незаконным, но чуда реабилитации пока не случилось. 21 сентября Комитет министров Совета Европы призвал власти России во исполнение решения ЕСПЧ предоставить Алексею Навальному право баллотироваться на выборах президента РФ. Но и Совет Европы не чудотворец.
Между тем приближается срок в 180 суток, отведенный Законом США о санкциях против России для представления первого доклада Конгрессу от Минфина, Госдепартамента и Национальной разведки о проверке российских олигархов кремлевского окружения на предмет размеров и законности источников их доходов, а также об активах их родственников. Эти данные по идее могут дискредитировать власть накануне президентских выборов. Впрочем, учитывая сомнительную логистику в работе нынешнего Конгресса, не уверен, что по истечении 180 суток мы услышим о чем-нибудь соответствующем грозному замаху. Скорее всего затеянное спустят на тормозах.
Но все равно с приближением российских выборов неспокойно становится Путину. Едва организаторы Международного дискуссионного клуба «Валдай» и пресс-служба президента России оповестили мир о том, что очередная «Валдайская» встреча пройдет в Сочи (с 16 по 19 октября) и в дискуссии примет участие сам российский президент (это будет его как бы предвыборное явление народу), как сознание лидера нации омрачило видеообращение знаменитого американского актера-оскароносца Моргана Фримена, в котором он от имени организации «Комитет по расследованию России» призвал президента США защитить страну от российского заговора. «На нас напали, мы ведем войну, — взывает Фримен. — Бывший агент КГБ, разозленный тем, что его родина рухнула, замышляет месть»…
«Каким будет Валдайский форум… На каком международном фоне Россия войдет в президентскую кампанию?», — озабочен автор российской популярной газеты «Московский комсомолец». Его озабоченность имеет основание. Тем более что тема предстоящего форума, сформулированная его организаторами, весьма опасна для России: «Созидательное разрушение: возникнет ли из конфликтов новый мировой порядок?». Разрушение, которое она несет, не ведет к созиданию, а умножение ею конфликтов рушит мировой порядок. Какой умник сочинил столь парадоксальную идею форума? Наверняка кто-то из столпов марксистско-ленинской диалектики. Ну что ж, послушаем их речи еще раз, но после Оруэлла их ремейк «война — это мир» вряд ли кого-то смутит.